Урок с ЭОР "Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность"

Разделы: География


Базовый учебник: А.И.Алексеев, Э. В.Ким и др. “География России. Хозяйство и географические районы”.

Цели урока:

  • сформировать знания о составе, взаимодействии отраслей АПК и его роли в хозяйстве; показать сложность и неоднозначность проблем АПК;

  • познакомить учащихся на уровне представлений с интенсивными методами хозяйства, зональной специализацией, природным хозяйством с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

  • Обучающие: формировать знания обучающихся о АПК, усиление прикладной и практической направленности изученной темы, обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме
  • Развивающие: развивать у обучающихся географическое мышление, расширение кругозора учащихся,  умение оперировать ранее полученными знаниями, способность к сравнению и анализу.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала

Требования ФГОС ООО:

достижение метапредметных результатов:

умение анализировать, отбирать информацию, ее преобразовывать и сохранять; приобретать навыки чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы, установление несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

достижение предметных результатов:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • умение работать с разными источниками географической информации;
  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • картографическая грамотность;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • умение применять географические знания в повседневной жизни

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные: принимать и сохранять учебную задачу; повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы. Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

Предметные: опыт получения, преобразования и применения предметных знаний. Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию. Формирование навыка наблюдения, сравнения, обобщения.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группе, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый, иллюстративно-словесный

Методы познания: анализ, сравнение, картографический.

Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: работа учащихся с использованием компьютера не более 20 минут

Необходимое техническое оборудование: мобильный класс, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор.

Подготовка к уроку: на рабочем столе ученика разместите перечень используемых на данном уроке ЭОР (таблица 2) со ссылками на используемые ресурсы Интернета.

Структура и ход урока:

Таблица 1

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин)

1

2

3

5

6

7

1. Оргмомент   Вам предстоит узнать: Что такое АПК и его главная задача - обеспечить население страны продовольствием. Воспринимает информацию, сообщаемую учителем

1

2. Актуализация темы “Состав АПК” Мультимедиа (1) Демонстрация структуры АПК(1блок) Задают вопросы учителю

3

3. Анализ характеристики звеньев АПК. Мультимедиа (1)
Три звена АПК, их взаимосвязь. Особенности и перспективы развития АПК в России.
Демонстрация ресурса (2 блок) Индивидуальная работа (составление конспекта: состав, функции звеньев АПК) с ресурсом.
Работа на ноутбуках в сети Интернет

8

4. Практическая работа “Земледелие и животноводство” с видеофрагментом Практикум и механизм “Мульчирование” (2) Демонстрация ресурса Работа группы учащихся и просмотр видеофрагмента

7

5. Анализ 3 звена АПК “Легкая промышленность” Общая характеристика лёгкой промышленности (3)

(см. табл. 2, пункт 3)

Демонстрация технологической цепочки (мультимедийный проектор)

Работа с картой

Просмотр ресурса, обсуждение

7

6. Анализ “Пищевая промышленность” Общая характеристика пищевой промышленности (4) Демонстрация хар-ки пищевой промышленности (мультимедийный проектор) Просмотр ресурса, обсуждение

9

7. Контроль усвоения знаний Практические задания по теме “Пищевая промышленность”(5) Демонстрация ресурса Выполнение практической работы

6

8. Подведение итогов урока Домашнее задание: закрепление изученного материала с использованием интернет - ресурсов (6). Практическая работа: "Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства". Выводы, объяснение особенностей выполнения домашней практической работы Вопросы по домашнему заданию

4

Перечень используемых на данном уроке ЭОР:

Таблица 2

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Мультимедиа “Агропромышленный комплекс России: состав, структура, проблемы” Информационный модуль, мультимедиа Мультимедиа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79532d20-8e08-48e0-bad8-fbdabdba2071/021.swf

2.

Гипертекст с иллюстрациями “Земледелие и животноводство”. Практические задания Информационный модуль, Гипертекст/
Видеофрагмент “Мульчирование”
Флеш-анимация http://fcior.edu.ru/card/22270/zemledelie-i-zhivotnovodstvo-prakticheskie-zadaniya.html

3.

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Лёгкая промышленность.

Электронный учебный модуль,
Интерактивное задание

Флеш-анимация

http://fcior.edu.ru/card/5282/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-legkaya-promyshlennost-i1.html

4.

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Пищевая промышленность.

Электронный учебный модуль,
Интерактивная модель

Флеш-анимация

http://fcior.edu.ru/card/5211/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-pishevaya-promyshlennost-i1.html

5.

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё.

Практический модуль,
Интерактивная модель

Флеш-анимация

http://fcior.edu.ru/card/5243/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-pishevaya-promyshlennost-p1.html

6.

Контроль усвоения знаний. Пример практической работы: "Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства".

Контрольный модуль

Пример практической работы: "Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства". http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dda5b699-803d-4225-848d-f44b3998ee16/files/2.htm

Применение разных данных ресурсов дает более глубокие знания о полных возможностях использования компьютера в учебной, а не игровой и коммуникативной деятельности; умение жить в высокоразвитой информационной среде и эффективно использовать ее возможности; повышает мотивацию, способствует развитию творческого потенциала учащихся. ЭОР повышает возможности применения новых современных технологий в получении образования учащимися для более наглядного и практического понимания учебного материала. В результате занятия учащиеся обучаются способам  поиска, переработки и представления информации. Хочется отметить, что ЭОР становится полноценным инструментом образовательной деятельности.

Литература:

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
  2. http://fcior.edu.ru/card/20897/