Тема урока: "Галогены" (программа О.С. Габриеляна). 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

Образовательные.

  • Способствовать формированию знаний о строении атомов, физических и химических свойствах галогенов как типичных неметаллов.
  • Формировать познавательные УУД: извлекать информацию и перерабатывать ее для получения необходимого результата.

Развивающие.

  • Развивать умения преобразовывать информацию из одной формы в другую: в таблицы, схемы, опорный конспект, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Воспитательные. Создавать условия для формирования навыков устной и письменной речи с применением средств ИКТ.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентации “Галогены”, “История открытия галогенов”, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами исследования.

Приложения к уроку.

Заполнение таблиц и решение примеров на слайдах происходит по щелчку ЛКМ.

Структура и ход урока

  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Контроль
I Организационный момент. Приветствие учащихся, определение готовность к уроку. Приветствие учителя. Фронтальный
II Целеполагание, планирование деятельности Демонстрация слайда №2 презентации. Фронтальное обсуждение, предлагают варианты ответов. (Возможные варианты ответов: химические вещества, применяются в быту, содержат атомы химических элементов). Фронтальный
Вопросы и задания.

Что объединяет эти вещества?

 

 

Определите местоположение этих элементов в ПСХЭ.

Обращает внимание, что эти элементы объединены в одно семейство галогенов, что означает “рождающие соли”. Предлагает сформулировать тему урока и составить план изучения

Определяют местоположение элементов в ПСХЭ, приходят к выводу, что это элементы одной VII группы, главной подгруппы.

 

 

Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь, предлагают план изучения, ориентируясь на план изучения металлов, водорода.

Фронтальный, демонстрация слайда №3 (при наведении курсора на элементы галогены происходит их выделение).

 

Демонстрация слайдов №4, №5.

III Изучение нового материала.

1. Строение и свойства атомов галогенов.

Демонстрация слайда №6 (левая часть таблицы). Задание: сравнить строение и свойства атомов галогенов. Находят сходство и различие в строении атомов, устанавливают причинно-следственные связи “состав – строение – свойства”, записывают в тетрадь общую формулу внешнего энергетического уровня атомов галогенов, характерные степени окисления. Заслушивание ответов, демонстрация слайда №6 (правая часть таблицы)
2. История открытия галогенов.

Выступление группы учеников с сообщениями, демонстрация подготовленной ими презентации “История открытия галогенов”

Задание. Заполнить таблицу “История открытия галогенов” (Приложение 1. Раздается ученикам перед началом урока). Заслушивают сообщения и заполняют таблицу, указывая год открытия, автора, этимологию названия. Заслушивание сообщений,   демонстрация слайда №7 (образец заполнения таблицы)
3. Галогены – простые вещества.

Состав молекул, вид химической связи.

Демонстрация слайда №8.

Задание. Определить вид химической связи, составить общую электронную формулу молекулы галогенов.

Определяют вид химической связи, составляют электронную формулу молекулы галогенов. Демонстрация слайда №8 – образец ответа.
Физические свойства галогенов. Демонстрация слайда №9.

Задание. Познакомиться с физическими свойствами галогенов (стр. 105, таблица 7), определить галогены, охарактеризовать их свойства, определить тип кристаллической решетки.

Демонстрация видеоопыта “Возгонка йода” (слайд №9, рис.2 – ссылка на видеоопыт)

Демонстрация слайда №10.

Историческая справка - флеш ролик “Использование хлора как отравляющего вещества”

Демонстрация слайда №11 (левая часть таблицы). Задание. Сравнить свойства галогенов, объяснить, почему увеличиваются температуры кипения и плавления.

Знакомятся с физическими свойствами галогенов, определяют, под каким номером находится каждый галоген, характеризуют его свойства, устанавливают причинно-следственные связи “строение – физические свойства”.

 

 

Наблюдают опыт.

 

 

 

Обсуждают, устанавливают причинно-следственные связи “физические свойства - применение”.

Сравнивают свойства, вместе с учителем формулируют выводы о причине увеличения температуры кипения и плавления, устанавливают причинно-следственные связи “строение атома – физические свойства”. Выводы записывают в рабочую тетрадь.

Заслушивание ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный.

 

 

Фронтальный, демонстрация слайда №11 (правая часть таблицы).

Химические свойства галогенов. Задание. Познакомиться с химическими свойствами галогенов (стр. 106-108), выделить 4 группы свойств.

Демонстрация видеопытов (слайды №12 – 13):

№1. “Взаимодействие калия с хлором”.

№2. “Взаимодействие алюминия с бромом”.

№3. “Взаимодействие водорода с хлором”,

№4. “Взаимодействие фосфора с хлором”.

№5. “Взаимодействие бромида и йодида калия с хлорной водой”.

Задание. Объяснить, почему наиболее сильный окислитель фтор не вытесняет другие галогены из растворов солей.

Работают с текстом учебника, обсуждают в парах, выделяют 4 группы химических свойств.

Наблюдают видеопыты, записывают уравнения реакций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью учителя на основе аналогии со щелочными металлами формулируют вывод, записывают его в тетрадь.

Заслушивание ответов.

 

Самопроверка по образцу (слайды № 12-13).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный, заслушивание версий.

IV Контроль и коррекция знаний по теме. Задания (слайды 14-15) Выполняют задания в тетрадях, сравнивают с образцом, исправляют ошибки. Самопроверка по образцу (слайды 14-15). Обсуждение результатов.
V Подведение итогов урока. Что узнали нового? Вызвало интерес?

Какие вопросы необходимо обсудить на следующем уроке?

Обсуждают, высказывают свое мнение, составляют план следующего урока. Фронтальный.
VI Домашнее задание. Читать § 18, знать свойства галогенов, ответить на вопросы 2,3,4. Индивидуальные задания: подготовить сообщения “Биологическая роль галогенов”, “Применение галогенов”. Записывают задание в дневник. Фронтальный.

Используемые источники

  1. Слайд №2. Иллюстрации: “Адонис-бром” - topscreens.ru, “Йод – актив” - badobavki.ru, “Зубная паста” - maximdeo.ru, “Дез – хлор” - pikdante.ru.
  2. Слайд №3. Иллюстрация “Периодическая система” - bookvoed.ru.
  3. Слайд №9. Иллюстрации: “Бром” - http://school-collection.edu.ru/, likvidator.clan.su, “Йод” - http://school-collection.edu.ru/, ametrin.com.ua, “Хлор” - http://school-collection.edu.ru/,chemistry.about.com, “Фтор” - http://school-collection.edu.ru/, daviddarling.info. Видеопыт “Возгонка йода” - http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C2%EE%E7%E3%EE%ED%EA%E0+%E9%EE%E4%E0&tg=&context=
    current&interface=teacher&class%5B%5D=51&subject%5B%5D=31&rubric_id=23533&rub_guid%5B%5D=
    eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67
    .
  4. Слайды №11 – 12. Видеопыты - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/23533/?interface=teacher&class=51&subject=31, иллюстрация “Пробирка” - forum.theabyss.ru