Быстрыми темпами развивается наука о спорте. Если совсем недавно она выполняла лишь объяснительную функцию и шла вслед за прогрессивной практикой, то теперь ее роль существенно изменилась. Она уже идет впереди практики, указывая ей путь к совершенствованию методических проблем и реализуя предсказательную функцию. Как отмечает Верхошанский Ю. Ф.: “Крупнейшие международные соревнования – это не только поединок силы и здоровья спортсменов и опыта тренеров, это, прежде всего состязания научной мысли, определяющей принципиальные основы стратегии спортивной подготовки”. В системе обучения особое место принадлежит средствам специальной силовой подготовки. Они, во-первых, призваны обеспечить формирование такой структуры физической подготовленности учащихся старших классов, которая отвечала бы специфике внешних отношений организма, и, во-вторых, должны по своему воздействию соответствовать режиму деятельности учащихся в специализируемом упражнении.
Тема является актуальной, так как развитие и воспитание силовых способностей у учащихся старших классов имеют ряд специфических особенностей, как в методике, так и в средствах обучения.
Люди совершенствуют двигательные действия. Некоторые движения носят силовой характер. Кто-то целенаправленно занимается силовой подготовкой, а кто-то невольно, выполняя какое либо двигательное действие, подвергает свое тело нагрузкам. Силовая подготовка людей разных возрастов имеет значительные отличия, как в методике, так и в средствах подготовки. Так, например силовые способности в младшем школьном возрасте должны развиваться лишь в гигиенических целях, а развитие силы у взрослых – носить оздоровительно характер. Силовая подготовка студентов направлена на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности, а также ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний и травм.
Для развития силовых способностей у учащихся старших классов пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением – силовыми упражнениями. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются, на основные и дополнительные.
К основным относят:
- Упражнения с внешним сопротивлением.
- Упражнения с преодолением веса собственного тела.
- Изометрические упражнения.
- Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа.
- Рывково-тормозные упражнения.
Дополнительные средства:
- упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра);
- упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (экспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.);
- упражнения с противодействием партнера
В соответствии с указанными способами стимулирования мышечных напряжений выделяют следующие методы развития силовых способностей:
- Метод максимальных усилий.
- Метод повторных непредельных усилий.
- Метод статических (изометрических) усилий.
- Статодинамический метод.
- Метод изокинетических усилий.
- Метод динамических усилий.
- “Ударный” метод.
- Метод круговой тренировки.
- Игровой метод.
В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами:
1) с помощью измерительных устройств – динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств;
2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.
Ряд перечисленных средств и методов, представляют собой объективно необходимые условия для воспитания силы.
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую – либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.
1. Уровень развития силы учащихся старших классов каждого конкретного человека во многом зависит успешность проявления и других его физических качеств - гибкость, быстроты, выносливости, ловкости. К примеру, при двигательной деятельности учащихся, требующие высокой скорости (быстрая ходьба, бег, прыжки, лыжные гонки, скоростное плавание, всевозможные метания и т.д.), за счет целенаправленного приложения определенной силы приходиться преодолевать состояние покоя и приводить свое тело (или нужный внешний предмет) в состояние требуемого движения, придавать этому движению ускорение, необходимое для достижения высокой быстроты движений или дальности полета метаемого снаряда.
2. Правильная силовая подготовка учащихся приобретает особо важное значение в плане его разностороннего и гармоничного развития. В зависимости от конкретных условиях, обстоятельств и потребностей силовая подготовка учащейся молодежи может быть сориентирована на решении самых различных задач, например: способствует укреплению здоровья и физическому развитию учащихся, повышению их учебной работоспособности и более успешному усвоению предлагаемых знаний, умений и навыков, достижению высоких спортивных результатов.
3. С помощью целенаправленной и систематической силовой подготовки можно сократить избыток жировой массы, укрепить мышечный каркас опорно-двигательного аппарата.
4. Занятия силовыми упражнениями способствуют воспитанию целого ряда социально ценных психических качеств и свойств характера личности. Например, разнообразные силовые упражнения с собственным весом, с партнером или с неодушевленными отягощениями довольно эффективно воспитывают такие полезные в жизни качества, как готовность к преодолению возникающих трудностей, смелость, решительность, настойчивость, дисциплинированность.