Цели и задачи урока:
– образовательные: формирование орфографической грамотности учащихся4
– развивающие: развитие умения выделять главное; в изучаемом материале
сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, развивать самостоятельность
и познавательный интерес учащихся;
– воспитательные: на примере учебных текстов и лингвистического материала
продолжить воспитание нравственного отношения к языку.
Формы организации урока: индивидуальная, групповая работа в парах.
Методы обучения: словесный, практический, творческий, наглядный.
Технологии: дифференцированная, индивидуальная.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Словарная работа. Повторение пройденного.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление изученного.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Словарная работа. Повторение пройденного.
Подобрать слова к “ шифровкам” по предложенным определениям:
К_ _ _ _ А
- ягода – сухофрукт (курага);
- небесное тело (комета);
- название рыбы и города (Калуга);
- то, в чем носят пистолет (кобура);
- шляпка чайника или кастрюли (крышка).
Комментированное письмо на ранее изученные орфограммы.
Горький шоколад, разложить водоросли для гербария, выращивать сад, убирать квартиру, красивый шелк, рассказывать шепотом, пушистый цыпленок.
Ребята, нам попалось слово цыпленок, которое связано с другим правилом русской орфографии. Каким?
Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Объявление темы урока.
Буквы И и Ы после Ц.
Произнесите вслух слова: цирк, цыпленок, акация, улицы. Какой звук вы слышите после твердого Ц ? Посмотрите, как пишутся эти слова.
3. Объяснение нового материала.
Работа с учебником.
На доске записано графическое выражение правила, давайте вставим нужные буквы:
1) …и (в корне)
2) …ы (прилаг. в суф.)
3) …ы (в оконч.)
4. Закрепление нового материала.
Рифмованный алгоритм:
В существительных на – ция
Мы всегда напишем – ия;
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке – цын, – цый, – цы
Пишем только букву ы.
1. Объяснительное письмо.
Цифра, циркуль, циферблат, циклон, циклоп, цитрусовый, авиация, традиция, цивилизация, пропорция, птицы, пальцы, улицы, ровесницы, круглолицый.
2. Учитель читает текст.
Что общего между циркулем и цирком. Я рассудил так: главное в цирке – это арена. На ней выступают акробаты, жонглеры, дрессировщики и фокусники.
А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.
Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочел в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова циркулюс, что значит “круг, окружность”.
Задание. Кратко сформулируйте ответ на вопрос: что общего между цирком и циркулем?
Лучший вариант записать на доске и в тетрадях – у доски автор.
3. Дополнительный вопрос. Вода циркулирует по трубам. Можно ли считать глагол циркулировать родственным словом к словам цирк и циркуль?
4. Работа с учебником. Упр. 355.
Объясните орфографию и пунктуацию в предложениях:
Цинга – болезнь десен, которая вызывается недостатком витаминов.
Циновка – плетенка из соломы, камыша, лыка.
Цинк – это металл синевато-белого цвета.
5. Вопрос классу: “Ребята, какие слова, связанные с нашей орфограммой остались без внимания?”
Выпишите из параграфа слова-исключения и составьте с ними словосочетания или предложения, (для сильных учащихся небольшой текст).
6. Прослушайте стихотворение Ю.А.Халфина (учитель читает стихотворение наизусть) и запишите только те слова, написание которых связано с нашей темой урока.
Цыплята весь день на циновке лежали.
Цыплята цингою ужасно страдали.
Цыган их на цыпочках водит в больницу.
Велел им там доктор цибулей лечиться.
Был доктор в халате, как в панцире жук.
“Цибуля,– сказал, – не микстура, а лук”.
5. Подведение итогов урока.
Учитель: “ Над какой орфограммой сегодня работали?”
Далее все учащиеся (вслух) повторяют рифмованное правило написания “и-ы после ц”.
6. Домашнее задание. Выучить правило и подготовиться к лексическому диктанту .