Введение
Необходимость разработки и внедрения развивающих программ для занятий с подростками на этапе адаптации к обучению в 5-м классе, обусловлена, изменениями, происходящими в современном обществе. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Профилактическая программа занятий с пятиклассниками, в период адаптации к обучению при переходе из начальной школы – интересный и сложный период в жизни пятиклассников. В 5-м классе для детей многое оказывается новым: учителя, предметы, форма обучения, новые одноклассники. Подростковый возраст – важный период в становлении личности, когда развивается важное качество личности позволяющее шагнуть за пределы в подростковую жизнь. Стремление познавать окружающий мир, получать новые впечатления характерная потребность младшего подросткового возраста. Развивая навыки конструктивного общения и умения сотрудничать, формируются гармоничные отношения с окружающей средой. Данная программа занятий разработана с целью создания благоприятных условий для поддержки 5-ти классников, в период адаптации к обучению, когда у многих подростков появляются внешние и внутренние изменений. Тематическое содержание занятий предусматривает профилактику дезадаптации пятиклассников, способствует сплочению ученического коллектива. В ходе проведения практических занятий совершенствуются навыки в принятия правильного решений в трудных жизненных ситуациях, появляется желание оказывать психологическую поддержку одноклассникам, имеющим трудности в сфере общения, что позволяет им приобрести большую уверенности в раскрытии своих индивидуальных способностей, улучшить качество общения.
Цель программы: сплочение классного ученического коллектива, содействие развитию социально-полезных навыков общения с одноклассниками и учителями.
Задачи:
- Накоплению социально-полезного опыта в общении с одноклассниками и учителями, реализация внутреннего потенциала.
- Мотивации к раскрытию индивидуальных способностей, совершенствование навыков конструктивного общения.
- Формирование мотивации на совместную конструктивную деятельность, нормализация отношений в сфере общения с одноклассниками и учителями.
Данная программа занятий, составлена для учащихся 5-х классов.
Критерием эффективности проводимых занятий является:
- накопление социально-полезного опыта, развитие коммуникативных навыков общения, творческого потенциала.
- поддержание интереса к знаниям, формирование доверия к окружающему миру через создание ситуацию успеха в общении, оказание психологической поддержки на этапе адаптацию к новому обучению.
Задачи:
- Создание благоприятных условий для отдыха и развития навыков конструктивного общения.
- Укрепление уверенности в себе, через создание условий для демонстрации индивидуальных особенностей, положительных черт характера и поведения, создание творческой атмосферы для развития коммуникативные навыков и способностей.
За основу курса взята программа.– Н. П.
Слободяник. “Уроки общения для младших
школьников” издательство, “Айрис-пресс”, 2006 г.
– 256 с.
Занятия проводятся 2–3 раза в неделю, от 1–1,5
месяца.
Форма проведения занятий групповая – от 10 до 16
человек.
Продолжительность занятий – 60 минут, количество
занятий – 10 часов.
Основные методы:
- элементы сказко-терапии, гештальт-терапии, изо-терапии, арт-терапии, совместное рисование;
- методы групповой дискуссии символического самовыражения, коммуникативные, ролевые и деловые игры;
- диагностика, наблюдение, музыкальное сопровождение;
- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера помогающие создать атмосферу для раскрытия индивидуальных особенностей.
Разнообразные формы проведения занятий, повышают творческую активность, помогают адаптироваться к новому коллективу. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, свободное и тематическое рисование реализуется потребность личности в самовыражении. Обращение к личному опыту и переживаниям, умение анализировать собственные чувства и эмоциональные состояния, находить сходство и различие у себя и других людей создает атмосферу эмоциональной теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. Разнообразные формы проведения занятий, повышают творческую активность, помогают адаптироваться к новому коллективу. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, свободное и тематическое рисование реализуется потребность личности в самовыражении.
Обращение к личному опыту и переживаниям, умение анализировать собственные чувства и эмоциональные состояния, находить сходство и различие у себя и других людей создает атмосферу эмоциональной теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. Формируется, чувство уверенности в общении развиваются ценные социальные навыки.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Раздел 1. “Я” в общении с другими. (4 ч)
Содержание данного раздела развивает способность к адекватному выражению чувств. Улучшает настроение, развивает эмоционально-поведенческую сферу. Способствует снятию мышечного напряжения, приучает мышцы расслабляться и успокаиваться, помогает организму восстановить психическое и эмоциональное равновесие. Снижает мышечное и эмоциональное напряжение, укрепляет эмоциональную устойчивость, готовность к деятельности.
Раздел 2
. Поведенческий тренинг (игра-путешествие) “Мы – это много Я”. (6 ч)Направлен, на изучение различных эмоциональных состояний и умений управлять ими.
В тематическое содержание данного раздела направлено на формирование способов улучшающих конструктивное взаимодействие, позитивную самооценку, умения принимать ответственность за своё решение и результаты своей деятельности. Игры и упражнения направлены на развитие эмоционально-поведенческой и коммуникативной сфер, совершенствование навыков коллективного взаимодействия, обучают умениям справляться с волнением и тревогой, укрепляют уверенность в себе, улучшают настроение. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера создают творческую атмосферу, способствуют снятию мышечного напряжения, приучает мышцы расслабляться и успокаиваться, помогает организму восстановить психическое и эмоциональное равновесие. В занятия включены элементы сказкотерапии, позволяющие не только расслабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть проблемные ситуации в общении младших школьников. В процессе реализации этапов программы детям предоставляется возможность повысить уровень самопознании, с целью создания ситуацию успеха для укрепления адекватной самооценки, умения реализовать себя в поведении и деятельности, улучшать взаимоотношения с окружающими людьми. В ходе работы используются игровые методы, метод групповой дискуссии, применяются элементы психодиагностики, решаются важные педагогические задачи, изучаются индивидуальные особенности детей.
“Тематический план проведения профилактических занятий”
№ пп. | Название разделов и тем | Количество часов |
|
Вводное занятие. Принятие групповых правил | |||
Раздел 1. “Я” в общении с другими” | 4ч |
||
1.1 | “Мы разные”. | 1 |
|
1.2 | Игра “Мы все”. | 1 |
|
1.3 | “Учимся понимать чувства других людей” | 1 |
|
1. 4 | “Каждому своё” | 1 |
|
Раздел 2. Поведенческий тренинг “Мы – это много Я”. | 6ч |
||
2.5. | “Давай дружить со всеми!”. | 1 |
|
2.6. | Игра – “ Кто такие друзья ?” | 1 |
|
2.7. | “Знаки дружбы” | 1 |
|
2.8 | “Дружеский аукцион” | 1 |
|
2.9 | “Ты молодец, потому что …” | 1 |
|
2.10 | “Вот всё и закончилось” | 1 |
|
Всего по разделам |
|
Информационные источники
- Анн Л.Ф. Е.А. Психологический тренинг с подростками – СПб.: Питер, 2006. – 271с.: ил – (Серия “ Эффективный тренинг”)
- Алиева М.А., Травкина А.Г., и др. Я сам строю свою жизнь. Под редакцией Трошихиной Е.Г. – СПб.: Речь, 2003 – 216 с.