Урок по теме "Свойство прямоугольника". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: комбинированный, урок-сказка.

Оборудование:

  • учебник "Математика" автор М.И. Моро,
  • раздаточный материал (геометрические фигуры)

Цель: ознакомление со свойством прямоугольника

Задачи:

  • Обучающие: закрепить и углубить знания обучающихся о геометрических фигурах; совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100; формировать умение составлять и решать задачи; продолжить работу над решением уравнений.
  • Развивающие: развивать мышление, внимание, творческое воображение.
  • Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи и интерес к математике.

  Результативность: В ходе урока идет формирование знания, умения и навыки:

  • учебно - организационные (организация учебного места, осуществление контроля и самоконтроля);
  • учебно - интеллектуальные (умение сравнивать, обобщать, выделять главное); о   учебно-коммуникативные (умение слушать, выступать перед товарищами).

Ход урока

1. Организационный момент

-  Здравствуйте, ребята.
Каждый день - всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

(обучающиеся проверяют подготовку рабочего места)

Сегодня у нас на уроке гости, и мы им очень рады.

 2.  Сообщение темы и цели урока

-  Прочитайте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

(знакомиться со свойством прямоугольника, решать задачи, примеры и уравнения)

- Сегодня на уроке мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит знакомиться со свойством прямоугольника, решать задачи, примеры и уравнения.

 - Вы готовы к работе? Тогда догадайтесь, из какой сказки эта мягкая игрушка? ( Колобок)

 3. Актуализация знаний. Устный счет (дети вспоминают начало этой сказки) В это время двое работают у доски: решают примеры на сложение и составляют два примера на вычитание:

20+5= _____ 40+9= _____

Жили-были дед да баба. Дед попросил испечь колобок. Поди-ка, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусекам помела. Замесила муку на сметане, состряпала колобок и поставила студить на окошко. Учитель продолжает. Надоело Колобку, и покатился он по лесу. Идет навстречу ему заяц. Съем я тебя Колобок. Не ешь меня. Я от бабушки, я от дедушки ушел. Хорошо, тогда выполни мои задания и отпущу. Посчитай устно вот эти примеры и задачки. Колобок задумался, ведь он не ходил в школу и там подчинено законам математики. Ребята, он просит вас помочь

(на доске записаны примеры, обучающиеся находят среди примеров сначала те примеры, у которых ответы 8, затем 11)

78-70   2 + 9

5 + 6    40-29

 38 - 30   55- 13

49- 38   38 – 27

Следующее задание: решение веселых задач

Бежали по дорожке
Гусь, петух и кошка.
Сколько лапок топало
Той дорожкой по полю?

На коньках катались детки,
Всех их вместе 46
9 мальчиков среди них
А девчонок? Сколько их?

Корова Мурка в обед дала 16 литров молока. 3 литра кот Матроскин отдал теленку, 1 литр выпил сам. Вечером он заглянул в ведро и обнаружил, что там осталось 10 литров. Пил ли молоко Шарик? Как вы думаете ребята?

Найдите ошибки, если они есть?

3 дм 2см = 23 см     1 ч.= 100 мин.

45 см = 4 дм 5 см     60 мин. = 2 ч.

4.Подготовка к новой теме

Молодцы! С вашей помощью Колобок благополучно ушел от зайца. Покатился Колобок дальше. Лесная тропинка привела Колобка к избушке.

(на доске иллюстрация с изображением медведя и картинка "Избушка ")

Вошел он в избу и видит, сидит на лавке Михаил Потапов. Увидел Колобка и говорит: “ съем я тебя”

“ Да погоди не спеши, успеешь. Я ведь от всех ушел”

“Тогда ответь на мои вопросы и выполни мои задания".

Из каких геометрических фигур состоит избушка моя?

Что вы знаете о круге? На что он похож?

Что вы знаете о треугольнике? На что он похож?

Что вы знаете о квадрате? На что он похож?

Что такое прямоугольник?

(обучающиеся выходят к доске, показывают фигуры и рассказывают о них)

5. Изучение нового материала

Посмотрите внимательно на пол и потолок избушки.

Каким цветом они обозначены? Покажите. (Красным)

Они лежат друг против друга и называются противоположными,

Покажите еще две противоположные стороны. Каким цветом они обозначены? (выходят к доске, показывают)

Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник?

(две пары)

- Как вы думаете, а какими должны быть противоположные стороны прямоугольника?

(равными)

- Давайте проверим ваши предположения по учебнику. Открываем учебник математики на странице 28.

(чтение правила про себя, затем вслух)

- Назовите свойство противоположных сторон прямоугольника.

(противоположные стороны прямоугольника равны) Практическая работа

 На столе у вас лежат две геометрические фигуры. Найдите и покажите прямоугольник, почему вы выбрали именно эту фигуру?

(работают в парах, показывают прямоугольники)

- Как доказать, что противоположные стороны равны? (измерить по линейке, проверить сгибанием)

6.Физкультминутка

У оленя дом большой
Он глядит в свое окно
Зайка по полю бежит
И ушами шевелит.
Тук - тук-тук
Дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Зайка забегай-ка,
Лапу мне давай-ка.

7. Закрепление нового материала

Решение задачи геометрического характера: начертите прямоугольник со сторонами 5см и 3 см, обозначьте противоположные стороны прямоугольника черточками

"Вот теперь, - говорит Топтыгин, - могу тебя отпустить. Колобок покатился. Идет, песни напевает. А волк тут как тут. “Что ты серый такой угрюмый? Мотоцикл, не заводиться что ли?” “Вот хочу тебя съесть”

“ Не ешь меня. Я ведь от всех уходил с миром”

“Тогда помоги соединить провода? Да, если решишь задачу про Никиту, то можешь и прокатиться"

- Найдите № 1.

(читают задачу в учебнике, отвечают на вопрос)

8. Повторение пройденного материала

"Молодец, Колобок, - говорит волк – зубами щелк, но прокатиться сможешь, решив задачу № 2"

(читают задачу в учебнике, записывают краткую запись, решают)

Катится, катится Колобок по лесным тропинкам, а навстречу лиса – Патрикеевна. Вот и обед готов. Колобок я тебя съем.

“ Хорошо. Если решишь примеры, я согласен.”

(решают примеры, два человека работают самостоятельно у доски, остальные в тетрадях)

56+17     53-18

 64-46      42+38

Давайте сверим, совпадают ли ваши ответы с ответами лисы

73, 35, 18, 80

Поблагодарил Патрикеевну, покатился Колобок дальше. Через пять минут догоняет лиса, притворившись добреньким, а сам задумал дело хитрое и говорит ласково: "Хочешь уйти - иди, но давай мирно договоримся. Задам я тебе одно задание. Решишь его, отпущу, куда глаза глядят, а не решишь – тогда не обессудь, ты моя.

Делать нечего, согласился Колобок решить два уравнения. (Учащиеся решают их по вариантам в тетради, затем взаимопроверка)

х + 7=18     80 – у=7

-  Но не захотела выполнить Патрикеевна свое обещание. Всякими путями, хитростями, магическими способами заставила Колобка исполнить последнее желание, спеть песню, сидя на носу. Поверил Колобок лисе, и распрощалась с жизнью.

9. Рефлексия урока

Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? Чему она учит?

Что нового узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Выставление оценок

Молодцы, вы все сегодня на уроке хорошо работали. Оценки за урок... (выставление оценок с комментированием).