Проект "Как появилась книга?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Информационная карта проекта

Цель проекта:

  • Систематизировать знания об истории происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; возбудить интерес к творческой деятельности человека;
  • Развивать умение вносить свой вклад в общее дело;
  • Развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность;
  • Формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки общения, познания, художественного творчества.

Срок реализации: 1 месяц.

Количество участников проекта: 42 человека.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Форма проведения: фронтальная.

Продукт проекта: книга “Как появились книги?”

Проблема: не раскрытый перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека.

Задачи:

  • Активизировать желание детей искать пути решения проблемной ситуации.
  • Формировать начальные предпосылки исследовательской и поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Развивать умение определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно; планировать этапы своих действий.
  • Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: находить нужный материал (в библиотеке, в интернете, в библиотеке, дома).
  • Поддерживать интерес к деятельности сверстников.
  • Создать продукт – книга (из истории её создания).
  • Вырабатывать бережное отношение к книгам.

Форма презентации: представление продукта – книги “Как появилась книга?”.

Актуальность:

Мы знаем, что проект – это специально организованный комплекс действий, завершающийся созданием продукта деятельности. Казалось бы, этот метод применим для школы, т.к. дошколята самостоятельно ещё добывать знания не умеют. Педагогу проще, конечно, дать детям готовые знания, но они у одного ребёнка остаются в памяти надолго, а у другого нет. А вот именно в процессе создания проекта ребёнок сам приложил какие-либо усилия, вместе с родителями что-то искал, делал, то такие знания остаются в памяти надолго. В ходе создания проекта дети учатся выходить на проблему, ставит её и добиваться результата. Это и есть зачатки самостоятельной творческой деятельности, которая будет необходима для дальнейшей жизни. Выбранная нами тема проекта актуальна, т.к. важно помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда. Такой подход интересен не только сам по себе, но и важен для развития перспективного взгляда ребёнка на окружающие предметы. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как ещё можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащается функция и назначение предмета, какова роль в процессе взрослого, а также включиться в творческую преобразующую деятельность. И ещё очень важно в наше время, в век компьютаризации привлечь внимание детей к книге, т.к. её сейчас заменяет интернет, а поэтому очень мало читающих книги детей. Всё это подчёркивает актуальность нашего исследования.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем о книге?

книга сделана из бумаги (Лера К.)

– у неё есть толстая или тонкая обложка (Саша М.)

– книга сшита из листочков (Данил Ч.)

– на листах напечатаны буквы (Серёжа Л.)

– её можно читать, в ней нарисованы картинки (Ксюша М.)

– из книги мы узнаём много интересного (Алина С.)

– картинки в книге рисуют художники (Саша Б.)

– надо беречь книги (Руслана К.)

Что мы хотим узнать?

– где живут книги? ( Ксюша М.)

– как появилась первая книга? ( Алина С.)

– как производят книги? (Карина Г.)

– кто участвует в создании книги? (Данил Ч.)

– что такое библиотека? (Влад М.)

– какие бывают книги? ( Вера Н.)

Что мы должны сделать, чтобы узнать?

– спросить у мам, пап, бабушек; (Серёжа Л.)

– поинтересоваться у воспитателя; (Аня Г.)

– сходить в библиотеку; (Женя В.)

– найти материал в Интернете, в библиотеке, дома. (Анжела З., Диана Л.)

Гипотеза: мы предположили, что если мы вместе с детьми сходим в библиотеку, подберём материал из истории возникновения книги, изготовим книжки-самоделки, рисунки вместе с родителями, будем пользоваться книгами библиотеки в группе, то узнаем много нового, интересного о книге, об истории её появления, создания. А чтобы этим могли воспользоваться и другие дети, мы изготовим продукт нашего проекта – книгу с красочными иллюстрациями.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование умения ставить и решать проблему.
  • Развитие умения добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность.
  • Формирование предпосылок поисковой деятельности.
  • Развитие познавательных способностей.
  • Формирование умения создавать и представлять продукт деятельности.

Содержание деятельности по выполнению проекта

этап

Формы работы (с наименованием)

задачи

Срок реализации

Время в режиме дня

Место проведения

1

этап 1

Цикл бесед

“Из истории возникновения книги”,

“Книга – лучший друг”,

“Как рождаются книги”,

“Как изготавливают книги”.

Развитие коммуникативных навыков детей в процессе вовлечения детей в содержательное диалоговое общение.

в течение месяца

НОД

группа

2

Словотворчество детей по проекту:

загадки, поговорки, пословицы, стихи о книгах.

Развивать чувство языка, пополнять литературный багаж.

в течение месяца

в свободной деятельности

Группа

прогулка

3

Чтение художественной литературы: сказки “Иван – царевич и серый волк”, “Финист-ясный сокол”, “Царевна-лягушка”, рассказы “Где живут книги?” Развитие интереса к художественной и познавательной литературе.

В течение месяца

в режимных моментах

группа

семья

прогулка

II

Этап 1

Экскурсия в городскую детскую библиотеку Знакомство с устройством библиотеки.

октябрь

НОД

Детская библиотека

2

Наблюдение за работой библиотекаря во время экскурсии в библиотеку Знакомство с профессией библиотекаря.

октябрь

НОД

Библиотека

3

Организация библиотеки “Любознайка” в группе Знакомство с разновидностями жанров книг.

В течение месяца

Вторая половина дня

группа

III этап

Экспериментирование: отпечатки, письмо гусиным пером, письмо на бересте, на глиняных дощечках. Знакомство с разными способами письма.

в течение месяца

Вторая половина дня

группа

2

“Из истории возникновения книги” – подбор материала с родителями. Развитие ключевых компетентностей.

в течение месяца

-

семья

3

Рисование обложки книги (по замыслу) Развитие творческих способностей, воображения, в процессе продуктивной деятельности.

Вторая неделя месяца

НОД

группа

4

Составление рассказов из истории возникновения бумаги, книги Развитие инициативы в поисковой деятельности с целью получения новых знаний.

в течение месяца

-

семья

5

Лепка “Лягушонка в коробчонке”,

конструирование “Герои любимых сказок”,

аппликация “Жар-птица”.

Развитие умения передавать образ любимых героев книг через продуктивные виды деятельности.

в течение месяца

 

НОД

 

группа

6

Дидактические игры

“Назови сказку”,

“Собери картинку”,

“Что из чего?”

Способствовать развитию психических процессов через познавательно-игровую деятельность.

В течение месяца

В свободной деятельнос

ти

группа

7

Сюжетно – ролевая игра: “Библиотека”,

“Книжкина больница””, “Книжный магазин”.

Формирование представлений о труде взрослых через игровую деятельность.

Каждый вторник месяца

Вторая половина дня

группа

8

Театрализованная деятельность: драматизация любимых сказок. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа героев сказок.

Каждая среда

Вторая половина дня

группа

9

Создание семейных рукописных книжек – самоделок Развитие творчества в совместной деятельности детей и родителей

в течение месяца

-

семья

10

Организация выставки семейных книжек-самоделок. Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей и его результатам.

В течение 2 дней.

-

группа

11

Совместная деятельность детей и воспитателя: оформление книги “Как появилась книга?”. Расширять представления детей о предметном мире. Создать продукт деятельности.

В течение месяца

Во второй половине дня

группа

12

Выставка рисунков “Как мы читаем дома”. Создание совместных рисунков для проекта

В течение месяца

 

семья

IV этап

1

Развлечение: “Книга – лучший друг”. Пополнить знания о книге в процессе игр, создать радостное настроение. четверг

Вторая половина дня

Музыкальный зал

2

Презентация книги “Как появилась книга?” Формирование представлений об истории человечества через продуктивные виды деятельности.

1 день

Первая половина дня

Музыкальный зал