Цель.
1.Активация словаря по теме.
2.Развитие логического мышления.
3.Формирование грамматически правильной речи. Употребление существительных в предложном и родительном падежах с предлогами.
4.Образование приставочных глаголов от глагола “лететь”.
5.Образование притяжательных прилагательных.
6.Развитие связной речи в составлении описательного рассказа о птице по схеме (на выбор).
Ход.
1.Оргмомент: Словесная д/игра “Да-нет”.
1.Синица – перелётная птица?
2.У грача длинные ноги?
3.Гуси едят мошек?
4.Скворец живёт в скворечнике?
5.У птиц тело покрыто шерстью?
6.Птицы строят гнёзда?
7.Цапля живёт на болоте?
8.Из яиц вылупились крокодильчики?
9.Грачи прилетают в феврале?
10.Весной птицы вьют гнёзда?
11.Проталина – это первый весенний цветок?
12.Проталина – это когда снег протаял?
13.Весной дни короткие, а ночи длинные?
14.Весна наступает после лета?
15.Весной птицы улетают на юг?
2.Однажды ребята спросили весну:
Что, весна, ты принесла?
И ответила весна:
Принесла я вам, ребята,
Лейки, грабли и лопатки.
Первые подснежники, новые скворечники.
Принесла я вам грачей, и скворцов, и зябликов,
И несёт любой ручей целый флот корабликов.
3.Сегодня мы будем говорить о ком? (о птицах): по картинкам:
О грачах
О скворцах
О ласточках
И т.д.
Почему эти птицы называются перелётными?
Зачем перелётным птицам нужно улетать в тёплые края?
Почему птицы весной возвращаются домой?
4.Словесная игра “Какая птица лишняя?”
Грач – скворец – гусь – голубь
Ласточка – лебедь – цапля – синица
И т.д.
5.Упражнение ”Кто с кем?”
Птицы возвращаются домой со своими детьми:
Лебеди – с лебедятами
Утки –
Гуси –
Аисты –
Грачи –
Скворцы –
Соловьи –
Журавли –
6.Упражнение “Кто как кричит?”
Возвращаются птицы в родные края, и слышно, как радостно они кричат “Мы вернулись!”:
Утки крякают
Гуси гогочут
Кукушки кукуют
Ласточки щебечут
Журавли курлычут
Соловьи свистят
7.На доске выставляется картинка с изображением скворечника.
Дети, как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Повторите предложение “Скворец живёт в скворечнике”
Скворец очень обрадовался, когда увидел свой родной скворечник.
Помогите мне рассказать, что сделал скворец, прилетев домой, изменяя слово “лететь”:
Скворец к скворечнику подлетел
Вокруг – облетел
В скворечник – влетел
Из скворечника – вылетел
За скворечник – залетел
Через ручей – перелетел
И от нас – улетел
8.Одна моя знакомая девочка Даша очень любит наблюдать за птицами и постоянно спрашивает маму
Дидактическое упражнение “Чья – Чьё – Чьи?”
У грача чьё гнездо? – грачиное
У ласточки чей хвост?
У журавля чьи ноги?
У утки чей клюв?
У гуся чьи крылья?
У лебедя чья шея?
9.Физминутка:
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
Назови, какая птичка прилетела с юга, и сядь на место.
10. Мы видим на картинках, что все птицы разные, но у них много общего:
- назвать части тела
- тело птиц покрыто перьями
- птицы вьют гнёзда и из яиц высиживают птенцов
11.Я предлагаю вам выбрать на картинке любую перелётную птичку и составить о ней рассказ. (Дети составляют описательные рассказы о птицах по схеме Ткаченко.)
12.Повторить трудные предложения по теме птицы:
Грач держит в клюве червяка.
Скворец живёт в скворечнике.
У лебедя длинная красивая шея.
Дикие утки строят гнёзда у воды.
Длинноногая цапля живёт на болоте.
Ласточка ловит мошек высоко над землёй.
13.Итог.