Признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для его развития стали основным принципом при разработке уроков. Поэтому ввожу индивидуальные траектории для сильных учеников. Задания распечатываю пошагово для каждого, сидят по одному. Так как темп работы у таких детей выше и цели определены еще на перемене, когда получают свои траектории, задания дополняю индивидуально для каждого.
Проверка работ по ключам или текстовый вариант занимает немного времени. Дети же становятся активными помощниками на уроке. Таким образом требование преобразование личного опыта в обучение и научение проходит гармонично. Например, цели должны содержать результат: ставить вопрос и отвечать на него, найти и выписать…, получить информацию…, составить…, дополнить…, уметь оценивать…, записать… и т.д.
Конечно, на первых уроках было сложно и постановкой целей для ученика , и с индивидуальными траекториями. Но в процессе работы, постепенно все стало получаться. Главное не опускать руки.
Работа с презентацией освобождает учителя от мела и доски и дает возможность сразу видеть включение детей в работу, обратить внимание на тех, кому нужно поощрение, дополнительный стимул. Держать на связи класс, быстро осуществлять проверку, при нахождении ошибки или неточности вернуть к теории или позвать на помощь уже освободившегося ученика. Научить учиться.
Данный урок является первым уроком по текстоведению в 5 классе по учебнику С.И. и В.В. Львовых. (Издательство «Мнемозина», 2012 год с изменениями). Предыдущее занятие – анализ контрольных работ. Каждое занятие стараюсь завершить анонсом следующего. Так после рефлексии анализа контрольной работы задаю вопрос: «Хотите узнать, какой следующий раздел будем покорять, в каком разделе будем применять знания по синтаксису и пунктуации?» Делаем с детьми первый шаг. Знакомимся с разделом лингвистики – текстоведение. Вводим понятие, строим предположения.
Данный же урок предусматривает как повторение знаний о признаках текста, так и работу с ранее неизвестным признаками. Используя технологию критического мышления, актуализируем знания (использую взаимопроверку и возможность коррекции информации в парах). При этом обучающиеся должны сами, опираясь на полученные ранее знания, на работу с учебником на вопросы учителя, анализировать, выделять признаки текста, по-разному озаглавливать, распределять заглавия на отражающие тему и идею, вдеть с какой информацией не работали. Каждый последующий урок предусматривает повышение уровня сложности задания, увеличение объёма работы. Все виды деятельности уже знакомы учащимся. позволяет применить разные виды взаимодействия между участниками учебного процесса: «учитель – ученик», «ученик – ученик», учитывая индивидуальные способности детей. Используя взаимопроверку сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
При подготовке учитывала работоспособность класса, а также индивидуальные особенности каждого ребенка .Четыре человека работали на опережение по индивидуальным траекториям.
Мультимедийная презентация позволяет увеличить объем работы, активизировать и разнообразить работу. Такое комбинирование демонстрационного материала поможет акцентировать внимание учащихся на каждом этапе урока и в последующем положительно скажется на результатах.
Урок соответствует тематическому планированию.
На этапе работы с текстом повторяем синтаксис, пунктуацию, орфографию.
Проведение динамической минутки позволяет избежать перегрузки. На данном уроке уместна зарядка для глаз и комплекс двигательных упражнений.
На занятии должна быть доброжелательная рабочая атмосфера. Детям необходим положительный настрой, вера в успех, в свои силы и знания.
Учитель ставит задачу применить знания на
практике, т.е. написать миниатюру. Это самое
трудное, так как темп у всех разный, мышление и
включение в работу тоже. Поэтому для тех, кто
не успел это остается дополнительным задание. На
уроке таких у меня было четверо. Прочесть
миниатюры захотели только двое. Остальные отдали
только на «мой суд».
При подведении итогов необходимо повторить
признаки текста. Сделать это целесообразнее,
используя прием критического мышления. Работать
необходимо в умеренном темпе, чтобы
систематизировать знания обучающихся,
проанализировать ошибки, проставить баллы после
каждой формы работы. Ключи предлагаются на
слайдах, появляются по щелчку мыши.
Ученики, работающие по индивидуальным траекториям, помогают учителю: составляют схемы предложений для проверки, записывают проверочные слова.
В конце урока провести рефлексию. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения: самостоятельно или нет, какой как рассуждал, инициатива, оригинальность и т.д. Это позволяет объективно оценить и работу, и инициативу, и достижение своей цели. Посчитать баллы, оценить свою работу.
Желаю успехов!
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА (Приложение 1, слайд 1)
Цели: (2 слайд)
№ | Цели учителя | Цели ученика( могут варьироваться. Это примерно) |
1. | Помочь систематизировать знания
о тексте. Выявить его основные признаки. Анализировать текст с точки зрения темы, идеи. Развивать коммуникативную компетентность |
Задавать вопрос: О чем текст? Определять
тему. Задавать вопрос: Зачем? Для чего? Находить основную мысль в тексте или формулировать её самостоятельно. Оценивать свою работу. |
2. | Формировать умения поисковой
деятельности. Определять, как связаны предложения. Видеть связь предложений. |
Цели на этапах урока. |
Найти и подчеркнуть
грамматическую основу, составить схемы,
подобрать проверочные слова. Подчеркнуть слова – средства связи предложений. |
||
3. | Формировать умения творческой деятельности. | Составить текст на заданную тему, по предложенной картине и т.д. |
4. | Воспитывать культуру общения | Представлять свою работу. |
Место урока: первый урок по данной теме.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний (3 слайд)
– Что изучает текстоведение?
– Какие правила построения текста вам уже
известны?
– Что мы знаем о тексте? Проверим.
№ | УТВЕРЖДЕНИЯ | ДА/НЕТ |
1. | Текст состоит из предложений. | |
2. | К тексту нельзя придумать заглавие. | |
3 | Все предложения в тексте имеют границы. | |
4. | Предложения в тексте не имеют последовательности. | |
5. | В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится | |
6. | Текст можно разделить на части | |
7. | Каждая часть текста записывается с красной строки. |
Ключи ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА, ДА, ДА. (На слайде появляются после щелчка)
Взаимопроверка (2,1 или 0 баллов) [1]
Текст – (от лат. textus – ткань – соединение) Как вы понимаете это? (4 слайд) (В течение урока возвращаться к термину)
II. Закрепление
– Обратимся к учебнику стр. 159. § 33. Какую
новую информацию вы получили?
– Найдите в предложенном тексте тему, основную
мысль. (5 слайд)
1. Озаглавьте, чтобы одно заглавие отражало основную мысль, другое тему.
Мы прошли по двум перелескам, обогнули
клеверное поле и вступили в сосновый бор.
Прохладная тишина и сумрак поглотили нас. Только
впереди сияли косые столбы солнечного света.
Мы замолчали. Страшно было нарушить эту тишину,
этот великолепный покой.
(6 слайд)
Сосновый бор. В сосновом бору. |
Красота. Великолепный покой. |
2. Запишите заголовки текстов, распределяя их по графам. Дополните своим примером(-амии).
Мы любим птиц.(и) Птицы.(т) Скворец(т). Зимняя сказка.(и) Зима(т). Трудно зимой.(и)
(Взаимопроверка 2,1 или 0 баллов) [1]
III. Динамическая пауза
Зрение. Следить только глазами.(слайд 7)
Несколько энергичных движений. (слайд 8)
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Текст сегодня изучалиИ немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножкой тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем и писать начнём!
IV. Закрепление
1. Прочтите упражнение 357.
Назовите тему текста( о чем или о ком говорит
автор?), определите основную мысль текста (что
хотел сказать автор?. Запишите заглавие.)
Тайга – самый большой на земле лес. Это царство
колючей хвои. Кругом стоят сосны, кедры, пихты,
ели. Раздается тяжелый гул зеленых вершин, унылый
скрип обомшелых стволов. Сыро. Сумрачно.
Корни-выворотни, словно медведи, поднимаются на
дыбы, растопыривают косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно
птиц, не слышно зверей. все прячутся и таятся.
Лишь осторожная тень проскользнет в чаще.
Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится
примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Жутковато и страшно. (по Н. Сладкову) 2
– Найдите предложения, в которых выражена основная мысль. Запишите первых три предложения. Объясните постановку тире. Найдите грамматические основы. Чем осложнено третье предложение?
(Самооценка 2,1 или 0 баллов)1
– Подберите проверочные слова для слов: земле,
колючей, раздаётся, тяжелый, косматые, таятся,
проскользнет, распрямится, тишина. (Самооценка 2,1
или 0 баллов) [1]
Как связаны между собой: второе предложение с
первым. Подчеркните. (тайга, царство).
2. Обратимся к упр. 361. Определите, какой набор предложений является текстом. Помните, как переводится с латинского «текст». Запишите слова, которые связывают второе предложение с первым.( ежа, он)
1) Раз шел я по берегу ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затутукал: тук-тук-тук. Очень было похоже, как если бы вдали шел автомобиль. (М. Пришвин)
2) Ёж – колючий зверек. Ёж с жадностью пил молоко. Ёж умеет постоять за себя. Я осторожно взял ежа и понес его в глубину леса. Я видел ежей на дачном участке.3
(Самооценка 2,1 или 0 баллов)1
V. Творческая работа. (Слайд 9)
Создайте текст-миниатюру. Придумайте два заглавия, в которых бы отражались тема, идея. (Оценивается отдельно учителем)
VI. Рефлексия. (Слайд 10)
1. Что было важным на уроке для каждого из вас?
2. Что использовали для достижения результата?
3. Все ли получилось? Что нужно, чтобы получилось?
4. Что было ошибочным?
5. Что пожелали бы вы своим одноклассникам?
6. Какая работа понравилась?
VII. Проверим себя. Цифровой диктант
1 – да, 0 – нет.
1. Тема текста – это то, о чем говорится в тексте.
2. Основная мысль – это связь предложений в
тексте.
3. Текст – это одно или несколько предложений, не
связанных по смыслу.
4. Предложения в тексте связаны по смыслу и
грамматически.
5.К тексту можно подобрать разные названия.
6. В тексте может быть несколько частей.
7. Текст должен иметь смысловую законченность.
8. Текст всегда оформляется в рамках
определенного стиля.
9. Логическая связь в тексте не обязательна.
10. Строение текста – это вступление, основная
часть и заключение.
Ключи: 1001111101
(Самооценка 2,1 или 0 баллов)1
– Над чем не поработали сегодня на уроке? (Стилевое
единство, логическая последовательность).
– Это цели следующего урока. А для закрепления
сегодняшней темы задания разного уровня.
VI. Домашнее задание. (Слайд 12)
§ 33 (для всех)
1-й (повышенный) уровень: напишите текст из
трех частей, составьте план, укажите связь
предложений между собой)
2-й уровень: упр. 364.
3-й уровень упр. 363.
Примечание:
1.За разные виды работы можно получить 2 балла за безошибочное выполнение, 1 балл – 1-2 ошибки, 0 баллов – 3 и более ошибок. Инициатива, оригинальность и т.д. – 1 б. Все суммируется:
5-8 баллов – «3»
9-11 баллов –«4»
12 и более баллов – «5»
2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 5
класс. 1 часть , стр 162.
3. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 5 класс.
1 часть , стр 160.
Использованная литература:
1. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык .
Учебник. 5 класс. Часть 1./ Мнемозина, 2012 г.
2. Г.А. Богданова «Диктанты. 5 класс»/
Просвещение, 2002 г.
3. http://pedsovet.su/load/54-1-0-277
Методичка И.П. Васильевой к учебнику Львовых.
4. http://prezentazia.ucoz.ru/_ld/2/266_kHO
Гимнастика для глаз.