Цель урока: вывести формулы сокращенного умножения и показать их применение к решению задач.
Задачи урока:
- Образовательные: вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений; научить применять их в преобразованиях выражений; рассмотреть тождества:
- Развивающие: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности; развитие познавательного интереса учащихся; развитие культуры устной речи.
- Воспитательные: усиление познавательной мотивации учащихся осознанием своей значимости в образовательном процессе; развитие взаимовыручки и взаимопомощи, самостоятельности.
ХОД УРОКА
I Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тему нашего урока мы сформулируем немного позже. А сейчас, опираясь на знания ранее пройденного материала, постараемся вплотную подойти к теме нашего урока.
II Актуализация знаний
(на доске заранее записаны задания, задания 1-3 выполняются устно; задание 4 – ученик выполняет у доски)
- Найти квадраты выражений:
- Прочитайте выражения, записанные на доске: ;
- Выполните действия:
- Выполните умножение многочленов
III Изложение нового материала (исследовательская работа)
Учитель: Обратите внимание на последнее задание, как иначе можно записать произведение двух многочленов?
Учитель записывает на доске:
Получили, что = .
Это одна из формул сокращенного умножения,
которые нам предстоит с вами изучить на
сегодняшнем и последующих уроках. Эта формула
называется формулой квадрата суммы и
позволяет проще выполнять возведение в квадрат
суммы любых двух выражений.
Давайте проверим это на примере возведем в
квадрат число 101 без формулы и с применением ее.
(Первым способом вычисляет ученик у доски, вторым – предлагается выполнить устно сильному ученику)
Вычисляя двумя разными способами, мы
получили один и тот же результат. Какой
прием вычислений более рациональный?
Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего
урока «Возведение в квадрат суммы и
разности двух выражений».
– Запишите формулу в тетрадь и послушайте, как она
читается: квадрат суммы двух выражений
равен квадрату первого выражения, плюс
удвоенное произведение первого и второго
выражений, плюс квадрат второго выражения.
(Повторить всем классом хором)
– Давайте посмотрим, что изменится, если вместо суммы двух выражений взять их разность?
Выполним умножение двумя способами:
1) как умножение многочлена на многочлен;
2) рассматривая разность как сумму первого
слагаемого и слагаемого, противоположного
второму.
(Первым способом решает ученик: ; вторым –
учитель: .
Получили, что .
Эта формула называется формулой квадрата
разности. Она позволяет возводить в квадрат
разность любых двух выражений. Запишите эту
формулу в тетрадь и давайте вместе прочитаем ее :
квадрат разности двух выражений равен
квадрату первого выражения, минус удвоенное
произведение первого и второго выражений, плюс
квадрат второго выражения.
IV. Закрепление изученного
Преобразуйте многочлен ( учащиеся по одному выходят к доске, остальные – в тетради):
Сравнивая результаты двух
последних примеров, мы видим, что получили
один и тот же результат: .
Докажем тождество .
Для этого мы должны вспомнить:
1) Что такое тождество? (Это равенство, верное
при любых значениях переменных);
2) Способы доказательства тождеств (1)
преобразовать левую часть в правую или правую
часть в левую; 2) показать, что левая и правая
части исходного равенства тождественно равны
одному и тому же выражению;3) рассмотреть
разность между левой и правой частями равенства
и доказать, что разность равна нулю) .
Запишем доказательство в тетрадь, показав, что
левая и правая части равенства тождественно
равны одному и тому же выражению:
Рассмотрим еще два примера
и докажем еще одно тождество: (доказательство проводит
учитель, учащиеся записывают его в тетрадь).
Доказательство:
Игра «Смотри не ошибись» (учащиеся по одному выходят к доске и вместо многоточия вписывают букву или число)
2. У вас на столах лежат карточки с заданием, выполнив которое, вы узнаете зашифрованное в ней слово.(задания выполняются в тетрадях , ответы даны на доске, учащиеся рядом с получившимся ответом ставят букву)
Представьте в виде многочлена:
Ответы:
(Получившееся слово: МОЛОДЕЦ)
V. Домашнее задание
1. п. 31 ( уч. Алгебра 7 класс, авторы: Ю.Н.Макарычев,
Н.Г.Миндюк и др.), № 860, № 863
2. (опережающее) Вывести формулу куба суммы и
куба разности двух выражений ;
3. Каждому составить карточку с 8-10
формулами, в которых недописаны правые
части;
VI. Подведение итогов
На уроке мы познакомились с новыми формулами – одними из формул сокращенного умножения: (a + b)2 = a2 + 2ab + b2. Эти формулы позволяют сократить время на вычисление квадрата суммы и разности двух выражений. Давайте еще раз повторим, как возвести в квадрат сумму (разность) двух выражений. (Учащиеся проговаривают правила)