Данная игра поможет детям, имеющим речевые нарушения преодолеть трудности в овладении грамматическим строем русского языка. Она направлена на практическое усвоение и закрепление в игровой форме навыков образования и употребления в речи относительных прилагательных, умением согласовывать в роде, числе, падеже существительных и прилагательных.
Игра может быть использована как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях, будет полезна при изучении таких лексических тем как “Овощи”, “Фрукты”, “Продукты питания”, “Посуда”. Кроме того разные варианты игры предусматривают разный уровень сложности, что позволяет ее использовать для детей разного возраста и уровня речевого развития.
Игра состоит из двух видов карточек. Первый вид карточек это графическое изображение различной посуды: банка, кастрюля большая и маленькая, сковородка, салатник, тарелка, упаковка сока. (Приложение 1)
Второй вид карточек это цветные предметные картинки с изображением овощей, фруктов, грибов, мяса, яиц, молока, разных видов круп. (Приложение 2)
Кроме этого к игре прилагаются несколько прозрачных конвертов, что делает игру удобной на фронтальных занятиях.
Использование данного пособия способствует решению следующих дидактических
задач:
– помогает практическому усвоению навыка образования относительных
прилагательных;
– способствует закреплению в речи навыка согласования существительных и
прилагательных в роде, числе, падеже.
Игре должна предшествовать предварительная работа с детьми. Логопед должен познакомить ребенку с картинным материалом, то есть провести некоторую словарную работу. Иными словами ребенок должен иметь необходимый словарный запас для продуктивной работы с игрой. Может использоваться и для работы с неговорящими детьми, с целью уточнения и обогащения пассивного словаря.
Правила игры:
1-й вариант: предметные карточки с изображение овощей, фруктов, других продуктов питания логопед раздает детям. (Материал из Приложения 2)
Картинки с графическим изображением разных видов посуды (Приложение 1) закрепляется на доске, а под ними располагаются прозрачные конверты, в которые дети складывают свои предметные картинки. Игра называется “Повар”. Детям предлагается “приготовить” и назвать то или иное блюдо, используя предметные картинки. В процессе игры, дети “готовят” сок, салат, “варят” варенье, суп, компот, “жарят” котлеты. Главным условием игры является то, что ребенок должен прокомментировать, то что, он “готовит”. Если это салат из грибов то это грибной салат, сок из моркови – морковный, котлеты из мяса – мясные, каша из гречки – гречневая, и т д. Параллельно с образованием относительных прилагательных дети учатся дифференцировать посуду, по назначению.
Используются все предметные картинки при изучении лексических тем “Продукты питания”, и “Посуда”, для лексических тем “Овощи”, “Фрукты” используется только часть картинок. При изучении лексической темы “Посуда” внимание детей акцентируется на названиях видов посуды, в которой готовится та или иная пища.
При рассмотрении остальных тем появляется великолепная возможность повторить названия посуды, что очень важно при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Данный вариант игры рассматривается мной как более сложный, так как он предполагает достаточный словарный объем и хотя бы частично сформированный навык образования относительных прилагательных.
Второй вариант игры более простой и позволяет детям, познакомится с названиями посуды, получить представление о том, что можно приготовить из тех или иных продуктов питания, а также способствует формированию навыка образования относительных прилагательных.
В игре участвует только те предметные картинки с изображением которых например, можно “приготовить сок”, соответственно из посуды используется графическое изображение упаковки сока. Логопед знакомит ребенка с графическим изображением упаковки сока и объясняет ребенку, что сегодня на занятии будем “делать сок”.
Далее показывает и называет все предметные картинки, участвующие в игре. Картинки делятся на двух игроков. Как правило, на начальном этапе одним из игроков является сам логопед, что позволяет дать ребенку образец образования относительных прилагательных.
В процессе игры дети приобретают навыки правильного образования относительных прилагательных, закрепляется номинативный словарь по лексическим темам, кроме того формируется навык согласования существительного и прилагательного в роде, числе и падеже.