Унифицированные методы исследования ферментов

Разделы: Химия


Вид занятия – практическое.

Тип занятия – комбинированное.

Цели занятия:
 

  1. Образовательные:
    – Сформировать общие представления о химической природе и роли ферментов в организме.
    – Усвоить огромное значение определения ферментов для дифференциальной диагностики заболеваний.
    – Изучить клиническое значение определения ферментов причины изменений при патологических состояниях.
    – Уметь оценивать результаты исследований и устанавливать связь с патологией.
    – Владеть различными методами определения ферментов.
  2. Развивающая:
    – Формирование профессионального мышления студентов.
    – Способствовать формированию познавательной активности студентов.
  3. Воспитывающие:
    – Формирование коммуникативной культуры студентов.
    – Воспитывать у студентов внимательность, аккуратность при выполнении практических манипуляций.
    – Воспитывать у студентов чувство ответственности за выполненную работу.

Студент должен:

Знать:

  • Локализацию ферментов в органах и тканях.
  • Клинико-диагностическое значение для дифференциальной диагностики заболеваний.
  • Унифицированные методы определения ферментов.

Уметь:

  • Готовить реактивы для определения ферментов.
  • Записывать рабочие схемы и производить расчет результатов по формуле и калибровочному графику.
  • Проводить ферментативные исследования.
  • Работать с аппаратурой.
  • Выписывать результат анализов на бланк.

Представлять:

  • Регуляцию в организме путем изменения биосинтеза ферментов.
  • Кинетику биохимических ферментативных реакции.

Средства обучения.

1. Литература для студентов:

Обязательная:

– Пустовалова Л.М. “Практические работы по биохимии”, Ростов-на-Дону “Феникс” 2004 год.
– Пустовалова Л.М. “Основы биохимии”, Ростов-на-Дону “Феникс” 2004 год.

2. Алгоритмы манипуляций.

II. Учебно-наглядные, технические средства.

Изобразительные:

– Схема “Активность ферментов при инфаркте миокарда”.
– Схема определения кислой фосфатазы, КФК, ά-амилазы.
– Карточки для закрепления.

Дидактический материал:

– Калибровочные графики.
– Калибровочные таблицы на ά-амилазу.
– Карточки-задания.
– Бланки для выписки результатов исследования.

Технические средства обучения:

– Термостат.
– Центрифуга.
– Фотоэлектроколориметры.
– Наборы биохимических реактивов.
– Лабораторная посуда.
– Мультимедийная установка, презентация.

III. Средства контроля:

– Тестовые задания.
– Биохимический диктант.
– Индивидуальный опрос с элементами деловой игры.
– Фронтальный опрос.
– Самостоятельная работа студентов.

Технология проведения практического занятия.

Время проведения 180 минут.

Структурный этап занятия Цели Содержание
(действие преподавателя)
Планируемый
результат
(действие студентов)
Организационный момент Создание рабочей обстановки (2–3 мин.) Приветствие студентов. Проверка присутствующих и готовность к занятию. Приветствие преподавателю. Формирование дисциплинарных правил. Психологическая готовность студентов к занятию.
Целеполагание и мотивация учебной деятельности Акцентирование внимания на значимость темы. Формирование готовности к восприятию (5 мин.). Сообщение темы, значение занятия. Мотивация значимости данной темы для дальнейшей профессиональной деятельности.

Приложение 1

Восприятие информации, включение в учебную деятельность. Проявление заинтересованность к изученному разделу.
Активация и закрепление практических и теоретических знаний Повторение основных понятий, сформированных на предыдущих занятиях (50 мин.). Проведение биохимического диктанта (приложение 3), фронтальный опрос (приложение 2), (приложение 4) прием. Индивидуальный опрос с элементами деловой игры. (приложение 5). Решение ситуационных задач. (приложение 6) Отвечают на контрольные вопросы преподавателя (конкретизация теоретической базы).
Рефлексивно оценочный этап Выявление уровня знаний студентов и их оценка (2 мин.). Контроль и оценка изученного раннее материала. Корректируют свои знания.
Самостоятельная работа студентов Развитие умения самостоятельной работы. Отработка практических манипуляции (90 мин.). Разделение студентов на микрогруппы. Выполнение практических манипуляции (приложение 7). Закрепление знаний. Проводят биохимические методы исследования ферментов, производят расчеты, строят калибровочные графики, выписывают результат на бланк и интерпретируют их.
Закрепление материала Выявление сформированности знаний студентов и их оценка (20 мин.). Обсуждение и оценка учебной деятельности. Обобщение и оценивание работы студентов. Корректируют свои знания.
Подведение итогов Выявить соответствие поставленных и достигнутых целей (5–7 мин.) Выводы по результативности учебной деятельности и достижения целей урока. Выставление итоговой оценки. Корректируют свои знания. Участвуют в подведение итогов. Анализируют занятия.
Домашнее задание Организация подготовки к следующему занятию (2–3 мин.). Сообщение домашнего задания. Готовность студентов к восприятию новых тем.

Библиография.

  1. Данилова Л.А.“Справочник по лабораторным методам исследования” Москва “Питер” 2003 г.
  2. Ермолаев М.В., Ильичева Л.П. “Биологическая химия” Москва “Медицина” 1989 г.
  3. Камышников В.С.Справочник по клинико-биохимическим исследованиям и лабораторной диагностики Москва “МЕДпресс – информ” 2004 г.
  4. Камышников В.С.“Справочник по клинико – биохимической диагностике” Минск “Беларусь” 2000 г.
  5. Пустовалова А.М. “Основы биохимии” для медицинских колледжей. Издательство Ростов-на-Дону “Феникс” 2003 г.