Предмет: Русский язык, 3 класс
Тип урока: “открытия” нового знания.
Цели урока:
Образовательная
- знакомство учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;
- закрепление знаний по теме “Имя существительное”;
- совершенствование умения распознавать существительные по родам;
- формирование умения применять на практике полученные знания;
Развивающая
- развивать орфографическую зоркость, речевые умения;
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;
Воспитательная
- воспитание интереса к русскому языку;
- воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;
- воспитание читательской активности;
Задачи урока:
- Углубить знания и представления учащихся об имени существительном, о написании мягкого знака.
- Познакомить учащихся с правилом написании ь знака после шипящих в именах существительных.
- Продолжить работу над умением работать с текстами.
- Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.
Дидактический материал
- электронная презентация “Знакомство с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных”
- карточки с учебными заданиями, литературными текстами, таблички для оформления доски, изображения героев
Ход урока
1 этап: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Здравствуйте, ребята!
– На каком уроке вы присутствуете? (Русский язык)
– Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок русского языка пожаловал герой мультфильма “Вовка в тридесятом царстве”. Он считает, что “всё-то он может, всё-то он знает, всё-то у него получается”, потому что в сказках ведь всё делается “по щучьему велению”. Верите ли вы, что в жизни, так же как и в сказке можно надеяться на чудо? Верите ли вы, что Вовка может измениться и делать всё и самостоятельно, и качественно?
– Проверим наши предположения (видео)
– Вовка своими руками сделал новое корыто для старухи! Как вы думаете, почему?
– А сможет ли он построить дом? Что для этого ему необходимо?
Девиз нашего урока “Ученье - путь к умению”
– Герои этого мультфильма будут нашими проводниками.
– Как вы думаете, кто из них первый? (Царь, потому что у него карточка со словом “повторить”, а чтобы узнать новое, нужно начать с повторения необходимого)
Повторить (царь)
Попробовать (старуха)
Подумать (Василисы Премудрые)
Найти (печка)
Потренироваться (Двое из ларца, одинаковых с лица)
Проверить себя (золотая рыбка)
– Ну что ж, в путь!
2 этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Повторить (царь)
Даны слова (слайд): пал...то, плат...е, руч...ка, морков..., кон...ки, мощ...ный, кроват..., сосул...ка, лад...я, мебел..., поч...товый, варен...е
– Прочитайте слова, подумай, везде ли нам необходим ь знак?
Орфограмма сочетание букв ЧТ, ЩН, ЧК и т.д.
– Разбейте оставшиеся слова на две группы и объясните, какую “работу” выполняет в них ь знак.
Ь-показатель мягкости согласного звука / смягчитель
Ь-разделительный / предупредитель и т.д.
Попробовать (старуха)
“Игра на внимание” - найдите слова, которых не было в нашей группе слов (слайд): пальто, платье, дочь, ручка, морковь, коньки, мощный, кровать, сосулька, ладья, мебель, почтовый, варенье, мяч;
– Кто может доказать, что слова записаны мною верно?
– В чем трудность?
– Что вы не можете сделать? (Мы не можем доказать, что вы правильно вписали ь знак)
– Как нужно действовать, когда возникает трудность, встречается препятствие? (Нужно остановиться и подумать, что я не знаю, поставить цель, построить способ и преодолеть трудность).
3 этап: Выявление места и причины затруднения.
Подумать (Василисы Премудрые)
В парах на карточках с текстом: найти и подчеркнуть в предложениях только имена существительные: Колючий ёж убежал в лесную глушь. Трубач играет марш. Настала темная ночь. Мы купили дорогую вещь. Он примерил новый плащ. Меня охватила сильная дрожь.
– Проверка всех существительных.
4 этап: Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
Найти (печка)
Решение проблемы в парах:
Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных парами (выслушиваются ответы учащихся, фиксируются на доске – опорные таблички )
Что объединяет эти слова?
Какие звуки слышите на конце этих слов?
– Почему после одних и тех же букв шипящих то есть мягкий знак, то его нет? - модель (ж.р. – ь, м.р. – нет)
После обсуждения всех вариантов обучающимся предлагается уточнить алгоритм действий и схему
Рефлексия полученного способа и модели:
– Объясните, что надо сделать, чтобы правильно писать имена существительные, оканчивающиеся на буквы шипящих звуков?
Составим алгоритм (правильный порядок определяют сами учащиеся в парах) – из разрезанных полосок
Это имя существительное?
В начальной форме?
Есть ли шипящий звук (ч, щ, ш) на конце слова?
Определяю род.
Женский род - пишу ь, мужской род - не пишу ь
Вывод: слайд с алгоритмом
5 этап: Физкультминутка.
На слух - “шаг вперед – да, шаг назад - нет” - найти слова, в которых написание ь знака подчиняется теме урока:
Опознавательные признаки орфограммы (сущ., н.ф., шипящий звук)
степь, роскошь (богатство и великолепие), связь, медаль, хвощ (травяное растение), ручка (“ловушка”), дождь, рожь, галька, думаешь, играть, беречь;
Работа ь знака (указывает на род)
6 этап: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Потренироваться (двое из ларца, одинаковых с лица)
ТРЕНАЖЁР: Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных (с комментированием) - устно
...услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи
...если это имя существительное в начальной форме, определи род
...если слово ж.р., то ь пишется
...если слово м.р., то ь не пишется
А) Сорбонки (слайд):
Шалаш, камыш, гараж, калач
Б) Игра “Четвертый лишний” (слайд + устно)
плащ, шалаш, помощь, лещ
чертёж, ёж, ёрш, речь
гараж, рожь, стриж, чиж
7 этап: Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
А) Словарный диктант с комментированием (тетрадь + проверка по образцу после написания каждого слова – слайд с анимацией)
– Прочитайте слова и словосочетания. Замените их близкими по смыслу существительными с основой на согласные Ж, Ш, Ч, Щ (подчеркнуть, указать род)
Неправда – ЛОЖЬ
Доктор – ВРАЧ
Сила – МОЩЬ, СИЛАЧ
Мелкие деньги – МЕЛОЧЬ
Маленький серый грызун – МЫШЬ
Вкусный наваристый – БОРЩ
Острый или тупой – НОЖ
Женское украшение – БРОШЬ
Маленький ребёнок - МАЛЫШ
Б) Составить словосочетания из слов (устно + 2 записать в тетрадь + проверка по образцу после выполнения работы): обручи, моржи, ночи, карандаши, тёмный, цветной, усатый, железный
Железный обруч
Усатый морж
Тёмная ночь
Цветной карандаш
Вывод: особое внимание Н.Ф. имени существительного (кто? что? ед.ч.)
В) Работа в парах. На слайде и у каждой пары на листе + 2 чел. на доске:
Игра “ловушки”: Ключ.., печ..., калач..., доч..., кирпич..., меч..., мелоч..., дич..., стереч..., мыш..., прыщ..., рож..., брош..., вещ..., ёрш..., мыш..., чиж..., камыш..., туш... .
– Прочитайте слова из упражнения, подумайте, в каких случаях надо писать ь после букв шипящих, а в каких - нет. Будьте внимательны: я приготовила для вас “ловушки”:
печь (гл.) – печь (сущ.)
ключ (от замка) – ключ (источник) - многозначное слово
стеречь (глагол, н. ф.)
туш - тушь (гл., сущ.)
– Объясняйте свой выбор.
– Проверьте себя (по слайду)
– У кого были ошибки? Какие? Проговорите, как надо было действовать.
8 этап: Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Подумать (Василисы Премудрые) “ЛОВУШКА” - помогите разрешить спор одноклассников. Нужен ли здесь ь?
–Да, нужен,- считает Оля,- ведь это существительное женского рода с шипящим звуком на конце. – Нет, не нужен, - думает Лена.
– Кто из них прав? (рассуждения учащихся с опорой на алгоритм).
А) Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЩ (слайд)
Б) Из-за туч(?) показалось яркое солнце (слайд)
Поставь каждое существительное в н.ф., найди “ловушки”: плющи, вещи, рощи, товарищи, стрижи, крыши, багажи, печи, баржи, речи, камыши, лучи, лужи, силачи, дачи
Проверить себя (золотая рыбка)
– Следующее задание – для самостоятельной работы.
– Как вы думаете, зачем нужна самостоятельная работа?
– Найти и подчеркнуть в тексте “Сказка про мягкий знак” имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук (разные абзацы сказки).
1 ряд: Однажды Мягкий знак захотел путешествовать. Он сел в автомобиль и отправился в путь.
Под вечер Мягкий знак оказался в лесу. Он увидел шалаш. У входа стоял сторож.
- Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.
- Существительные мужского рода с шипящими на конце: ёж, чиж, стриж, грач и лесной врач. А ты кто? – спросил сторож.
- Я - Мягкий знак, давайте дружить! – сказал Мягкий знак и направился к ландышу, возле которого бил ключ.
- Нет, ни в коем случае, - закричали все хором. Сторож даже поднял меч, а грач держал в клюве нож. Беспокойно забегал вдали луч.
- Уходи отсюда, не хотим с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки!
- Очень жаль. А я хотел одолжить у вас экипаж, а то автомобиль сильно трясёт на лесной дороге, - робко произнёс Мягкий знак.
Вдруг громко прошипел ёж, замахал крыльями грач. Мягкий знак испугался, заплакал и пошёл дальше.
2 ряд: Он вышел к полю, на котором росла рожь.
- О чём ты плачешь? – спросила рожь. Мягкий знак поведал свою печаль.
- Не горюй, я буду с тобой дружить!
- И я, и моя дочь! – пропищала из норки мышь.
Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь. Вдруг слышит: “На помощь! На помощь!” Видит, девочка в лесу заблудилась.
- Я тоже буду с тобой дружить! – прошептала тихо ночь.
Тут вмешалась печь:
- Пусть запомнит молодёжь такую вещь, что на конце существительных женского рода после шипящих всегда пишется мягкий знак. Он нам верный друг!
“Кто ты?” - спрашивает Мягкий знак. “Я – дочь лесника, а это циркач и малыш. Помоги нам дорогу домой найти!” Вывел их Мягкий знак на тропинку, ведущую домой. А сам пошёл по тропинке дальше и вскоре дошёл до замка орфограмм. Здесь и решил переночевать. А на утро он познакомился с новой орфограммой: “На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак”. Здесь он и поселился.
3 ряд: Мой товарищ Илья гостил летом у бабушки. Село Юрьево находится на берегу реки Свищ. Заиграет утром первый луч солнца, а друзья уже на берегу реки. У них всегда с собой удочки. А вот поймана первая рыбка — ёрш. Ловили ребята и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, карась, линь, сом. Мальчики часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Кругом тишь. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчишки в лесной чаще.
Вывод:
– Какие слова вы нашли? (проверка слов по цепочке, один называет, четко проговаривая шипящий звук в конце слова – остальные хлопают в ладоши, если слово найдено верно)
– У кого были трудности? Какие? В чем причина?
– Беседа по текстам. Придумайте продолжение сказки или новое предложение, используя слова на орфограмму “ь знак в именах существительных в конце слова после букв шипящих”.
9 этап: Рефлексия деятельности.
Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?
В чем возникли затруднения и удалось ли их преодолеть? (что получилось, какие задания понравились, над чем необходимо поработать завтра): повторить, попробовать, подумать, найти, потренироваться, проверить себя
Как вы думаете, построит ли Вовка дом старухе?
Действительно ли УЧЕНЬЕ – ПУТЬ К УМЕНИЮ?
10 этап: Домашнее задание.
Двое из ларца – на выбор д/з (см. приложение 1), подарок (конфеты).
Дополнительно “Веселая грамматика” - в парах обсуждение (по 2 слова):
Сейчас самое сложное задание. Его смогут выполнить только самые дружные и самые умные ребята – надо определить все признаки у слов из сказочного словаря, например? (число, род, форма, часть речи) - ДЕВЕЖЬ (ж.р., сущ., ед.ч.), БОРОМОЖ (сущ., м.р., ед.ч.), ВЕЛОЧЬ (гл., н.ф., сущ., ж.р., ед.ч.), СПУЛЬКА (сущ., ж.р., ед.ч.), КУЩЬ (сущ., ж.р., ед.ч., н.ф.), ЛАРУКУШ (сущ., ед.ч., м.р., н.ф.)