Класс: 5.
Учебник: Математика, 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, 2010 год.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Триединая цель урока:
обучающая: на основе самостоятельного анализа учить выводить математические правила (правило умножения дробных чисел на натуральные числа), развивать умения выполнять умножение дробных чисел на натуральное число, в том числе на 10,100,1000 и т.д.
развивающая: формирование навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие аргументированной математической речи, навыков работы в группе, способности самооценки;
воспитывающая: создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание самостоятельности, сосредоточенности, концентрации внимания, воспитание чувства сопереживания успехам и неудачам товарищей.
Методы обучения: поисковые; объяснительно-иллюстративные; репродуктивные.
Средства обучения: карточки с заданиями к уроку; ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, электронный тест; карточки – “шляпы”.
План урока:
- Организационный момент – 3 мин.
- Актуализация опорных знаний – 2 мин.
- Изучение нового материала. Работа в группах – 10 мин.
- Первичное закрепление. Формулирование правила – 4 мин.
- Первичное закрепление. Решение упражнений – 15 мин.
- Проверка усвоения знаний – 7 мин.
- Подведение итогов урока – 2 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
|
Слайд №1,2,3 |
||
Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Вы будете изучать новый материал, работая в парах. Американский исследователь Эдвард Де Боно сформулировал основные принципы развития творческого мышления и назвал их “Метод шесть шляп” (Приложение 1). Скажите, представители каких профессий носят шляпы (головные уборы)? (повар, полицейский, пожарный и т.д.) Человек в определенном головном уборе занимается своей деятельностью. Мы с вами, мысленно надевая шляпу определенного цвета, будем выполнять конкретные задания. (Приложение 2) Слово ученице Быковой Диане (рассказ по притче о шляпах.) |
Синяя шляпа |
||
Цвет шляпы |
Режимы |
Вид деятельности на уроке |
|
Белая |
помогает направить внимание на информацию |
актуализация знаний |
|
Красная |
чувства и эмоции | рефлексия | |
Зеленая |
новые способы и приемы решения задач | изучение нового материала | |
Черная |
помогает человеку оценить риски, строгий стиль | первичное закрепление, решение упражнений | |
Желтая |
помогает увидеть “плюсы” ситуации, явления, проблемы |
проверка усвоения знаний |
|
Синяя |
управляет процессом (что предстоит сделать в начале и в конце) |
организационный момент, подведение итогов урока). |
|
2. Актуализация опорных знаний. | Слайд №4,5 |
||
Итак, мысленно надеваем белую шляпу. Работаем с информацией. Ребята, скажите:
Устная работа (на слайде)
|
Белая шляпа |
||
3. Изучение нового материала. Работа в группах. | Слайд №6,7 |
||
Итак, мы с вами повторили необходимый материал. Снимаем белую шляпу, надеваем зеленую. Вам предстоит выяснить, как умножить десятичную дробь на натуральное число, как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д. А также необходимо составить опорную схему. Записываем число и тему урока. |
Зеленая шляпа |
||
4. Первичное закрепление. Формулирование правила | Слайд №8,9 |
||
Молодцы, хорошо поработали в группах. Сейчас снимаем зеленую шляпу и надеваем желтую. Каждая группа формулирует правило, представляет опорную схему. Каждый из вас записывает схему в справочник. |
Желтая шляпа |
||
5 . Первичное закрепление. Решение упражнений. | Слайд №10,11,12,13,14 |
||
Молодцы, ребята! Надеюсь, каждый из вас запомнил эти правила и в дальнейшем сможет их применять. Снимаем желтую шляпу, надеваем черную. Наша задача – научиться выполнять умножение, оценить риски. То есть, определить места, где можно ошибиться. Выполняете умножение, комментируя решение. (Приложение 5) (3 учащихся работают у доски, остальные по группам в тетрадях. В конце работы осуществляется проверка на слайде.) – Задача: В давние – давние времена Казанским ханством правила прекрасная Сююмбикэ. Как гласит легенда, Иван Грозный, покоренный ее красотой, предложил ей свое сердце. Но Сююмбикэ поставила условие, чтобы он за 7 дней построил самую высокую башню. И вот работа закипела. А вот насколько башня высока, мы узнаем решив задачу. Высота дерева 5 м. Башня в 11,8 раз больше. Найти высоту башни Сююмбикэ. (Решение: 11,8 * 5 = 59 м) |
Черная шляпа | ||
Гимнастика для глаз Ребята, предлагаю вам подняться из-за парт и немного отдохнуть. |
Слайд №15,16 (автоматически) |
||
6. Проверка усвоения знаний | Слайд №17 |
||
Справились с заданием хорошо. Сейчас мы должны проверить, как научились выполнять умножение. Давайте подумаем, какая шляпа нам сейчас нужна? Согласна, желтая. Вам предстоит выполнить тестирование на компьютере. В окна надо вписать верные ответы. Работа каждого будет оценена. Итак, приступаем. (Приложение 6) Не забываем о правилах техники безопасности при работе на компьютере. |
Желтая шляпа | ||
7. Подведение итогов урока | Слайд №18 |
||
Я рада за ваши оценки. Итак, ребята. Надеваем синюю шляпу. Чему мы научились на уроке? Чтобы закрепить полученные знания, необходимо выполнить домашнюю работу. П.34, правила выучить, №1330, 1331. Если останется время: Дополнительные задания на листочках приложение № 5, № в учебнике 1306 (1 столбик), 1310(а). |
Синяя шляпа |
||
8. Рефлексия | Слайд № 19,20 |
||
А сейчас наденем красную шляпу и выскажем свое мнение. Подумайте и скажите, какую шляпу вам понравилось надевать больше всего? Обоснуйте ответ (дети прикрепляют выбранные шляпы на доску). Мне понравилась ваша работа. Надеюсь, получив самостоятельно знания и умения, вы в дальнейшем сможете их с уверенностью применять. |
Красная шляпа |
||
Спасибо за урок! |
Слайд 21 |