Урок русского языка по теме "Знакомство с правилом написания "ь"на конце существительных после шипящих согласных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Предмет: Русский язык, 3 класс

Тип урока: “открытия” нового знания.

Цели урока:

Образовательная

  • знакомство учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;
  • закрепление знаний по теме “Имя существительное”;
  • совершенствование умения распознавать существительные по родам;
  • формирование умения применять на практике полученные знания;

Развивающая

  • развивать орфографическую зоркость, речевые умения;
  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;

Воспитательная

  • воспитание интереса к русскому языку;
  • воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;
  • воспитание читательской активности;

Задачи урока:

  • Углубить знания и представления учащихся об имени существительном, о написании мягкого знака.
  • Познакомить учащихся с правилом написании ь знака после шипящих в именах существительных.
  • Продолжить работу над умением работать с текстами.
  • Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.

Дидактический материал

  • электронная презентация “Знакомство с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных”
  • карточки с учебными заданиями, литературными текстами, таблички для оформления доски, изображения героев

Ход урока

1 этап: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята!

– На каком уроке вы присутствуете? (Русский язык)

– Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок русского языка пожаловал герой мультфильма “Вовка в тридесятом царстве”. Он считает, что “всё-то он может, всё-то он знает, всё-то у него получается”, потому что в сказках ведь всё делается “по щучьему велению”. Верите ли вы, что в жизни, так же как и в сказке можно надеяться на чудо? Верите ли вы, что Вовка может измениться и делать всё и самостоятельно, и качественно?

– Проверим наши предположения (видео)

– Вовка своими руками сделал новое корыто для старухи! Как вы думаете, почему?

– А сможет ли он построить дом? Что для этого ему необходимо?

Девиз нашего урока “Ученье - путь к умению”

– Герои этого мультфильма будут нашими проводниками.

– Как вы думаете, кто из них первый? (Царь, потому что у него карточка со словом “повторить”, а чтобы узнать новое, нужно начать с повторения необходимого)

Повторить (царь)

Попробовать (старуха)

Подумать (Василисы Премудрые)

Найти (печка)

Потренироваться (Двое из ларца, одинаковых с лица)

Проверить себя (золотая рыбка)

– Ну что ж, в путь!

2 этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторить (царь)

Даны слова (слайд): пал...то, плат...е, руч...ка, морков..., кон...ки, мощ...ный, кроват..., сосул...ка, лад...я, мебел..., поч...товый, варен...е

– Прочитайте слова, подумай, везде ли нам необходим ь знак?

Орфограмма сочетание букв ЧТ, ЩН, ЧК и т.д.

– Разбейте оставшиеся слова на две группы и объясните, какую “работу” выполняет в них ь знак.

Ь-показатель мягкости согласного звука / смягчитель

Ь-разделительный / предупредитель и т.д.

Попробовать (старуха)

“Игра на внимание” - найдите слова, которых не было в нашей группе слов (слайд): пальто, платье, дочь, ручка, морковь, коньки, мощный, кровать, сосулька, ладья, мебель, почтовый, варенье, мяч;

– Кто может доказать, что слова записаны мною верно?

– В чем трудность?

– Что вы не можете сделать? (Мы не можем доказать, что вы правильно вписали ь знак)

– Как нужно действовать, когда возникает трудность, встречается препятствие? (Нужно остановиться и подумать, что я не знаю, поставить цель, построить способ и преодолеть трудность).

3 этап: Выявление места и причины затруднения.

Подумать (Василисы Премудрые)

В парах на карточках с текстом: найти и подчеркнуть в предложениях только имена существительные: Колючий ёж убежал в лесную глушь. Трубач играет марш. Настала темная ночь. Мы купили дорогую вещь. Он примерил новый плащ. Меня охватила сильная дрожь.

– Проверка всех существительных.

4 этап: Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

Найти (печка)

Решение проблемы в парах:

Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных парами (выслушиваются ответы учащихся, фиксируются на доске – опорные таблички )

Что объединяет эти слова?

Какие звуки слышите на конце этих слов?

– Почему после одних и тех же букв шипящих то есть мягкий знак, то его нет? - модель (ж.р. – ь, м.р. – нет)

После обсуждения всех вариантов обучающимся предлагается уточнить алгоритм действий и схему

Рефлексия полученного способа и модели:

– Объясните, что надо сделать, чтобы правильно писать имена существительные, оканчивающиеся на буквы шипящих звуков?

Составим алгоритм (правильный порядок определяют сами учащиеся в парах) – из разрезанных полосок

Это имя существительное?

В начальной форме?

Есть ли шипящий звук (ч, щ, ш)  на конце слова?

Определяю род.

Женский род - пишу ь, мужской род - не пишу ь

Вывод: слайд с алгоритмом

5 этап: Физкультминутка.

На слух - “шаг вперед – да, шаг назад - нет” - найти слова, в которых написание ь знака подчиняется теме урока:

Опознавательные признаки орфограммы (сущ., н.ф., шипящий звук)

степь, роскошь (богатство и великолепие), связь, медаль, хвощ (травяное растение), ручка (“ловушка”), дождь, рожь, галька, думаешь, играть, беречь;

Работа ь знака (указывает на род)

6 этап: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Потренироваться (двое из ларца, одинаковых с лица)

ТРЕНАЖЁР: Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных (с комментированием) - устно

...услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи

...если это имя существительное в начальной форме, определи род

...если слово ж.р., то ь пишется

...если слово м.р., то ь не пишется

А) Сорбонки (слайд):

Шалаш, камыш, гараж, калач

Б) Игра “Четвертый лишний” (слайд + устно)

плащ, шалаш, помощь, лещ

чертёж, ёж, ёрш, речь

гараж, рожь, стриж, чиж

7 этап: Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

А) Словарный диктант с комментированием (тетрадь + проверка по образцу после написания каждого слова – слайд с анимацией)

– Прочитайте слова и словосочетания. Замените их близкими по смыслу существительными с основой на согласные Ж, Ш, Ч, Щ (подчеркнуть, указать род)

Неправда – ЛОЖЬ

Доктор – ВРАЧ

Сила – МОЩЬ, СИЛАЧ

Мелкие деньги – МЕЛОЧЬ

Маленький серый грызун – МЫШЬ

Вкусный наваристый – БОРЩ

Острый или тупой – НОЖ

Женское украшение – БРОШЬ

Маленький ребёнок - МАЛЫШ

Б) Составить словосочетания из слов (устно + 2 записать в тетрадь + проверка по образцу после выполнения работы): обручи, моржи, ночи, карандаши, тёмный, цветной, усатый, железный

Железный обруч

Усатый морж

Тёмная ночь

Цветной карандаш

Вывод: особое внимание Н.Ф. имени существительного (кто? что? ед.ч.)

В) Работа в парах. На слайде и у каждой пары на листе + 2 чел. на доске:

Игра “ловушки”: Ключ.., печ..., калач..., доч..., кирпич..., меч..., мелоч..., дич..., стереч..., мыш..., прыщ..., рож..., брош..., вещ..., ёрш..., мыш..., чиж..., камыш..., туш... .

Прочитайте слова из упражнения, подумайте, в каких случаях надо писать ь после букв шипящих, а в каких - нет. Будьте внимательны: я приготовила для вас “ловушки”:

печь (гл.) – печь (сущ.)

ключ (от замка) – ключ (источник) - многозначное слово

стеречь (глагол, н. ф.)

туш - тушь (гл., сущ.)

– Объясняйте свой выбор.

– Проверьте себя (по слайду)

– У кого были ошибки? Какие? Проговорите, как надо было действовать.

8 этап: Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Подумать (Василисы Премудрые) “ЛОВУШКА” - помогите разрешить спор одноклассников. Нужен ли здесь ь?

–Да, нужен,- считает Оля,- ведь это существительное   женского рода с шипящим звуком на конце. – Нет, не нужен, - думает Лена.

– Кто из них прав? (рассуждения учащихся с опорой на алгоритм).

А) Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЩ (слайд)

Б) Из-за туч(?)  показалось яркое солнце (слайд)

Поставь каждое существительное в н.ф., найди “ловушки”: плющи, вещи, рощи, товарищи, стрижи, крыши, багажи, печи, баржи, речи, камыши, лучи, лужи, силачи, дачи

Проверить себя (золотая рыбка)

– Следующее задание – для самостоятельной работы.

– Как вы думаете, зачем нужна самостоятельная работа?

– Найти и подчеркнуть в тексте “Сказка про мягкий знак” имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук (разные абзацы сказки).

1 ряд: Однажды Мягкий знак захотел путешествовать. Он сел в автомобиль и отправился в путь.

Под вечер Мягкий знак оказался в лесу. Он увидел шалаш. У входа стоял сторож.

- Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.

- Существительные мужского рода с шипящими на конце: ёж, чиж, стриж, грач и лесной врач. А ты кто? – спросил сторож.

- Я - Мягкий знак, давайте дружить! – сказал Мягкий знак и направился к ландышу, возле которого бил ключ.

- Нет, ни в коем случае, - закричали все хором. Сторож даже поднял меч, а грач держал в клюве нож. Беспокойно забегал вдали луч.

- Уходи отсюда, не хотим с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки!

- Очень жаль. А я хотел одолжить у вас экипаж, а то автомобиль сильно трясёт на лесной дороге, - робко произнёс Мягкий знак.

Вдруг громко прошипел ёж, замахал крыльями грач. Мягкий знак испугался, заплакал и пошёл дальше.

2 ряд: Он вышел к полю, на котором росла рожь.

- О чём ты плачешь? – спросила рожь. Мягкий знак поведал свою печаль.

- Не горюй, я буду с тобой дружить!

- И я, и моя дочь! – пропищала из норки мышь.

Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь. Вдруг слышит: “На помощь! На помощь!” Видит, девочка в лесу заблудилась.

- Я тоже буду с тобой дружить! – прошептала тихо ночь.

Тут вмешалась печь:

- Пусть запомнит молодёжь такую вещь, что на конце существительных женского рода после шипящих всегда пишется мягкий знак. Он нам верный друг!

“Кто ты?” - спрашивает Мягкий знак. “Я – дочь лесника, а это циркач и малыш. Помоги нам дорогу домой найти!” Вывел их Мягкий знак на тропинку, ведущую домой. А сам пошёл по тропинке дальше и вскоре дошёл до замка орфограмм. Здесь и решил переночевать. А на утро он познакомился с новой орфограммой: “На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак”. Здесь он и поселился.

3 ряд: Мой товарищ Илья гостил летом у бабушки. Село Юрьево находится на берегу реки Свищ. Заиграет утром первый луч солнца, а друзья уже на берегу реки. У них всегда с собой удочки. А вот поймана первая рыбка — ёрш. Ловили ребята и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, карась, линь, сом. Мальчики часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Кругом тишь. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчишки в лесной чаще.

Вывод:

– Какие слова вы нашли? (проверка слов по цепочке, один называет, четко проговаривая шипящий звук в конце слова – остальные хлопают в ладоши, если слово найдено верно)

– У кого были трудности? Какие? В чем причина?

– Беседа по текстам. Придумайте продолжение сказки или новое предложение, используя слова на орфограмму “ь знак в именах существительных в конце слова после букв шипящих”.

9 этап: Рефлексия деятельности.

Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?

В чем возникли затруднения и удалось ли их преодолеть? (что получилось, какие задания понравились, над чем необходимо поработать завтра): повторить, попробовать, подумать, найти, потренироваться, проверить себя

Как вы думаете, построит ли Вовка дом старухе?

Действительно ли УЧЕНЬЕ – ПУТЬ К УМЕНИЮ?

10 этап: Домашнее задание.

Двое из ларца – на выбор д/з (см. приложение 1), подарок (конфеты).

Дополнительно “Веселая грамматика” - в парах обсуждение (по 2 слова):

Сейчас самое сложное задание. Его смогут выполнить только самые дружные и самые умные ребята – надо определить все признаки у слов из сказочного словаря, например? (число, род, форма, часть речи) - ДЕВЕЖЬ (ж.р., сущ., ед.ч.), БОРОМОЖ (сущ., м.р., ед.ч.), ВЕЛОЧЬ (гл., н.ф., сущ., ж.р., ед.ч.), СПУЛЬКА (сущ., ж.р., ед.ч.), КУЩЬ (сущ., ж.р., ед.ч., н.ф.), ЛАРУКУШ (сущ., ед.ч., м.р., н.ф.)

Приложения к уроку.