Знакомство детей школьного возраста с традициями русского народа

Разделы: Работа с дошкольниками


Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, посредством этого раскрываются такие понятия, как “национализм”, “интернационализм”, “патриотизм”.

Очень хорошо, когда ребенок ориентируется в национально-культурных традициях разных народов, однако в первую очередь ребенок должен знать и уважать традиции собственного народа. Именно с этих позиций мы формируем поликультурное пространство в группе.

Каждый народ привносит в культуру изменения, выражая свою самобытность, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, мы не должны забывать о своём прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Преследуя цель приобщить детей к этническому искусству, необходимо знакомить их, прежде всего с тем, что их окружает, что доступно их восприятию и отражению в художественном творчестве.

Освоение дошкольниками элементов народного искусства происходит наиболее успешно в деятельности. Немаловажное значение играет включение доступных детям элементов народного искусства в содержание занятий по изобразительному искусству и художественному конструированию. Именно поэтому, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

В связи с внедрением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования многие дошкольные учреждения возвращаются к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Как правило, знакомство детей с культурным пространством начинается с жилища. Жилище – это один из наиболее существенных элементов культуры, оно служит удовлетворению самых необходимых потребностей человека, несёт в себе символическое содержание, занимает важное место в системе культуры любой этнической общности. Какую особенность имеет жилище, как происходит их постепенное исчезновение в связи с ростом иной, более современной и приемлемой для городов архитектуры, следовательно, подрастающее поколение в скором будущем не будет знать особенности жилищ своих предков.

В рамках знакомства с жилищем дети знакомятся с убранством избы, с отступлением от традиционного убранства русской избы – размещением предметов народно-прикладного искусства Хохломы, Гжели, Городца, Дымки. Очень важно знакомить детей с народно-декоративной росписью, которая способна увлечь детей национальным изобразительным искусством. Народно– декоративное искусство – это часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте. В тоже время в искусстве каждого народа отчётливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, национальная психология, культура, история. Народное искусство позволяет воспитывать в детях определённую культуру восприятия мира, развивать творческие качества личности.

Традиционными давно стали народные праздники, такие как “Иван-Купала”, “Яблочный спас”, “Медовый спас”, “Красная горка”, “Масленица”, колядки и другие. Например, знакомя с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями, мы знакомим с русскими народными играми; учим играть в народные игры, соблюдать правила, используя заклички, перевалки. Тем самым развиваем ловкость, выносливость, выдержку, зрительное, слуховое внимание, умение сопоставлять размер предметов, учим бегать на носочках, с ускорением; передвигаться в хороводе, змейкой, со сменой направления движения; используем элементы народных танцев в играх. Формируем у детей культуру сохранения своего здоровья и здорового образа жизни через народную игру.

Знакомя детей с русскими народными сказками, пословицами, поговорками, приметами, загадками, мы приобщаем детей к нравственным ценностям. Развиваем творческие умения, при инсценировке сказок, потешек. Обогащаем и активизируем словарный запас. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: необходимо использовать все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, в которых хорошо оцениваются разные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Сказка будит мечту ребёнка, она учит мужеству, верности, дети учатся отличать правду от кривды. Сказки не только учат правильно мыслить, осознавать, отличать добро и зло, но и поступать по совести.

Ребёнка, воспитанного на родных ему сказках, играх, песнях, интересует и фольклор других народов. Они с уважением начинают относиться к чужим обычаям и предметам искусства. Большой интерес проявляют дети к песням, сказкам, играм и танцам других народов. В рамках этого знакомим детей с бурятскими национальными играми, бытом, традициями, промыслом (разведение скота, земледелие), стараемся донести мысль о необходимости сохранять не только народные традиции, но и природные богатства. С этой целью в учреждении традиционно проводятся встречи с интересными людьми, представителями бурятской национальности. Мы активно стараемся воспитывать любовь и уважение к родному краю, людям, которые в нём живут, к традициям бурятского народа.

Конечно же, приобщение детей к народной культуре является трудоемким, энергозатратным, однако очень благодатным, востребованным делом. При систематической работе дети становятся действительно более толерантными, осознают значимость не только русского народа, но и других национальностей, которые живут на просторах нашей многонационально России.

Список источников:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.