Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Разделы: Математика


Класс: 5.

Учебник: Математика, 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, 2010 год.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Триединая цель урока:

обучающая: на основе самостоятельного анализа учить выводить математические правила (правило умножения дробных чисел на натуральные числа), развивать умения выполнять умножение дробных чисел на натуральное число, в том числе на 10,100,1000 и т.д.

развивающая: формирование навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие аргументированной математической речи, навыков работы в группе, способности самооценки;

воспитывающая: создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание самостоятельности, сосредоточенности, концентрации внимания, воспитание чувства сопереживания успехам и неудачам товарищей.

Методы обучения: поисковые; объяснительно-иллюстративные; репродуктивные.

Средства обучения: карточки с заданиями к уроку; ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, электронный тест; карточки – “шляпы”.

План урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 2 мин.
  3. Изучение нового материала. Работа в группах – 10 мин.
  4. Первичное закрепление. Формулирование правила – 4 мин.
  5. Первичное закрепление. Решение упражнений – 15 мин.
  6. Проверка усвоения знаний – 7 мин.
  7. Подведение итогов урока – 2 мин.
  8. Рефлексия – 2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд №1,2,3

Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок.

Вы будете изучать новый материал, работая в парах.

Американский исследователь Эдвард Де Боно сформулировал основные принципы развития творческого мышления и назвал их “Метод шесть шляп” (Приложение 1). Скажите, представители каких профессий носят шляпы (головные уборы)? (повар, полицейский, пожарный и т.д.) Человек в определенном головном уборе занимается своей деятельностью. Мы с вами, мысленно надевая шляпу определенного цвета, будем выполнять конкретные задания.

(Приложение 2) Слово ученице Быковой Диане (рассказ по притче о шляпах.)

Синяя шляпа

Цвет шляпы

Режимы

Вид деятельности на уроке

Белая

помогает направить внимание на информацию

актуализация знаний

Красная

чувства и эмоции рефлексия

Зеленая

новые способы и приемы решения задач изучение нового материала

Черная

помогает человеку оценить риски, строгий стиль первичное закрепление, решение упражнений

Желтая

помогает увидеть “плюсы” ситуации, явления, проблемы

проверка усвоения знаний

Синяя

управляет процессом (что предстоит сделать в начале и в конце)

организационный момент, подведение итогов урока).

2. Актуализация опорных знаний.

Слайд №4,5

Итак, мысленно надеваем белую шляпу. Работаем с информацией.

Ребята, скажите:

  • Какая дробь называется десятичной?
  • Как записывается десятичная дробь?
  • Как сложить (вычесть) десятичные дроби?
  • Как сравнивают десятичные дроби?
  • Как выполняют округление чисел?
  • Как выполнить умножение натуральных чисел?

Устная работа (на слайде)

  1. Округлить десятичные дроби.
  2. Сравнить десятичные дроби

Белая шляпа

3. Изучение нового материала. Работа в группах.

Слайд №6,7

Итак, мы с вами повторили необходимый материал. Снимаем белую шляпу, надеваем зеленую.

Вам предстоит выяснить, как умножить десятичную дробь на натуральное число, как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д. А также необходимо составить опорную схему. Записываем число и тему урока.

(Приложение 3, Приложение 4)

Зеленая шляпа

4. Первичное закрепление. Формулирование правила

Слайд №8,9

Молодцы, хорошо поработали в группах. Сейчас снимаем зеленую шляпу и надеваем желтую. Каждая группа формулирует правило, представляет опорную схему. Каждый из вас записывает схему в справочник.

Желтая шляпа

5 . Первичное закрепление. Решение упражнений.

Слайд №10,11,12,13,14

Молодцы, ребята! Надеюсь, каждый из вас запомнил эти правила и в дальнейшем сможет их применять. Снимаем желтую шляпу, надеваем черную. Наша задача – научиться выполнять умножение, оценить риски. То есть, определить места, где можно ошибиться.

Выполняете умножение, комментируя решение. (Приложение 5)

(3 учащихся работают у доски, остальные по группам в тетрадях. В конце работы осуществляется проверка на слайде.)

– Задача: В давние – давние времена Казанским ханством правила прекрасная Сююмбикэ. Как гласит легенда, Иван Грозный, покоренный ее красотой, предложил ей свое сердце. Но Сююмбикэ поставила условие, чтобы он за 7 дней построил самую высокую башню. И вот работа закипела. А вот насколько башня высока, мы узнаем решив задачу. Высота дерева 5 м. Башня в 11,8 раз больше. Найти высоту башни Сююмбикэ. (Решение: 11,8 * 5 = 59 м)

Черная шляпа

Гимнастика для глаз

Ребята, предлагаю вам подняться из-за парт и немного отдохнуть.

Слайд №15,16 (автоматически)

6. Проверка усвоения знаний

Слайд №17

Справились с заданием хорошо. Сейчас мы должны проверить, как научились выполнять умножение.

Давайте подумаем, какая шляпа нам сейчас нужна? Согласна, желтая.

Вам предстоит выполнить тестирование на компьютере. В окна надо вписать верные ответы. Работа каждого будет оценена. Итак, приступаем. (Приложение 6)

Не забываем о правилах техники безопасности при работе на компьютере.

Желтая шляпа
7. Подведение итогов урока

Слайд №18

Я рада за ваши оценки.

Итак, ребята. Надеваем синюю шляпу.

Чему мы научились на уроке?

Чтобы закрепить полученные знания, необходимо выполнить домашнюю работу. П.34, правила выучить, №1330, 1331.

Если останется время: Дополнительные задания на листочках приложение № 5, № в учебнике 1306 (1 столбик), 1310(а).

Синяя шляпа

8. Рефлексия

Слайд № 19,20

А сейчас наденем красную шляпу и выскажем свое мнение. Подумайте и скажите, какую шляпу вам понравилось надевать больше всего? Обоснуйте ответ (дети прикрепляют выбранные шляпы на доску).

Мне понравилась ваша работа. Надеюсь, получив самостоятельно знания и умения, вы в дальнейшем сможете их с уверенностью применять.

Красная шляпа

Спасибо за урок!

Слайд 21

Приложение 7