Цель: развитие у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание культуры ведения дискуссии (умения терпимо относиться к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиций и мнений, уметь слушать и аргументировано отстаивать свою точку зрения), воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься и выбор жизненной перспективы. В ходе ценностно-ориентированной деятельности для подростков цель — решить проблему, а для классного руководителя, педагогическая цель — нравственное развитие детей.
Подготовительная работа
- Создаём инициативную группу, которая вместе с классным руководителем проводит опрос учащихся класса: “Деньги на личные расходы старшеклассник должен заработать сам или попросить у родителей?”
- Создаём две группы учащихся, которые на ток-шоу будут представлять разные точки зрения на эту проблему.
- Выбираем от каждой группы по одному представителю, наиболее убеждённому в правоте своей позиции.
- Выбираем двух ведущих из класса.
- Вместе с ведущими и инициативной группой формулируем 4-5 вопросов для обсуждения.
Вопросы для обсуждения
- Нужны ли старшекласснику карманные деньги и в каком количестве?
- Может ли старшеклассник самостоятельно и честно заработать эти деньги?
- Можно ли сочетать работу с успешной учёбой в школе?
- Необходимо ли согласие родителей в решении вопроса о работе старшеклассника?
- Можно ли обойтись без карманных денег? Каков их минимум?
- Имеешь ли ты право занимать, то есть отдавать в долг карманные деньги?
- Не влечёт ли наличие большого количества денег развитие негативных качеств личности?
Подготовка к дискуссии в форме ток-шоу проходит в течение 2-3 дней. В первый день проводим “мозговой штурм” по планированию предстоящего дела. Кратко технология проведения “мозгового штурма” может быть представлена из нескольких этапов:
- Делим коллектив на микро группы, например, две группы по 8 человек и одна группа назовём её “друзья”.
- Предлагаем каждой группе за полминуты придумать порядок проведения ток-шоу, в котором они хотели бы участвовать.
- Через полминуты выслушиваем краткие описания проектов, придуманных каждой микро группой.
- Выбираем все вместе наиболее понравившийся вариант, либо комментируем разные идеи, либо усовершенствуем наиболее подходящую. Используем технологию проведения “мозгового штурма” для детализации коллективного проекта ток-шоу. Выбираем ведущих: Омарбекова Динара, Садыбеков Жанибек. Уточняем порядок деления на группы, определяем способ преподнесения проблемы дискуссии.
Правила для учителя, проводящего “мозговой штурм”:
- Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой идея.
- Запрещается критиковать, высмеивать какие-либо идеи, предложения, высказанные в ходе “мозгового штурма”.
- Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, модернизировать идеи.
- Нельзя заставлять, кого-либо высказываться. В ходе “мозгового штурма” идёт быстрый свободный, добровольный обмен мнениями
Завершается этап коллективного планирования, когда всем ясно, что:
В определённый час и день, то есть, 10.12.02 в 8.30, в конкретном кабинете, №221 будет проходить ток-шоу по проблеме “Карманные деньги”
Ведущие: Омарбекова Динара, Садыбеков Жанибек.
Участники разделены на группы.
Создана инициативная группа по подготовке дискуссии, оформления классной комнаты.
Примерный свод правил ведения дискуссии
- С уважением относиться друг к другу.
- Чтобы высказаться поднимаем руку.
- Порядок выступлений определяет ведущий.
- Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т. д.
- Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё особенное мнение
- Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
В ходе подготовки классный руководитель помогает ведущим продумать в деталях ход дискуссии, вопросы, выносимые на обсуждение, ситуацию нравственного выбора, средства её презентации. Консультирует инициативную группу по вопросам оформления классной комнаты, проводит вместе с ведущими деление коллектива на группы, что предусмотрено сценарием.
Технологическая цепочка проведения ток-шоу
- Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников.
- Ведущий напоминает правила дискуссии
- Выдвигается проблема обсуждения (ситуация нравственного выбора)
- Ведущие представляют информацию: понятие “деньги”, как они появились, зачем они нужны.
- Представляются вопросы для обсуждения. Предоставляется слово участникам дискуссии.
- Идёт обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущих. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуации (выявление субъектов ситуации, анализ их целей, мотивов поведения, выявление проблемы или конфликта, выдвижение гипотез решения нравственной проблемы, анализ различных вариантов и способов решения проблемы, поиск оптимального нравственно обоснованного решения проблемы)
- Инсценировка ситуации
- Рассказ человека в маске, “история маски”
- Подведение итогов дискуссии.
Организационно ток-шоу позволяет включить в дискуссию большое количество детей и как воспитывающая форма имеет много достоинств:
- Обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
- Аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
- Учащиеся, а не учитель направляют обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга; в ходе ток-шоу мнение взрослого не навязывается подросткам, они свободны в своём нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнёт их на размышления, не поиск истины.
Приложение №1
Выступление ведущих
Сегодня, 10 декабря 2002 года в нашем классе проходит ток-шоу “Карманные деньги”, мой нравственный выбор.
Ведущие _______________
После предварительного опроса учащихся “Деньги на личные расходы старшеклассник должен заработать сам или попросить у родителей?'”, инициативная группа создала две команды, которые на ток-шоу будут представлять разные точки зрения на эту проблему.
Капитан первой команды Джетыбаева Анель, команда придерживается мнения, что
желательно деньги заработать самому; капитан второй команды Диденко Юля, команда придерживается мнения, что деньги лучше попросить у родителей.
В центре “Друзья”, которые помогут участникам команд разобраться в сложных ситуациях в процессе дискуссии.
Ток-шоу проводится в форме дискуссии, каждый из вас может высказывать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Напомним правила ведения дискуссии:
- С уважением относиться друг к другу.
- Чтобы высказаться поднимаем руку.
- Порядок выступлений определяет ведущий.
- Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами иа жизни, литературы, фильмов и т. д.
- Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё особенное мнение
- Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
Что такое деньги? Несколько лет назад люди даже и не представляли себе, что это такое - деньги. Они просто менялись друг с другом. За одного барана, например, можно было получить два топора или одни штаны, или четыре кувшина.
А за ожерелье из клыков и костей леопарда - лодку или пару быков.
Чтобы упростить обмен люди стали придумывать деньги. Многое перепробовали в роли денег: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани. Но какие лее это были неудобные деньги! Постепенно люди поняли, что настоящие деньги должны быть постоянными и обладать совершенно особыми свойствами.
Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой, чтобы они легко делились на самые мелкие части, но при этом общая ценность денег не уменьшалась. Самыми удобными оказались металлические, но самые из них дорогие - золотые.
Но они тяжёлые и занимали много места, да и грабители легко могли отобрать. И вот выход. Золото стали отдавать в банк на хранение, а вместо него брали с собой бумажные расписки на это золото.
Так, впервые появились на свете бумажные деньги, на которых написано какому количеству хранящихся в банке золота, они равны.
Деньгами оплачивается всё, во что вложен труд человека.
Перейдём к обсуждению проблемы.
- Нужны ли старшекласснику карманные деньги, и в каком количестве? (Ведущий предоставляет слово членам сначала одной команды, даёт им высказаться, затем другой, следит за ситуацией, можно кое-где комментировать, после высказываний сделать заключительный вывод)
- Может ли старшеклассник самостоятельно и честно заработать деньги?
- Можно ли сочетать работу с успешной учёбой в школе. (Работает ведущий, в итоге делает вывод)
- Необходимо ли согласие родителей в решении вопроса о работе старшеклассника (работает ведущий, в итоге делает вывод).
- Можно ли обойтись без карманных денег? (работает ведущий, в итоге делает вывод)
- Имеешь ли ты право занимать, давать в долг карманные деньги? (Работает ведущий, в итоге делает вывод)
- Не влечёт ли наличие большого количества денег развитие негативных качеств личности? (работает ведущий, в итоге делает вывод)
- Итак, мы приходим к выводу, что карманные деньги всё-таки нам нужны.
- Но каждый из вас, имея своё собственное мнение, должен иметь определённую жизненную позицию по этому вопросу.
- А сейчас мы посмотрим домашнее задание каждой из команд. Первая команда представляет небольшую инсценировку на тему ток-шоу.
- А теперь предоставим возможность выступить второй команде.
Мудрый казахский народ очень удачно высказывается по поводу наличия денег и их отсутствия. Известны казахские народные пословицы и поговорки:
Богатство, нажитое без труда,
Уносит ветром прочь бог весть куда.Дал, щедрый бы и нам всего немало,
Жаль, руки щедрому нужда связала.Если ты богат - стремись,
Чтоб душа не очерствела,
Если беден — не ленись,
Не сиди без дела
Нам не приносит счастье никогда
Богатство, что досталось без труда.И золоту невелика цена,
Когда твоя казна, полным-полна.
А сейчас, рассказ человека в маске, “история маски” (ведущий ставит стул для человека в маске)
Как вы относитесь к этой истории, попросим “друзей” высказать своё мнение (небольшая дискуссия и выводы ведущего).
Заключительное слово классного руководителя.
Оформление классной комнаты:
- Тема ток-шоу “Карманные деньги” вывешена на доске.
- Казахские народные пословицы и поговорки на тему в виде плакатов.
- Правила ведения дискуссии (плакат)
- Вопросы для обсуждения на дискуссии (плакат)
- Газеты на тему.
- Группы садятся на определённые места, столы и стулья расставить удобным способом.