Познавательно-речевое занятие с элементами экспериментальной деятельности с детьми средней группы "У кормушки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Продолжить знакомить детей с зимующими птицами: синица, ворона, голубь, снегирь, сорока, воробей. Закрепить знания о том, чем питаются птицы, как кричат, из каких частей состоит тело птиц.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, речь, умение определять корм птицы на ощупь путем элементарным экспериментированием.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, к её обитателям, желание заниматься играя.

Пропедевтика:

1) Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»;
2) Познавательное занятие «Зимующие птицы»;
3) Дидактическая игра «Собери птицу»;
4) Наблюдения на прогулке за птицами;
5) Продуктивная деятельность: лепка, аппликация зимующих птиц.

Активизация словаря: тыквенные, подсолнечные, крупа, рис, пшено, красногрудая, белогрудая, желтогрудая, воркует, стрекочет, свистит, чирикает, каркает.

Методическое обеспечение: игрушка – ворона, иллюстрации зимующих птиц, подносы с кормом для птиц (семечки тыквенные, подсолнечные, рис, пшено) на каждого ребенка, схема птицы, ящик ощущений, разрезные части птицы на каждого ребенка, аудиосредства: магнитофон, диск с пением птиц.

Методические приёмы:

1) Вопросы: основные, вспомогательные, поисковые;
2) Объяснения;
3) Повторение;
4) Указания;
5) Словесные упражнения;
6) Сравнение;
7) Косвенные (напоминание, реплика, замечание, подсказ);
8) Показ опыта;
9) Показ практического действия;
10) Ответные действия детей;
11) Моделирование;
12) Практические (пластические этюды, дидактические упражнения);
13) Рассматривание иллюстраций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Водят дети становятся полукругом, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости прилетела ворона Каркуша, но не одна, а со своими друзьями – птицами, с которыми она зимует. А кто её друзья вы знаете, если правильно отгадаете загадки. Слушайте внимательно.

Воспитатель:

В серой шубке перьевой.
И в морозы он герой
Нави его скорей
Кто там скачет?

Дети: Это воробей.

Воспитатель: Правильно!

(На мольберте появляется картинка с изображением воробья)

Воспитатель:

Чёрная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птичке
По имени…

Дети: Синички.

(На мольберте появляется картинка с изображением синички)

Воспитатель:

Сама вся сероватая
Походка мешковатая
Важная персона
Зовут её…

Дети: Ворона.

(На мольберте появляется картинка с изображением вороны)

Воспитатель:

Это птица рядом с нами
Мы зовём их сизарями
И зимой в мороз и в голод
Не покинет город

Дети: Голубь.

(На мольберте появляется картинка с изображением голубя)

Воспитатель:

Выпал снег,
Метут метели,
А к нам гости прилетели.
На рябину посмотри
Там расселись

Дети: Снегири.

(На мольберте появляется картинка с изображением снегиря)

Воспитатель: Молодцы, ребята всех друзей Каркуши правильно назвали.
Как называются все эти птицы?!

Дети: Это зимующие птицы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите мне, пожалуйста, какого размера ворона, сорока?

Дети: Большого. Ворона – большая, сорока – большая.

Воспитатель: А какого размера голубь?

Дети: Голубь – среднего размера.

Воспитатель: А какие птицы остались, назовите их.

Дети: Это воробей, синица, снегирь.

Воспитатель: Какого размера эти птицы?

Дети: Они маленькие.

Воспитатель: Что есть у птиц? (Ответы детей)

Воспитатель: Какого цвета у птицы грудка? У синички…

Дети: Желтая.

Воспитатель: Значит птичка желтогрудая. Повторите.

(Дети повторяют хором, затем проговаривают индивидуально)

Воспитатель: У снегиря…

(Дети поочередно называют птицу, цвет грудки и образовывают новые слова: красногрудая, белогрудая, серогрудая)

Воспитатель: У какой птицы длинный хвост?

Дети: У сороки.

Воспитатель: Значит она…

Дети: Длиннохвостая.

Воспитатель: А короткий хвост у кого?

Дети: У воробья, синицы.

Воспитатель: Они…

Дети: Короткохвостые.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру» Как птица подают голос».

Дети: Воробей – «Чик-чирик»

Воспитатель: Он…

Дети: Чирикает.

Воспитатель:

Сорока … – «Тр-тр,стрекочит
Ворона … – «Кар-кар, каркает
Синица … – «Цвинь-цвинь», свистит
Голубь … – «Гу-гу», воркует.

Воспитатель: Ребята, вы знаете ,что птицы летают стайками. Давайте и мы превратимся в стаю птиц.
«Раз, два, три. В птиц превратились мы»

Подвижные игры:

«Стайка, полетай-ка»
«Стайка, приседай-ка»
«Стайка, зернышки поклюй»
«Стайка, полетай-ка»

«Раз, два, три в детей превратились мы»

Воспитатель: А скажите ребята, какой корм кладут в кормушку?

Дети: Рис, пшено, сало, семечки тыквенные, подсолнечные.

Воспитатель: Давайте рассмотрим зёрнышки пшена, какие они?

Дети: Мелкие, жёлтые.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на рис, какой он? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть с нашим ящиком ощущений и угадать на ощупь, какой корм лежит в ящике ощущения.

Дети: Да хором.

Воспитатель: «Кручи верчу, всё знать»

Дети на ощупь определяют, какой корм находится в ящике ощущений: сало, пшено, семечки тыквенные и подсолнечные.

Воспитатель: Давайте сделаем птичку из ладошек.

Воспитатель: Давайте покажем вороне Каркуше, как будем сыпать корм в кормушку.

(Дети подушечкой большого пальца массируем подушечки остальных пальцев, затем встают и высыпают корм в кормушки)

Воспитатель: А Каркуше оставим на память фотографии зимующих птиц, но для этого вам нужно собрать из геометрических фигур птиц, а поможет нам схема.

Дети берут подноски с разрезными частями птиц и собирают.

Воспитатель: А нам пора возвращаться в нашу группу.
«Раз, два, три в группе оказались мы».