Весна. Перелетные птицы

Разделы: Логопедия


Цель.

1.Активация словаря по теме.

2.Развитие логического мышления.

3.Формирование грамматически правильной речи. Употребление существительных в предложном и родительном падежах с предлогами.

4.Образование приставочных глаголов от глагола “лететь”.

5.Образование притяжательных прилагательных.

6.Развитие связной речи в составлении описательного рассказа о птице по схеме (на выбор).

Ход.

1.Оргмомент: Словесная д/игра “Да-нет”.

1.Синица – перелётная птица?

2.У грача длинные ноги?

3.Гуси едят мошек?

4.Скворец живёт в скворечнике?

5.У птиц тело покрыто шерстью?

6.Птицы строят гнёзда?

7.Цапля живёт на болоте?

8.Из яиц вылупились крокодильчики?

9.Грачи прилетают в феврале?

10.Весной птицы вьют гнёзда?

11.Проталина – это первый весенний цветок?

12.Проталина – это когда снег протаял?

13.Весной дни короткие, а ночи длинные?

14.Весна наступает после лета?

15.Весной птицы улетают на юг?

2.Однажды ребята спросили весну:

Что, весна, ты принесла?
И ответила весна:

Принесла я вам, ребята,
Лейки, грабли и лопатки.
Первые подснежники, новые скворечники.
Принесла я вам грачей, и скворцов, и зябликов,
И несёт любой ручей целый флот корабликов.

3.Сегодня мы будем говорить о ком? (о птицах): по картинкам:

О грачах

О скворцах

О ласточках

И т.д.

Почему эти птицы называются перелётными?

Зачем перелётным птицам нужно улетать в тёплые края?

Почему птицы весной возвращаются домой?

4.Словесная игра “Какая птица лишняя?”

Грач – скворец – гусь – голубь

Ласточка – лебедь – цапля – синица

И т.д.

5.Упражнение ”Кто с кем?”

Птицы возвращаются домой со своими детьми:

Лебеди – с лебедятами

Утки –

Гуси –

Аисты –

Грачи –

Скворцы –

Соловьи –

Журавли –

6.Упражнение “Кто как кричит?”

Возвращаются птицы в родные края, и слышно, как радостно они кричат “Мы вернулись!”:

Утки крякают
Гуси гогочут
Кукушки кукуют
Ласточки щебечут
Журавли курлычут
Соловьи свистят

7.На доске выставляется картинка с изображением скворечника.

Дети, как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Повторите предложение “Скворец живёт в скворечнике”

Скворец очень обрадовался, когда увидел свой родной скворечник.

Помогите мне рассказать, что сделал скворец, прилетев домой, изменяя слово “лететь”:

Скворец к скворечнику подлетел

Вокруг – облетел

В скворечник – влетел

Из скворечника – вылетел

За скворечник – залетел

Через ручей – перелетел

И от нас – улетел

8.Одна моя знакомая девочка Даша очень любит наблюдать за птицами и постоянно спрашивает маму

Дидактическое упражнение “Чья – Чьё – Чьи?”

У грача чьё гнездо? – грачиное

У ласточки чей хвост?

У журавля чьи ноги?

У утки чей клюв?

У гуся чьи крылья?

У лебедя чья шея?

9.Физминутка:

Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.

Назови, какая птичка прилетела с юга, и сядь на место.

10. Мы видим на картинках, что все птицы разные, но у них много общего:

  • назвать части тела
  • тело птиц покрыто перьями
  • птицы вьют гнёзда и из яиц высиживают птенцов

11.Я предлагаю вам выбрать на картинке любую перелётную птичку и составить о ней рассказ. (Дети составляют описательные рассказы о птицах по схеме Ткаченко.)

12.Повторить трудные предложения по теме птицы:

Грач держит в клюве червяка.

Скворец живёт в скворечнике.

У лебедя длинная красивая шея.

Дикие утки строят гнёзда у воды.

Длинноногая цапля живёт на болоте.

Ласточка ловит мошек высоко над землёй.

13.Итог.