Цели урока:
- выработка навыка написания двух и одной буквы Н в суффиксах -НН– /-ЕНН-;
- познакомить учащихся с особенностями употребления причастий в речи.
Ход урока
I. Опрос.
– Что такое причастие?
– Что объединяет причастие с прилагательным?
– Что объединяет причастие с глаголом?
– Чем действительные причастия отличаются от
страдательных?
– Расскажите о правописании -НН- в страдательных
причастия?
II. Распределительный диктант
(разделить на две группы с одной Н и двумя Н).Вареный картофель, варенный на пару, балованный ребёнок, защита обеспечена, испуганная дичь, брошенный взгляд, непуганая дичь (слайд 2-3).
Индивидуальная работа – выполняют самостоятельно у доски 2 человека.
1. Выполнить синтаксический разбор предложения, объяснить знаки препинания, пропущенные буквы (слайд 4).
На т...леге, груж...ной скарбом, пок...чивают(?)ся вместе с многоч...сленными узлами четверо ребятиш...к.
Дополнительные вопросы
– Что такое причастный оборот?
– Когда обособляется причастный оборот?
2. Выписать словосочетания, указать главное
слово.
Дополнительные вопросы.
– Что такое словосочетание?
– Какие типы словосочетаний мы знаем?
III. Редактирование
(слайд 5-6).1) Я, восхищенный красотой осеннего леса,
которую не смог разрушить нудный дождик.
2) Напишущий изложение ученик без ошибок
получит высокую оценку.
3) Запряженная четверкой лошадей не догонит
сказанного слова.
4) Впереди расстилалась равнина, затопляющая
разливами рек.
Объяснить выделенные орфограммы.
IV. Контрольное списывание
(слайд 7).Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и тёмным. Рваные снасти хлестали по ветру. Даже в номере гостиницы, освещенном лампой с зелёным абажуром, были видны следы недавней бури: пыль веерами лежали на столе, рама была вдавлена внутрь, и за неё наискось торчала сорванная ветром водосточная труба.
Индивидуальная работа – выполняют 3 ученики на карточках (сайд 8-11).
- Выполнить морфологический разбор РАСТРЁПАННЫЙ (город) (слайд 8-9).
- Выполнить разбор по составу и словообразовательный разбор РАСТРЁПАННЫЙ (слайд 8,10).
- Выполнить фонетический разбор. РАСТРЁПАННЫЙ (слайд 8, 11).
V. Творческая работа
(5-6 предложений, используя причастный оборот) Придумать лингвистическую сказку.VI. Проверить 3-4 работы.
VII.
Обобщение пройденного.- Что такое причастие?
- Когда в суффиксах причастий пишется одна Н, а когда две Н?
- Расскажите о постановке знаков препинания при причастном обороте.
VIII. Д.
/з.Разобрать морфологически 1 глагол, 1 причастие, 1 прилагательное из сказки (слайд 13).