Непосредственно образовательная деятельность по коррекции речи у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи. Тема: "Зимние забавы"

Разделы: Логопедия


Интегрированные задачи: Формировать умение решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Воспитывать у детей желание участвовать в коллективных делах. Развитие социальной уверенности у детей.

Коррекционно-развивающие задачи: Обогащение и уточнение лексического строя речи – закрепление представлений о зимних развлечениях зимой. Актуализация прилагательных, обозначающих качества и свойства предметов. Активизация движений речевого аппарата. Формирование длительного плавного ротового выдоха (3-4 сек.).

Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова. Развитие связной речи – стимулирование диалогической речи детей; закрепление умения составлять предложение по сюжетной картине. Координация речи с движением при выполнении пальчиковой игры и физминутки.

Воспитательные задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость – распознавать эмоциональное состояние человека, обозначать его словом. Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

Оборудование: Диск Антонио Вивальди “Времена года”, сугроб из ткани, снежок, снежинки – 12, снежинки на поддувание, сюжетные картинки “Катание с горки”. Зеркала, 5 снеговиков разного размера с загадками на обратной стороне, схемы для составления предложений, пейзажная картина “Зима”, индивидуальные сюжетные картины для составления предложений, зимнее дерево, снеговик.

Оргмомент. Дети заходят из приёмной в группу. На двери висит пейзажная картина “Зима”.

- Какое время года сейчас? Назовите признаки зимы.

Пройдёт за стол тот, кто назовёт зимнее слово (с перекидыванием мяча).

Рассматривание сюжетной картины “Катание с горки”.

- Какое время года мы видим на картине? - Зиму.

- Кто изображён на картине? – Дети.

- Чем занимаются дети? – Катаются с горки. Катаются на лыжах, на санках. Гуляют на улице.

- Какое настроение у детей? – Хорошее, радостное, весёлое. – Как вы догадались? – По лицам детей.

Артикуляционная гимнастика “Зима”.

- Возьмите, пожалуйста, зеркала, выполним артикуляционную гимнастику [1].

Сейчас зима идёт, ребята,
Покажите, как мы рады. (“Улыбка”)
Ветер дует: У-У-У…
И мороз (массаж щёк, носа)
Щиплет щёки, щиплет нос.
Снег лежит везде, везде. (“Лопата”)
Язычок наш на крыльце.
Горку строим мы лопаткой, (“Горка”)
Покатаются ребята.
Будем мы в хоккей играть, (“Футбол”)
Гол в ворота забивать.
Часто снег зимой идёт, (“Часики”)
Встретили мы Новый год.

- Ребята, вы хотите погулять? Что сначала надо сделать? – Одеться.

– Что нужно надеть на прогулку? (Ответы детей).

Физминутка “Идём на прогулку” [3].

Мы снимаем тапки, имитация движений по тексту.
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки –
Готовы для прогулки.

Подбор слов-признаков.

- Ребята, смотрите, какой красивый сугроб. Что это на нём? – Снежинки.

- Давайте расскажем, какие снежинки. Дети называют по одному слову. - Как можно сказать по-другому? Какие ещё снежинки?

- Красивые, узорчатые, лёгкие, белые, холодные, хрупкие, резные, пушистые.

- Возьмите себе по одной снежинке.

Выделение начального гласного звука Э.

- Давайте поиграем со снежинками. Я буду называть слова, если в слове есть звук Э, то снежинки поднимите вверх. А если нет звука Э, то присядьте.

Логопед называет слова: Азбука, улитка, этаж, игра, экскаватор, аист, улыбка, облако, электричество, остров, эскимо.

Развитие силы выдоха.

Подуем на снежинки губками, не раздувая щёк. Логопед проносит по кругу маленькие снежинки, дети дуют на них.

Пальчиковая гимнастика “Мы во двор пошли гулять” [3].

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.

Загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках. Идут по столу указательным и средним пальчиками.

“Лепят” комочек двумя ладонями.

“Крошат хлебушек” всеми пальчиками. Ведут указ. пальцем правой руки по ладони левой руки.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Отряхивают ладошки.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёку.

Согласование числительного, прилагательного с существительным.

- Ребята, что это под деревом? – Снеговик.

- Смотрите, вот снеговики на картинках. Давайте их посчитаем вместе.

- Один белый снеговик, два белых снеговика, три белых снеговика, четыре белых снеговика, пять белых снеговиков.

Слоговое деление слов.

На обратной стороне картинок – снеговиков написаны загадки. Давайте их отгадаем.

Логопед зачитывает загадки [2]. Слова – отгадки разделим на слоги.

Странная звёздочка
С неба упала.
Мне на ладошку легла
И пропала
(сне-жин-ка).

Меня не растили –
Из снега слепили
И вставили ловко
Мне в носик морковку
(сне-го-вик).
Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду.
Только не карандашами,
А блестящими …
(коньками).
Конь-ки.

Бегут по дорожке доски и ножки
(лы-жи).

- Ребята, что-то холодно стало, пойдёмте в группу.

Дети возвращаются за столики.

Составление предложений по индивидуальным сюжетным картинкам.

Дети получают картинки, составляют по ним предложения. Схему предложения воспитанники составляют на столах.

Двум сильным детям предлагается выйти к доске и составить схему предложения с помощью символов.

Девочки катаются на коньках.
Мальчики катаются с горки.
Дети катаются на санках.
Ребята лепят снеговика.
Дети играют в снежки.

Остальные дети проговаривают свои предложения логопеду шепотом на ушко.

Итог.

- Ребята, давайте ещё раз назовём, чем можно заниматься на улице зимой.

- С каким настроением мы катаемся с горки на санках?

Зимние забавы дарят нам хорошее настроение, улыбки и здоровье.

Сегодня ребята старались, правильно выполняли весёлые задания, отвечали на вопросы и составляли предложения. Особо хочется отметить таких ребят… (имена детей).

Снеговик вам шлёт привет,
Детям он принёс конфет.

Дети угощаются. Попрощаемся со снеговиком.

Литература

  1. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения (для детей 4-6 лет). Артикуляционная гимнастика. Санкт-Петербург, Литера, 2006 г.
  2. Ёлкина Н. В. Тарабарина Т. И. Тысяча загадок. Ярославль, Академия развития. 1997 г.
  3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Санкт-Петербург, 2004.