Цели урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её характерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу.
Тип урока: изучение нового материала.
Новые термины: абсолютизм, сословное представительство.
План урока
- работа с документами;
- словарная работа.
- эвристическая беседа;
- вывод.
- работа с текстом учебника;
- составление схем;
- сравнение и вывод.
(рассказ учителя).
- работа с учебником;
- составления плана ответа.
VII. Домашние задание п. 3, учебник “Новая история. 1500-1800”. Автор А.Я.Юдовская. Таблица “Значение установления абсолютизма” для:
государства |
личности |
- государства; 2) личности.
VIII. Итог.
I. Сегодня, мы познакомимся с характерной для ряда стран Западное Европы, периода Раннего Нового времени формой феодального государства – абсолютной монархией или абсолютизмом.
Рассмотрим и сравним возникновение абсолютизма и королевской власти в XVI –XVII вв. в Англии и во Франции. Именно в этих государствах он ярче всего проявился.
Записываем тему урока.
II. Определение понятия “ абсолютизм”.
Что такое абсолютизм или абсолютная монархия? Чтобы выяснить это обратимся к историческим документам. (Приложение 1)
Задание: 1) “О чём идёт речь?”
“Что такое абсолютизм?”
2) привести отрывки, где говорится об установлении абсолютной власти короля.
Вывод: абсолютизм-власть одного человека в государстве.
Что пишут об абсолютной власти в словаре? (Работа со словарями)
Запись в тетрадях определения “Абсолютизм”.
Абсолютизм - форма правления государством, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху и передается по наследству.
III. Последствия абсолютизма.
Вопросы для беседы:
1) Как вы думаете, каким будет положение феодальной знати при абсолютизме? Сохранят ли они свою независимость? Почему?
2) Абсолютизм и междоусобные войны, возможно ли их сосуществование? Почему?
3) Как, по вашему мнению, должен относиться монарх в эпоху абсолютизма к сословно-представительным органам? Почему?
Обобщение ответов учащихся и дополнительный рассказ учителя.
-Действительно, при абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий и пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость.
Так, например, во Франции королевской власти были подчинены провинция Нормандия и Бургундия.
В Англии, Генрих VIII Тюдор лишил независимости и подчинил Лондону северные графства и Уэльс.
Чтобы не допустить повторения кровавых событий подобных войне Алой и Белой розы, английские короли распустили феодальные войска, сравняли с землёй замки бунтующих феодалов.
Окрепнувшая монархическая власть всегда стремилась избавиться от сословно-представительных органов.
Ученики делают вывод с последующей записью в тетрадь.
“Последствия усиления королевской власти в XVI-XVII вв.”:
- Ликвидируется независимость феодальной знати.
- Прекращаются междоусобные войны.
- Ограничивается деятельность сословно-представительных органов.
IV. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.
Рассмотрим органы власти в Англии и во Франции существовавшие в XVI - XVII веках. (Рисунок 1, Рисунок 2)
Изобразим в виде схем, для удобства сравнения.
Задание:
- – класс делится на 2группы: “Англия” и “Франция”;
- “англичане” - работают по страницам 24-27;
– работа с текстом учебника;
– составление схемы;
– запись в тетрадь.
“французы” - работают по страницам 28-29.
Рисунок 1. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и их функции.
Рисунок 2. Органы власти в XVI-XVII вв. во Франции и их функции.
Сравнить и сделать вывод.
- В каком государстве власть короля была более сильной. Почему?
Вывод: ФРАНЦИЯ.
СРАВНЕНИЕ:
- Парламент и Генеральные штаты:
а) полномочия;
б) когда созывались и как созывались;
2) Тайный совет – Совет (правительство).
3) Судебные органы Англии и Франции;
4) Местная власть:
а) как выбиралась;
б) полномочия.
Итог: по схемам вы видите, что королевская власть стоит над всеми властями: исполнительной, законодательной, судебной, а во Франции даже, законодательная власть была в руках короля.
В управлении государством монархи опирались на армию, полицию, чиновников.
V. Монарх – помазанник Божий.
В XVI веке начинают складываться учения, обосновывающие необходимость абсолютизма.
Власть короля провозглашалась божественной по происхождению. Религиозным учениям вторили и светские. XVI-XVII веках во Франции уже была развита наука о государстве и праве, где главным положением являлось положение о том, что верховная законодательная власть сосредотачивалась в руках монарха.
В XVI – XVII веках был сильно развит культ короля. О жизни королевского двора, придворной службе в Версале, во Франции прочитаете самостоятельно в учебнике (“Этикет при дворе Людовика XIV”, стр. 30).
VI. Абсолютизм и личность.
Мы, с вами рассмотрели абсолютизм с точки зрения государства, интересы которого он защищал. А защищал ли абсолютизм интересы людей, личности в государстве.
Работа с текстом учебника, страница 27.
Отвечаем на вопрос 4, страница 30. Способствовало ли укрепление абсолютизма усилению личных прав человека в обществе?
VII. Домашние задание п. 3, таблица “Значение установления абсолютизма” для:
государства |
личности |
- государства; 2) личности.
VIII. Итог: выводы учеников и учителя; выставление оценок.