Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами.
Задачи:
- Прививать любовь к своей культуре, истории.
- Обогащать знания детей о свойствах и особенностях русских народных музыкальных инструментах; учить различать их тембровую окраску.
- Познакомить с определениями: «симфонический, народный оркестр».
Художественная литература:
- В. Бычков «Основы художественного ремесла. Музыкальные инструменты».
- Д.А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей».
Музыкальный репертуар:
- Русский народный наигрыш «Барыня».
- Русский народный наигрыш «Светит месяц».
- Русский народный наигрыш «Камаринская».
- Русская народная мелодия «Ах, ты, береза».
- Й. Штраус «Вальс».
- Локтев «Попрыгушки».
Материалы:
Музыкальные инструменты: гусли, окарина, жалейка, гармонь, баян, рубель, домра, балалайка, ложки, трещотка.
Оборудование: ширма, музыкальный центр, мультимедийная система, пазлы с изображением русских народных инструментов (балалайка, домра).
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.
Звучит русский народный наигрыш «Барыня».
Из-за кулис выходят две барышни в русских народных костюмах и исполняют веселый танец с платочками.
1-я барышня: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте.
2-я барышня: Сегодня мы с вами познакомимся с русскими народными музыкальными инструментами.
На земле у каждого
Есть родимый дом.
Хорошо и весело,
И уютно в нем.
У собаки – (дети отгадывают)… конура,
У лисы –… нора,
У малиновки – …гнездо,
У совы –… дупло.
1-я барышня: Ребята, а как вы думаете, где живет наш друг – музыкальный звук?
Может в крике чайки?... (ответы детей)
В клетке у орла? …
Или в трубном зове
Доброго слона? …
Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.
1-я барышня: Правильно. Посмотрите ребята, у меня в руках ложки.
2-я барышня: А у меня трещотка.
Вместе: Это русские народные музыкальные инструменты.
Барышни предлагают детям поиграть.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Веселый ритм».
Описание игры:
Первая барышня отстукивает ритмический рисунок на ложках, дети повторяют, отхлопывая ритм ладошками.
Вторая Барышня играет ритмический рисунок на трещотке, дети повторяют ритм, топая ножками.
Выходит ребенок и читает стихотворение про ложки.
Не кастаньеты мы – всего лишь ложки,
Но все ж прекрасны хохломские с плошкой.
К примеру, или с росписью другой
Сравнимы цветом с радугой-дугой.
Нам музыкант оказывает честь,
А также нами можно просто есть
Еще мы ценимся в подарок за границу,
Особенно когда подстать жар-птице.
Раскрашен ярко круглый черпачок
И с золотой каемкою бочок.
Но все ж печально просто нам висеть,
Ведь стрекотать нам хочется и петь.
Мы станем кастаньетами для вас
И ноги пустятся в веселый пляс.
Дети исполняют «Танец с ложками» под русскую народную мелодию «Ах, ты, береза» (описание движений З. Роот из сборника «Музыкальный сценарий для детского сада», 2006 г.)
1-я барышня: А сейчас внимание на экран. Перед вами оркестр (демонстрируется оркестр русских народных инструментов). Давайте внимательно посмотрим на инструменты и послушаем, как они звучат.
В записи звучит русский народный наигрыш «Светит месяц».
А сейчас мы с вами послушаем еще один оркестр (на экране демонстрируется изображение симфонического оркестра).
В записи звучит «Вальс» Й. Штрауса.
2-я барышня: Ребята, кто знает, как называются эти оркестры и чем они отличаются?
Ответы детей…
Симфонический оркестр – большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. В состав симфонического оркестра входят четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные.
Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
1-я Барышня подходит к столу где лежат инструменты: гармонь, рубель, жалейка, гусли, окарина.
1-я барышня: Ребята, посмотрите какие здесь удивительные инструменты.
2-я барышня: Интересно, как же они называются и как на них играют?
В это время из-за кулис, играя на гармошке, выходит музыкант (специальный гость):
В гости к вам пришел ребята,
Музыкант я не простой.
Вижу много инструментов,
Поиграю вам с душой.
Первый инструмент, на котором я сыграю называется окарина. Окари́на – древний духовой музыкальный инструмент. По своей форме он напоминает яйцо с отверстиями для пальцев. Обычно окарину изготавливают из керамики, но иногда из дерева, стекла или металла. Послушайте, как он звучит.
А это жалейка. В старину на этом инструменте играли пастухи. Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент. А почему язычковый? Потому что внутри специальные маленькие пластинки язычки или пищики. Пищики делают из тростника, бересты и даже из гусиных перьев. Жалейка похожа на свирель. Свирель – это дудочка с отверстиями (показать свирель на экране). В отличие от свирели, у жалейки есть расширяющийся рожок (показать раструб). Послушайте жалейку.
Следующий инструмент – гусли. Гусли – струнный музыкальный инструмент. На гуслях более тысячи лет назад играли наши предки-славяне. Люди, которые играли на гуслях, назывались гуслярами, они одновременно играли на гуслях и рассказывали былины. Гусли имеют треугольную форму и от 5 до 17 струн. Послушайте, как звучат гусли.
Рубель – относится к предметам домашнего быта. В старину его использовали для глажения белья, наматывая белье на валик и раскатывая. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Сыграть на рубеле.
Но самый мой любимый инструмент – гармошка и баян. Эти инструменты родственники. У них есть общие название – гармоники. Гармонику изобрели в Германии, почти 200 лет назад. В Россию её сначала привозили, как необычный сувенир, но очень скоро гармошка стала настоящим народным инструментом. Один тульский купец на ярмарке купил гармонику. Привез домой, разобрал и изучил его устройство и понял, что ничего в нём сложного нет и сделал своими руками новую гармошку. И очень скоро во всей Туле и в других российских городах стали делать тысячи гармошек. Послушайте гармошку.
1-я барышня: Ребята, вам понравились истории про русские народные инструменты? Давайте похлопаем нашему музыканту.
Звучит русский наигрыш «Светит месяц» в исполнении баяна.
Барышни предлагают детям взять инструменты и поиграть на них. После игры дети прощаются с музыкантом.
1-я барышня: Будем праздник продолжать, выходите поиграть!
Проводятся игры:
Первая игра «Ищи свой инструмент».
Звучит 2-х частная музыка («Попрыгушки» В. Локтева). Дети, стоя в 3-4-х кружках, берутся за руки. В центре кружков стоят водящие с муз.инструментами. На 1-ю часть музыки дети идут по кругу пружинящим шагом, водящие играют на муз.инструментах. На 2-ю часть дети легко бегают врассыпную поскоками. Водящие перебегают на другие места. С окончанием музыки дети находят «свой» инстумент, образуя круг.
Вторая игра «Собери свой инструмент».
Дети делятся на две команды. Нужно собрать картину из пазлов, чтобы получились народные музыкальные инструменты – балалайка и домра. Кто быстрее соберет картинку.
2-я барышня: Ребята, молодцы, справились с заданием! А сейчас давайте отгадаем, как называются инструменты, которые вы собрали.
2-я барышня подходит к картинке с изображением балалайки:
А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша…(балалайка).
1-я барышня подходит к картинке с изображением домры:
Балалайкина подружка,
Хохотушка, веселушка!
Веселится до утра,
А зовут её…? (ответ детей) Домра!
2-я барышня: Молодцы, ребята! А сейчас сюрприз. Садитесь поудобнее и встречайте апплодисментами маленьких музыкантов из детской школы искусств, которые вам сыграют на домре и балалайке.
После концерта барышни прощаются с детьми до новых встреч.