Программное содержание:
- Продолжить знакомить детей с зимующими птицами: синица, ворона, голубь, снегирь, сорока, воробей. Закрепить знания о том, чем питаются птицы, как кричат, из каких частей состоит тело птиц.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, речь, умение определять корм птицы на ощупь путем элементарным экспериментированием.
- Воспитывать бережное отношение к природе, к её обитателям, желание заниматься играя.
Пропедевтика:
1) Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»;
2) Познавательное занятие «Зимующие птицы»;
3) Дидактическая игра «Собери птицу»;
4) Наблюдения на прогулке за птицами;
5) Продуктивная деятельность: лепка, аппликация
зимующих птиц.
Активизация словаря: тыквенные, подсолнечные, крупа, рис, пшено, красногрудая, белогрудая, желтогрудая, воркует, стрекочет, свистит, чирикает, каркает.
Методическое обеспечение: игрушка – ворона, иллюстрации зимующих птиц, подносы с кормом для птиц (семечки тыквенные, подсолнечные, рис, пшено) на каждого ребенка, схема птицы, ящик ощущений, разрезные части птицы на каждого ребенка, аудиосредства: магнитофон, диск с пением птиц.
Методические приёмы:
1) Вопросы: основные, вспомогательные,
поисковые;
2) Объяснения;
3) Повторение;
4) Указания;
5) Словесные упражнения;
6) Сравнение;
7) Косвенные (напоминание, реплика, замечание,
подсказ);
8) Показ опыта;
9) Показ практического действия;
10) Ответные действия детей;
11) Моделирование;
12) Практические (пластические этюды,
дидактические упражнения);
13) Рассматривание иллюстраций.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Водят дети становятся полукругом, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости прилетела ворона Каркуша, но не одна, а со своими друзьями – птицами, с которыми она зимует. А кто её друзья вы знаете, если правильно отгадаете загадки. Слушайте внимательно.
Воспитатель:
В серой шубке перьевой.
И в морозы он герой
Нави его скорей
Кто там скачет?
Дети: Это воробей.
Воспитатель: Правильно!
(На мольберте появляется картинка с изображением воробья)
Воспитатель:
Чёрная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птичке
По имени…
Дети: Синички.
(На мольберте появляется картинка с изображением синички)
Воспитатель:
Сама вся сероватая
Походка мешковатая
Важная персона
Зовут её…
Дети: Ворона.
(На мольберте появляется картинка с изображением вороны)
Воспитатель:
Это птица рядом с нами
Мы зовём их сизарями
И зимой в мороз и в голод
Не покинет город
Дети: Голубь.
(На мольберте появляется картинка с изображением голубя)
Воспитатель:
Выпал снег,
Метут метели,
А к нам гости прилетели.
На рябину посмотри
Там расселись
Дети: Снегири.
(На мольберте появляется картинка с изображением снегиря)
Воспитатель: Молодцы, ребята всех
друзей Каркуши правильно назвали.
Как называются все эти птицы?!
Дети: Это зимующие птицы.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите мне, пожалуйста, какого размера ворона, сорока?
Дети: Большого. Ворона – большая, сорока – большая.
Воспитатель: А какого размера голубь?
Дети: Голубь – среднего размера.
Воспитатель: А какие птицы остались, назовите их.
Дети: Это воробей, синица, снегирь.
Воспитатель: Какого размера эти птицы?
Дети: Они маленькие.
Воспитатель: Что есть у птиц? (Ответы детей)
Воспитатель: Какого цвета у птицы грудка? У синички…
Дети: Желтая.
Воспитатель: Значит птичка желтогрудая. Повторите.
(Дети повторяют хором, затем проговаривают индивидуально)
Воспитатель: У снегиря…
(Дети поочередно называют птицу, цвет грудки и образовывают новые слова: красногрудая, белогрудая, серогрудая)
Воспитатель: У какой птицы длинный хвост?
Дети: У сороки.
Воспитатель: Значит она…
Дети: Длиннохвостая.
Воспитатель: А короткий хвост у кого?
Дети: У воробья, синицы.
Воспитатель: Они…
Дети: Короткохвостые.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру» Как птица подают голос».
Дети: Воробей – «Чик-чирик»
Воспитатель: Он…
Дети: Чирикает.
Воспитатель:
Сорока … – «Тр-тр,стрекочит
Ворона … – «Кар-кар, каркает
Синица … – «Цвинь-цвинь», свистит
Голубь … – «Гу-гу», воркует.
Воспитатель: Ребята, вы знаете ,что
птицы летают стайками. Давайте и мы превратимся в
стаю птиц.
«Раз, два, три. В птиц превратились мы»
Подвижные игры:
«Стайка, полетай-ка»
«Стайка, приседай-ка»
«Стайка, зернышки поклюй»
«Стайка, полетай-ка»
«Раз, два, три в детей превратились мы»
Воспитатель: А скажите ребята, какой корм кладут в кормушку?
Дети: Рис, пшено, сало, семечки тыквенные, подсолнечные.
Воспитатель: Давайте рассмотрим зёрнышки пшена, какие они?
Дети: Мелкие, жёлтые.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на рис, какой он? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть с нашим ящиком ощущений и угадать на ощупь, какой корм лежит в ящике ощущения.
Дети: Да хором.
Воспитатель: «Кручи верчу, всё знать»
Дети на ощупь определяют, какой корм находится в ящике ощущений: сало, пшено, семечки тыквенные и подсолнечные.
Воспитатель: Давайте сделаем птичку из ладошек.
Воспитатель: Давайте покажем вороне Каркуше, как будем сыпать корм в кормушку.
(Дети подушечкой большого пальца массируем подушечки остальных пальцев, затем встают и высыпают корм в кормушки)
Воспитатель: А Каркуше оставим на память фотографии зимующих птиц, но для этого вам нужно собрать из геометрических фигур птиц, а поможет нам схема.
Дети берут подноски с разрезными частями птиц и собирают.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в
нашу группу.
«Раз, два, три в группе оказались мы».