Цели:
образовательные
-
на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие “реакции ионного обмена”, закрепить понятие “реакции нейтрализации”;
-
экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
-
научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;
-
научить составлять эмпирические, полные и сокращенные ионные уравнения.
развивающие:
-
совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
-
продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
воспитательные:
-
воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в группах.
Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращенные ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование урока: доска, экран, мультимедийный проектор, у учащихся ноутбуки на партах; для лабораторных опытов: сульфат натрия, хлорид бария, гидроксид натрия, серная кислота, карбонат натрия.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность |
||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку и на оборудование урока. |
Настраиваются на урок. Готовятся к уроку. Осуществляют предметно-практическую деятельность. |
||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний |
Предлагает систему вопросов, способствующих проверки домашнего задания и выявлению главной проблемы урока.
|
Учащиеся отвечают на вопросы, работают на ноутбуках, выявляя какие вещества являются электролитами, а какие неэлектролитами. Вспоминают все вопросы связанные с электролитической диссоциацией неорганических веществ. |
||||||||||||||||||||||||
3. Целеполагание и мотивация |
Предлагает учащимся сформулировать тему урока с помощью лабиринта на компьютерах. Актуализация знаний учащихся. (Слайд 6)
Итак, опираясь на знания о реакциях обмена,
электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в
воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются
реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения,
выяснить условия их протекания. |
Учащиеся формулируют тему урока “Реакции ионного обмена” и записывают тему урока в тетради. |
||||||||||||||||||||||||
4. Первичное усвоение знаний |
Формулирует основное понятие урока – реакции ионного обмена. Мотивирует учащихся на важность темы для дальнейшего изучения химии и биологии. С помощью слайдов, объясняет какие из ионов участвуют в химической реакции, а какие остаются в растворе. 1. Вступительное слово. Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, – это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован. Итак, реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями РИО (реакции ионного обмена) – это реакции, протекающие между электролитами. (Слайд 8) Сегодня на уроке мы с вами должны исследовать, как протекают реакции ионного обмена, какие признаки будут являться определяющими. Вопрос. А какие признаки химических реакций вы знаете? Так как мы будем говорить о разных признаках реакций и наблюдать их, то я хотела бы услышать, а как вы их определите. Как вы будите работать с кислотами и щелочами? Что мы должны при этом помнить? Проводит инструктаж по технике безопасности при обращении с химическими реактивами. Помогает и контролирует проведение лабораторных исследований. Наблюдает за ходом работы учащихся в парах. Задание. Лабораторный опыт № 1 “Реакции, идущие с образованием осадка”. (Нерастворимых веществ.) Оборудование и реактивы: растворы хлорида бария ВаCl2, сульфата натрия Na2SO4, штатив с пробирками. Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора хлорида бария ВаCl2 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл сульфата натрия Na2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (выпадение осадка) Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам (Слайд 8–13)
Эта реакция сводится к взаимодействию ионов бария и сульфат-ионов (Слайд 14) Итак, первое условия протекания реакций ионного обмена – это выпадение осадка (Слайд 15) Проводим опыт № 2. Лабораторный опыт № 3 “Реакции, идущие с образованием газа”. Оборудование и реактивы: растворы карбоната натрия Na2CO3, серной кислоты H2SO4, штатив с пробирками. Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (Выделение газа.) Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам (Слайд 15)
Итак, второе условия протекания реакций ионного обмена – это выпадение газа (Слайд 15) К взаимодействию, каких ионов сводится эта химическая реакция? (ионов водорода и карбонат-ионов) (Слайд 16) Проводим опыт № 3. Лабораторный опыт № 3 “Реакции, идущие с образованием слабого электоролита – воды”. Оборудование и реактивы: растворы гидроксида натрия NaОН, серной кислоты H2SO4, фенолфталеина, штатив с пробирками. Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора гидроксида натрия NaОН и к нему прилейте по каплям фенолфталеин. Какие признаки реакции вы наблюдали? (изменение цвета), затем прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (исчезновение цвета) Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам (Слайд 17)
К взаимодействию, каких ионов сводится эта химическая реакция? (ионов водорода и гидроксид-ионов) Итак, третье условия протекания реакций ионного обмена – это образование слабого электролита – воды. (Слайд 17) Реакции между кислотой и основанием называются реакциями нейтрализации. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или слабый электролит (вода). |
Слушают учителя и делают записи в тетради основных понятий урока. Ребята называют основные признаки реакций и вместе с учителем их уточняют. Слушают инструктаж по технике безопасности. Проводят экспериментальные исследования. Выдвигают гипотезу в ходе проведения эксперимента. Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу. Записывают наблюдения, уравнения реакций и выводы в рабочую тетрадь. Проводят экспериментальные исследования. Выдвигают гипотезу в ходе проведения эксперимента. Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу. Записывают наблюдения, уравнения реакций и выводы в рабочую тетрадь. Проводят экспериментальные исследования. Выдвигают гипотезу в ходе проведения эксперимента. Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу. Записывают наблюдения, уравнения реакций и выводы в рабочую тетрадь.
|
||||||||||||||||||||||||
5. Первоначальная проверка знаний |
Тест 1. Реакции ионного обмене – это реакции: 2. Укажите уравнение реакции ионного обмена: А. 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2 3. Реакцией нейтрализации является реакция между парой веществ: А. Сa(OH)2 и NaCO3 4. Электролитом является каждое вещество в ряду: 5. Формулы веществ, при взаимодействии которых
образуется вода: |
Выполняют тест и делают взаимопроверку. |
||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание |
Домашнее задание. §37 по учебнику О.С.Габриеляна. Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций между растворами веществ:
|
Записывают домашнее задание. |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Слайд 27 |
Выбирают смайлик, который подходит им после урока. |