Урок по теме "Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе"

Разделы: История и обществознание


Цели урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её характерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу.

Тип урока: изучение нового материала.

Новые термины: абсолютизм, сословное представительство.

План урока

  1. Организационный момент, целеполагание.
  2. Определение понятия “ абсолютизм”:
    1. работа с документами;
    2. словарная работа.
  3. Последствия абсолютизма:
    1. эвристическая беседа;
    2. вывод.
  4. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.
    1. работа с текстом учебника;
    2. составление схем;
    3. сравнение и вывод.
  5. Монарх – помазанник Божий.
  6. (рассказ учителя).

  7. Абсолютизм и личность.
    1. работа с учебником;
    2. составления плана ответа.

VII. Домашние задание п. 3, учебник “Новая история. 1500-1800”. Автор А.Я.Юдовская. Таблица “Значение установления абсолютизма” для:

государства

личности

  1. государства; 2) личности.

VIII. Итог.

I. Сегодня, мы познакомимся с характерной для ряда стран Западное Европы, периода Раннего Нового времени формой феодального государства – абсолютной монархией или абсолютизмом.

Рассмотрим и сравним возникновение абсолютизма и королевской власти в XVI –XVII вв. в Англии и во Франции. Именно в этих государствах он ярче всего проявился.

Записываем тему урока.

II. Определение понятия “ абсолютизм”.

Что такое абсолютизм или абсолютная монархия? Чтобы выяснить это обратимся к историческим документам. (Приложение 1)

Задание: 1) “О чём идёт речь?”

“Что такое абсолютизм?”

2) привести отрывки, где говорится об установлении абсолютной власти короля.

Вывод: абсолютизм-власть одного человека в государстве.

Что пишут об абсолютной власти в словаре? (Работа со словарями)

Запись в тетрадях определения “Абсолютизм”.

Абсолютизм - форма правления государством, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху и передается по наследству.

III. Последствия абсолютизма.

Вопросы для беседы:

1) Как вы думаете, каким будет положение феодальной знати при абсолютизме? Сохранят ли они свою независимость? Почему?

2) Абсолютизм и междоусобные войны, возможно ли их сосуществование? Почему?

3) Как, по вашему мнению, должен относиться монарх в эпоху абсолютизма к сословно-представительным органам? Почему?

Обобщение ответов учащихся и дополнительный рассказ учителя.

-Действительно, при абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий и пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость.

Так, например, во Франции королевской власти были подчинены провинция Нормандия и Бургундия.

В Англии, Генрих VIII Тюдор лишил независимости и подчинил Лондону северные графства и Уэльс.

Чтобы не допустить повторения кровавых событий подобных войне Алой и Белой розы, английские короли распустили феодальные войска, сравняли с землёй замки бунтующих феодалов.

Окрепнувшая монархическая власть всегда стремилась избавиться от сословно-представительных органов.

Ученики делают вывод с последующей записью в тетрадь.

“Последствия усиления королевской власти в XVI-XVII вв.”:

  1. Ликвидируется независимость феодальной знати.
  2. Прекращаются междоусобные войны.
  3. Ограничивается деятельность сословно-представительных органов.

IV. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.

Рассмотрим органы власти в Англии и во Франции существовавшие в XVI - XVII веках. (Рисунок 1, Рисунок 2)

Изобразим в виде схем, для удобства сравнения.

Задание:

  1. – класс делится на 2группы: “Англия” и “Франция”;
  2. – работа с текстом учебника;

    – составление схемы;

    – запись в тетрадь.

  3. “англичане” - работают по страницам 24-27;

“французы” - работают по страницам 28-29.

 

Рисунок 1. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и их функции.

Рисунок 2. Органы власти в XVI-XVII вв. во Франции и их функции.

Сравнить и сделать вывод.

  1. В каком государстве власть короля была более сильной. Почему?

Вывод: ФРАНЦИЯ.

 

СРАВНЕНИЕ:

  1. Парламент и Генеральные штаты:

а) полномочия;

б) когда созывались и как созывались;

2) Тайный совет – Совет (правительство).

3) Судебные органы Англии и Франции;

4) Местная власть:

а) как выбиралась;

б) полномочия.

Итог: по схемам вы видите, что королевская власть стоит над всеми властями: исполнительной, законодательной, судебной, а во Франции даже, законодательная власть была в руках короля.

В управлении государством монархи опирались на армию, полицию, чиновников.

V. Монарх – помазанник Божий.

В XVI веке начинают складываться учения, обосновывающие необходимость абсолютизма.

Власть короля провозглашалась божественной по происхождению. Религиозным учениям вторили и светские. XVI-XVII веках во Франции уже была развита наука о государстве и праве, где главным положением являлось положение о том, что верховная законодательная власть сосредотачивалась в руках монарха.

В XVI – XVII веках был сильно развит культ короля. О жизни королевского двора, придворной службе в Версале, во Франции прочитаете самостоятельно в учебнике (“Этикет при дворе Людовика XIV”, стр. 30).

VI. Абсолютизм и личность.

Мы, с вами рассмотрели абсолютизм с точки зрения государства, интересы которого он защищал. А защищал ли абсолютизм интересы людей, личности в государстве.

Работа с текстом учебника, страница 27.

Отвечаем на вопрос 4, страница 30. Способствовало ли укрепление абсолютизма усилению личных прав человека в обществе?

VII. Домашние задание п. 3, таблица “Значение установления абсолютизма” для:

государства

личности

  1. государства; 2) личности.

 

VIII. Итог: выводы учеников и учителя; выставление оценок.