Цели урока:
Общеобразовательные:
- Совершенствовать навык выразительного чтения.
- Развивать умение обобщать, делать выводы, умозаключения;
Воспитательные:
- Повышать общую культуру личности
- Учить детей чувствовать и видеть доброе и волшебное в окружающем мире;
- Развивать чувство толерантности, прививать добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие, любовь к людям и природе;
Развивающие:
- Расширять кругозор учащихся.
- Развивать мышление, речь, воображение учащихся.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.
Раздаточный материал (см. приложение 1):
- Полоски с мнением людей из группы на сайте ВКонтакте
- Материал из словарей / словари
- Карточки с названиями покупок и с ценой для игры “Магазин”
- Предметы для игры “Волшебники”: камень, палка, ремень, верёвка, пистолет.
- Тексты о Ксении Петербургской
- Проблемные ситуации
Подробный конспект урока
1. Мотивация учащихся
Волшебство - золотая рыбка (просмотр фрагмента мультфильма “Сказка о рыбаке и рыбке” - слайд №1)
- ...откуплюсь, чем только пожелаешь... сказала рыбка старику
- Какие желания выполнит рыбка (слайд №2)?
- Позволим чуду быть!
- Как выдумаете, это волшебство?
- Почему (она волшебная, происходят чудеса, исполняются желания)
Что такое волшебство?
Бывает ли оно? И где оно живет?
- Волшебство - это... ?
- Обратимся к словарям.
Работа со словарями:
Словарь Ожегова
- Колдовство.
- перен. Чарующее действие.
Словарь Ушакова
- ВОЛШЕБСТВОм, волшебства, мн. нет, ср. (·книж. ). Колдовство, сверхъестественные действия.
- Очарование, чарующее действие чего-нибудь (·поэт. ). Волшебство южной ночи.
Словарь Ефремовой
- Действие волшебника, колдовство, чародейство.
- Чарующее действие кого-л., чего-л.; очарование.
Словарь синонимов: магия, чарованье, чудодействие, колдовство, ворожба, шаманство, чародейство, чары
- Значит волшебство - это что-то загадочное, невероятное, магическое, сверхъестественное, необъяснимое чарующее действие, чарование... его совершает как правило волшебник.
- А вы верите в то, что рыбка может исполнять желания?
- Да наверно, скажите вы, но где то в сказках....
- Сколько, как правило, желаний исполняется в русских народных сказках?
- Ну что ж, проверим!
2. Ход и содержание урока
1 чудо - в окружающем нас мире (слайд-шоу)
На сайте ВКонтакте есть странная группа, в которой желающие обсуждают, спорят о том, есть ли волшебство в нашем мире. Я предлагаю почитать их сообщения на форуме – и или согласиться с ними, или опровергнуть...
Раздатка детям:
- Чудо зарождающего дня, как чудо зарождающейся новой жизни!!!
- Самолёты летают, люди в космосе, мы разговариваем по телефону с кем угодно по всей планете, мы ездим на авто с бешенной скоростью, телевидение, радио, электрическтво ЭТО ЖЕ ЧУДО :)
- ... в городской суматохе увидеть, как ползёт божья коровка по травинке...
- Вода - великое чудо) Олицетворение течения Жизни...)
- Я думаю, что самое большое чудо - это то, что мы живем)
- Посмотришь за окно вечером - а там машины ездят, все освещается своим неповторимым светом)
- Наша жизнь насыщенна чудесами,да и сама жизнь - это ЧУДО!!!:)))
- ... в городской суматохе увидеть, как ползёт божья коровка по травинке...
- Видела тройную радугу!!!!)))
- В гармонии окружающего мира и состояния твоей души! В красоте...
- Проливной тёплый дождь.....
- Первые снежинки)
- Утреннее солнце сквозь весенние листочки)
- Цветы распускаются утром и закрывают свои бутоны вечером...
- Деревья меняют окрас своих листочков...
- Посадив в землю семечко вырастает в подсолнух...
- С неба льется вода и громыхает гром...
- Из кокона появляется бабочка, а из яйца цыпленок...
- Наша Земля круглая, но ни кто не с нее не падает...
Вывод: Как вы считаете – это волшебство? Оно действительно рядом с нами?
Просмотр слайдов № 3, 4, 5, 6 - природа, животные, г.Чернушка:
- Первые снежинки...
- Милых животных...
- Где находится этот сказочный лес?
- А эти рыжие от солнышка угоры?
- А изумрудный пруд?
- А старое русло какой реки?
- А вы узнаете эти красивые пейзажи?
- Это волшебное сияние салюта... или чудодействие фонтанов...
- И дорога, ведущая вдаль...
- Почему же нам так дороги эти угоры, леса, реки, пруды, дома и улицы?...
Это наша Родина, поэтому здесь всё для нас волшебное, чудесное, сказочное
-
Емаш-Павловская старица (болото)
- Капкан- гора, Городской парк
- Городской пруд
- Стела при въезде в Чернушку (со стороны п.Куеда)
Да, удивительное оно всегда рядом. нужно только суметь это увидеть!:))) Наша жизнь насыщенна чудесами, да и сама жизнь - это ЧУДО!!!:)))
2 чудо - в каждом дне
Золотая рыбка - Позволим чуду быть! – слайд №7
- Что за волшебная страна? Волшебство страны детства...
Просмотр слайда №8
- Когда человек чувствует “счастье”? Именно в детстве мы верим в чудеса, в волшебников и магов.
- Ради кого мы совершаем чудеса? Ради близких и родных нам людей, тех, кто с нами рядом...
- Приготовили сюрприз, спрятались и ждете мамину и папину реакцию...
Чьи это руки? Мудрость этих простых и нужных каждому ребёнку прикосновений мы понимаем только с годами.
Просмотр слайда №9
Игра “Магазин”
Карточки с названиями покупок: шоколад, велосипед, нетбук, футбольный мяч, фотоаппарат
Карточки с ценой: “Папе ещё год придется
ходить в старой куртке”; “Маме придётся считать
каждую копейку”; “Бабушка не сможет заменить
старые поломанные очки”; “Редко сможете видеть
больного друга”
Я думаю, что самое большое чудо - это то, что мы живем. У нас есть время, чтобы совершать чудеса для близких нам людей.
Волшебство каждый день окружает меня.
Это мамы любовь, утро ясного дня.
Вот в горшочках цветы, пирожки на столе.
Это снег, и мороз, и узор на окне.
3 чудо - своими руками (Ксения Петербургская)
Золотая рыбка - слайд №10 - Позволим чуду быть!
Игра “Волшебники”
Каждой группе даётся по предмету: камень,
палка, ремень, верёвка, пистолет.
Ученики: Камнем можно забивать гвозди,
использовать на уроках физкультуры в виде ядра,
опустить в аквариум...ит.д.. К палке можно
привязать сломанное деревце, использовать в виде
шины, костыля, указки... и т. д.
Текст:
Целыми днями она скиталась по улицам Петербурга, зимой и летом, в зной и стужу подвергаясь всяким нападкам и насмешкам, она, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг.
В это время началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, так что каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку.
... И вот каждое утро рабочие стали отмечать, что за ночь волшебным образом появляются горы кирпича... Им оставалось лишь укладывать их в стены. Они очень удивлялись случившемуся.
Наконец, они решили узнать, кто все же этот незримый помощник строительства и увидели, как блаженная Ксения каждую ночь тайно носит наверх кирпичи и складывает их на лесах, чтобы хоть как-то помочь строителям....
Просмотр слайда №11 о Ксении Петербургской
БЕСЕДА
- О ком вы сейчас прочитали?
- Какое чудо заметили строители?
- Кто оказался “незримым помощником”?
- Что вас поразило?
- Как вы считаете - ...это волшебство? Это фея, маги, шаманы, волшебники постарались?
- Святая Ксения 2 года тайно по ночам таская на своих плечах кирпичи для строящейся церкви...
- Только Богу известно, как могла выдержать босая и еле одетая женщина затяжные Петербургские дожди, когда пронизывающий ветер дует со всех сторон, трескучие морозы, когда и в теплой одежде неуютно.
- Было ли чудо, волшебство?
- Волшебниками не рождаются, - сказал паж из сказки “Золошка”, - ими становятся
Попробуем и мы стать на несколько минут волшебниками. Ребятам предлагаются проблемные ситуации (работа в группах):
а) Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в театре удалось достать 23 бесплатных билетов, и сказал: “Вас в классе 28 человек. Я вас вех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Предложите несколько вариантов решения проблемы.
б) Во дворе на скамеечке сидела, пригорюнившись, девочка она не может веселиться, пока кто-нибудь не расколдует её, назвав семью ласковыми именами. Петя, её друг, узнав об этом, сбегал за книжкой “Словарь русских личных имён” и нашёл эти ласковые имена. Попробуй назвать Свету семью ласковыми именами. А ещё?
в) Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила всё, что задал учитель, продумала, как будет отвечать завтра на уроке, выстроила ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил её, вдруг растерялась и не смогла рассказать всё так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока, когда все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слёзы навёртывались на глаза. К ней подошла подруга. Как вы думаете, что сказала подруга Свете?
г) Чтобы бабочка не укололась. Маленькая Зоя
гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации –
острые-острые колючки. Над акацией летает яркая
бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит
на колючку – что же тогда будет? Подошла Зоя к
акации. Сломала одну колючку, вторую, третью. Мама
увидела и спрашивает:- Что ты делаешь, Зоя? Зачем
колючки ломаешь? - Чтобы бабочка не укололась, -
ответила Зоя. Как вы думаете, зачем Зоя ломала
колючки?
3. Рефлексия деятельности на уроке
Просмотр фрагмента м/ф слайд №12
Нужна ли золотая рыбка, чтобы случилось что-то волшебное?
- Творить чудо, волшебство – это значит работать)))
- Инструмент – это наши руки и сердца...
- Посмотрите друг на друга. Я вижу 28 волшебников. Это – МЫ с вами!!! Только нужно помнить – что зло – рядом, и не пускать его в наши сердца...
Настроен ли, друг мой, на Чудо? –
Оно окружает повсюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
Просмотр слайда №13
Ритуал: По утрам, нужно мысленно или вслух произнести ключевую фразу: “Сегодня будет три чуда!” — щелкнуть пальцами обеих рук и во время щелчка радостно и уверенно сказать: “Позволяю!” И второй раз щелкнуть пальцами со словами: “Препятствия отменяю!” Позволим чуду быть!
Нельзя избрать, не видя ничего,
Давно пора нам просто оглянуться.
Так хочется увидеть волшебство,
От суеты размеренной проснуться.Мы оторвем листок календаря,
Наш день прошел обычно и сурово.
Вновь проскользнули рядом чудеса,
Мы в них искали перемен, обнову.Давайте просто будем наблюдать,
За тем, что рядом с нами происходит.
И небо не устанет удивлять
Нас чудесами при любой погоде!
4. Домашнее задание
Предлагаю вам сегодня всем “поработать” волшебниками – сотворить чудо своими руками. Завтра вы нам расскажете или покажете результат своего труда (рисунок, сочинение, рассказ).
Использованные источники и литература
Интернет-ресурсы:
- http://www.muviki.ru/show/31859.html м/ф “Вовка в тридесятом царстве”
- http://go.mail.ru/search_images картинки героев м/ф, материнских рук
- http://kseniya-spb.web-box.ru/video-materialy/zhitie/ сайт Ксении Петербургской
- http://galereika.net/photo/krasivye_kartinki/zhivotnye картинки животных
- http://vk.com – группа vkontakte “Волшебство волшебство” / “Волшебство рядом”
- http://chernushka59.ru/fotogallery фотографии г.Чернушка Пермский край
Литература:
- “Азбука нравственного взросления” В.И.Петрова (2007, Питер)
- “Азбука нравственного воспитания” пособие для учителя (1997, Просвещение)