Повторяем теорию Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели урока.

Обучающие:

  • повторение, обобщение и контроль знаний по теме “Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора”.

Развивающие:

  • продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся;
  • способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность учащихся;
  • воспитывать наблюдательность, внимательность при индивидуальной работе и работе в группе.

Методы обучения.

  • Проблемный, эвристический, практический

Оборудование

На столах учащихся

  • Тест.
  • Бланки с таблицами для выполнения письменных заданий.
  • Тетради, учебники, дневники.

На доске.

  • Тема урока: Повторяем теорию Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.
  • Портрет Чарльза Дарвина
  • Основные понятия темы:
  • Техническое и дополнительное оснащение.
  • Мультимедийная система.
  • Презентация “Повторяем теорию Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора”
  • Ведомости.
  • Таблички с названием команд
  • Фишки.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.

а) теоретический тур (вопросы в устной форме и с использованием ИКТ)

3. Промежуточное обобщение.

б) практический тур (письменный опрос по группам)

в) индивидуальная работа (тест с использованием доски).

г) взаимопроверка (с использованием ключа).

4. Домашнее задание

5. Заключение.

ХОД УРОКА

1. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

Здравствуйте. На сегодняшнем уроке мы повторяем теорию Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Каждый из вас может показать, как он усвоил тему, что вам понятно, а, что и не очень. Все вместе мы постараемся привести в систему все то, что вы изучили по теории эволюции.

Вы должны знать:

а) движущие силы эволюции

б) что является материалом для эволюционных преобразований

в) что является результатом эволюционных преобразований.

Вы должны уметь

а) дать определения основным биологическим понятиям

б) применять свои теоретические знания на практике

в) обобщать и делать выводы.

2. Основная часть урока.

Урок у нас будет необычный. Проведут его ученики 11 класса. Им очень хочется узнать, как вы справились с этой темой. Я надеюсь, на вас. Не подведите.

На нашем уроке каждый из вас получит по три оценки.

Урок состоит из двух частей: теоретического и практического туров

Предлагаю построить первую часть урока в форме брейн- ринга.

Класс делиться на четыре команды по 6-8 человек.

Я будем задавать вам вопросы, вы отвечаете на них.

Ваша задача набрать как можно больше баллов. Вы должны внимательно слушать ответы друг друга, за каждое правильное добавление или уточнение вы получаете фишки синего цвета, за полный и правильный ответ – зеленого цвета. Отвечает та команда, члены которой поднимут руку первыми. Если игрок вашей команды дал неверный или не полный ответ, члены команды могут помочь, но только один раз. В этом случае игрок, давший правильный ответ получает синюю фишку.

На этом этапе вы получите первую оценку. По окончанию урока капитаны команд записывают в ведомость, сколь и каких фишек набрал каждый из вас. Сдаете ведомости моим помощникам. И все фишки, полученные каждым из вас, превратятся в оценки.

Теоретический тур.

Обратите внимание на доску.

Фрагмент № 1.

Изображение жирафа.

Какое отношение имеет это животное к теории эволюции?

(ответ - ученые биологи давали разные версии по происхождению длинной шеи жирафа)

Правильно. Тогда еще несколько вопросов о жирафе.

Фрагмент № 2

Как мог бы объяснить появление длинной шеи у жирафа Карл Линней?

Желающие ответить?

(ответ - его таким сотворил бог)

Как объяснял это Жан Батист Ламарк?

(ответ - длинная шея жирафа сформировалась в результате упражнения и стремления к совершенству)

Как можете это объяснить вы на основе знаний эволюционной теории Чарльза Дарвин?

(ответ - длинная шея жирафа сформировалась в результате борьбы за существование и естественного отбора как приспособление к условиям существования)

Вы знаете, что одним из главных событий в жизни Чарльза Роберта Дарвина стало его кругосветное путешествие на корабле “Бигль” в 1831 – 1836 годах.

Фрагмент № 3

Кто объяснит, какие наблюдения Чарльза Дарвина повергли сомнению его веру в неизменность видов.

(Нахождение в геологических отложениях Южной Америки скелетов вымерших гигантских млекопитающих похожих на современных броненосцев и ленивцев, изучение видового состава вьюрков на галапагосских островах. Чарльз Дарвин обнаружил близкие виды вьюрков, различающиеся между собой характером питания и формой клюва. Особенности развития грызуна туко-туко).

Вернувшись в Англию, Чарльз Дарвин обратился к практике сельского хозяйства. Изучил работы по разведению пород голубей, собак и крупного рогатого скота, селекции растений. Он пришел к выводу, что действует определённая форма отбора.

Фрагмент № 4

Представитель породы животных и сорта растений.

  • Как называется этот отбор?
  • Какой отбирающий фактор действует?
  • Что является материалом для отбора?
  • Назовите результат этого отбора?

(Искусственный отбор. Отбирающий фактор – потребности человека. Материал – наследственная индивидуальная изменчивость. Результат: новые породы животных и сорта растений).

К 1837 году Чарльз Дарвин становиться убеждённым эволюционистом и начинает искать движущий фактор эволюции.

Фрагмент № 5.

Внутривидовая борьба

Назовите форму борьбы за существование? Укажите её причины.

Фрагмент № 6.

Межвидовая борьба за существование.

Назовите форму борьбы за существование? Укажите её причины.

Фрагмент № 7.

Борьба с неблагоприятными условиями среды.

Как называется эта форма борьбы за существование? Её причины.

Мы повторили все основные формы борьбы за существование, но всё же…

Фрагмент № 8

Объединены все выше представленные (ф. 5,6,7).

Какая форма борьбы за существование идет наиболее остро? Почему?

(внутривидовая, потребности в пище, территории и других условиях существования одинаковы).

Историческая справка (слайд)

  • С 1839 – 1854 Чарльз Дарвин издает большое количество разнообразных работ:
  • 1839 год публикует “Дневник путешественника” описание путешествия на корабле “Бигль”
  • С 1839 – 1846 годы издает 5 томный труд, в котором отражены зоологические и геологические результаты путешествия.
  • В 1846 г. Дарвин публикует "Геологические наблюдения в Южной Америке". Она удостаивается высшей награды - медали Королевского общества и по сей день используется специалистами.
  • В 1854-1855 гг. Дарвин приступает к работе над эволюционной теорией, собирает материалы по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов животных и растений, а также данные по методам селекции домашних животных и культурных растений.

Дарвин установил, что различные породы животных и сорта культурных растений созданы человеком в процессе искусственного отбора. Из поколения в поколение человек отбирал и оставлял особей с каким-либо интересным для него изменением, обязательно наследственным, и устранял других особей от размножения. В результате были получены новые породы и сорта, признаки и свойства которых соответствовали интересам человека.

Нет ли подобного процесса в природе?

Фрагмент № 9

В результате этого отбора выживают и оставляют потомство особи, наиболее приспособленные к определённым условиям существования. Какой это отбор?

Какой отбирающий фактор действует?

Что является материалом для отбора и какой его результат?

(Естественный отбор. Отбирающий фактор – среда обитания. Материал – наследственная индивидуальная изменчивость. Результат: новые виды животных и растений).

Да действительно естественный отбор.

Фрагмент № 10

Как называется эта форма естественного отбора? Её результат?

В каких условия действует этот отбор?

Фрагмент № 11

Какая форма естественного отбора представлена?

В каких условия существования действует этот отбор?

Естественный отбор движущая сила изменения видов. Виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды. Размножение организмов обеспечивает сохранение видов в природе. У раздельнополых животных часто встречается примеры частного случая внутривидового естественно отбора.

Фрагмент № 12

Половой отбор.

Как называется это отбор? Его роль в эволюции.

В природе у многих раздельнополых животных встречается ещё одно очень интересное явление

Половой диморфизм.

Какое это явление? Его роль в эволюции.

(обеспечивающее с одной стороны привлечение особи противоположного пола, а с другой стороны сохранение самки в период выведения потомства)

3. Обобщение по первой части урока.

А теперь давайте подведем итог этого этапа урока. И определим

а) движущие силы эволюции

б) что является материалом для эволюционных преобразований

в) что является результатом эволюционных преобразований.

(Делаются записи в тетради. И проектируются о на доске).

  • Движущей силы эволюции? (назвать и дать определения) (естественный отбор и борьба за существование)
  • Что является материалом для эволюционных преобразований? (наследственная: индивидуальная и мутационная изменчивость).
  • Что является результатом эволюционных преобразований (новые виды живых организмов)

В тетради записываем.

  • Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина
  • Основная движущая сила эволюции - естественный отбор на фоне борьбы за существование.
  • Материал для естественного отбора - наследственная изменчивость (мутационная, комбинативная)

Результат эволюции органического мира - многообразие видов растений и животных, приспособленных к условиям окружающей среды.

Эволюции органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ

Многообразие современных пород животных и сортов культурных растений является результатом действия искусственного отбора.

4. Практический тур.

Первый этап

Сейчас вы покажите ваши умения применять теоретические знания на практике. Практический тур состоит из двух этапов.

Вам раздали задания первого этапа. В течение 7 минут вам необходимо заполнить таблицы. Не забудьте подписать фамилию. Это ваша вторая оценка. По истечению времени мои помощники соберут ваши работы.

Второй этап.

Вам предлагается тест. Выполняется в тетради. Время выполнения 5 минут.

Третий этап.

Задание выполнили, а теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа.

Ключ к тесту и шкала выставления оценок на доске и уже на ваших столах. Проверяйте работу простым карандашом. Время на проверку 3 минуты.

А теперь собрали тетради и положили на край стола. Третью оценку вам выставят с учетом тестов. За урок каждому из вас будет выставлен средний балл.

5. Домашнее задание

  • Повторить записи в тетради
  • Вспомните, найдите в дополнительной литературе, какие приспособления к среде обитания есть у животных и растений.
  • По желанию. Подготовьте сообщение по темам: “Приспособления к среде обитания у растений. Значение приспособлений” или “Приспособления к среде обитания у животных. Значение приспособлений”

Урок окончен спасибо.