Вид занятия – практическое.
Тип занятия – комбинированное.
Цели занятия:
- Образовательные:
– Сформировать общие представления о химической природе и роли ферментов в организме.
– Усвоить огромное значение определения ферментов для дифференциальной диагностики заболеваний.
– Изучить клиническое значение определения ферментов причины изменений при патологических состояниях.
– Уметь оценивать результаты исследований и устанавливать связь с патологией.
– Владеть различными методами определения ферментов. - Развивающая:
– Формирование профессионального мышления студентов. - Воспитывающие:
– Формирование коммуникативной культуры студентов.
– Способствовать формированию познавательной активности студентов.
– Воспитывать у студентов внимательность, аккуратность при выполнении практических манипуляций.
– Воспитывать у студентов чувство ответственности за выполненную работу.
Студент должен:
Знать:
- Локализацию ферментов в органах и тканях.
- Клинико-диагностическое значение для дифференциальной диагностики заболеваний.
- Унифицированные методы определения ферментов.
Уметь:
- Готовить реактивы для определения ферментов.
- Записывать рабочие схемы и производить расчет результатов по формуле и калибровочному графику.
- Проводить ферментативные исследования.
- Работать с аппаратурой.
- Выписывать результат анализов на бланк.
Представлять:
- Регуляцию в организме путем изменения биосинтеза ферментов.
- Кинетику биохимических ферментативных реакции.
Средства обучения.
1. Литература для студентов:
Обязательная:
– Пустовалова Л.М. “Практические работы по биохимии”, Ростов-на-Дону “Феникс”
2004 год.
– Пустовалова Л.М. “Основы биохимии”, Ростов-на-Дону “Феникс” 2004 год.
2. Алгоритмы манипуляций.
II. Учебно-наглядные, технические средства.
Изобразительные:
– Схема “Активность ферментов при инфаркте миокарда”.
– Схема определения кислой фосфатазы, КФК, ά-амилазы.
– Карточки для закрепления.
Дидактический материал:
– Калибровочные графики.
– Калибровочные таблицы на ά-амилазу.
– Карточки-задания.
– Бланки для выписки результатов исследования.
Технические средства обучения:
– Термостат.
– Центрифуга.
– Фотоэлектроколориметры.
– Наборы биохимических реактивов.
– Лабораторная посуда.
– Мультимедийная установка, презентация.
III. Средства контроля:
– Тестовые задания.
– Биохимический диктант.
– Индивидуальный опрос с элементами деловой игры.
– Фронтальный опрос.
– Самостоятельная работа студентов.
Технология проведения практического занятия.
Время проведения 180 минут.
Структурный этап занятия | Цели | Содержание (действие преподавателя) |
Планируемый результат (действие студентов) |
Организационный момент | Создание рабочей обстановки (2–3 мин.) | Приветствие студентов. Проверка присутствующих и готовность к занятию. | Приветствие преподавателю. Формирование дисциплинарных правил. Психологическая готовность студентов к занятию. |
Целеполагание и мотивация учебной деятельности | Акцентирование внимания на значимость темы. Формирование готовности к восприятию (5 мин.). | Сообщение темы, значение занятия. Мотивация значимости данной темы для дальнейшей профессиональной деятельности. | Восприятие информации, включение в учебную деятельность. Проявление заинтересованность к изученному разделу. |
Активация и закрепление практических и теоретических знаний | Повторение основных понятий, сформированных на предыдущих занятиях (50 мин.). | Проведение биохимического диктанта (приложение 3), фронтальный опрос (приложение 2), (приложение 4) прием. Индивидуальный опрос с элементами деловой игры. (приложение 5). Решение ситуационных задач. (приложение 6) | Отвечают на контрольные вопросы преподавателя (конкретизация теоретической базы). |
Рефлексивно оценочный этап | Выявление уровня знаний студентов и их оценка (2 мин.). | Контроль и оценка изученного раннее материала. | Корректируют свои знания. |
Самостоятельная работа студентов | Развитие умения самостоятельной работы. Отработка практических манипуляции (90 мин.). | Разделение студентов на микрогруппы. Выполнение практических манипуляции (приложение 7). Закрепление знаний. | Проводят биохимические методы исследования ферментов, производят расчеты, строят калибровочные графики, выписывают результат на бланк и интерпретируют их. |
Закрепление материала | Выявление сформированности знаний студентов и их оценка (20 мин.). | Обсуждение и оценка учебной деятельности. Обобщение и оценивание работы студентов. | Корректируют свои знания. |
Подведение итогов | Выявить соответствие поставленных и достигнутых целей (5–7 мин.) | Выводы по результативности учебной деятельности и достижения целей урока. Выставление итоговой оценки. | Корректируют свои знания. Участвуют в подведение итогов. Анализируют занятия. |
Домашнее задание | Организация подготовки к следующему занятию (2–3 мин.). | Сообщение домашнего задания. | Готовность студентов к восприятию новых тем. |
Библиография.
- Данилова Л.А.“Справочник по лабораторным методам исследования” Москва “Питер” 2003 г.
- Ермолаев М.В., Ильичева Л.П. “Биологическая химия” Москва “Медицина” 1989 г.
- Камышников В.С. “Справочник по клинико-биохимическим исследованиям и лабораторной диагностики” Москва “МЕДпресс – информ” 2004 г.
- Камышников В.С.“Справочник по клинико – биохимической диагностике” Минск “Беларусь” 2000 г.
- Пустовалова А.М. “Основы биохимии” для медицинских колледжей.
Издательство Ростов-на-Дону “Феникс” 2003 г.