Цель урока: уяснить связь деления с умножением, развивать умение решать задачи и совершенствовать вычислительные навыки; корректировать память, внимание; воспитывать интерес к уроку через дидактическую игру, логические задания.
Оборудование: рисунки с изображением Ивана-Царевича, Василисы, Кощея, Змея Горыныча, карточки с числами и буквами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем правильно считать,
И делить, и умножать.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
2. Каллиграфическая минутка
Какая цифра спряталась в орнаменте? (2) Пропишем ее.
3. Запись числа, классная работа.
4. Сообщение темы, цели урока.
II. Устный счет
1. В некотором царстве, в Тридесятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился ее искать. Но куда идти? Где искать? Кто похитил Василису?
– Мы узнаем это, выполнив первое задание. (Расположить
числа в порядке убывания)
– Теперь перевернем карточки. Что получилось?
73 35 33 23 13
К О Щ Е Й
2. Иван-Царевич отправился в путь, но его поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Чтобы помочь Ивану-Царевичу победить Змея выполним следующие задания:
3. Индивидуальные задания у доски
2 х 4 3 х 2 5 х 4
12 : 6 6 х 4 16 : 4
3 х 5 18 : 3 3 х 3
10 + 4 14 + 2 22 + 8
4. Устные задачи:
А) В лесу живут 10 медведей, а белочек в два раза
меньше. Сколько белочек живет в лесу?
Б) В саду цветут 6 ромашек, а васильков в три
раза больше. Сколько васильков в саду?
В) Ежик пошел в лес. Набрал грибов и их считает он:
три лисички, три волнушки, три груздя и три
чернушки. Сколько же грибов нашел ёжик?
Г) Пришел Иван-Царевич на распутье. А на
придорожном камене надпись: « Верная дорога та,
где ответ не самый большой, но и не самый
маленький. По какой дороге идти Ивану?
___________________________________________17 + 5
___________________________________________20 + 8
___________________________________________19 + 6
Проверка у доски.
III. Работа над новым материалом
1. Ребята, вы победили Змея Горыныча. Но он охранял сундук, в котором находится меч Ивана-Царевича. Сундук заперт на замок. Замок откроется, если мы правильно по примеру на умножение составим и решим примеры на деление:
6 х 2 = 12 6 х 3 = 6 х 4 = 6 х 5 = 6 х 6 =
12 : 6 = 2 … … … …
12 : 2 = 6 … … … …
Физминутка
Дружно встаньте, улыбнитесь.
Все в зверюшек превратитесь.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый.
Вот зайчишка прыг да скок,
Серый ёж собрался весь в клубок.
Лучик ёжика коснулся
Ёжик сладко потянулся.
2. Итак, меч в руках у Ивана. Путь в царство Кощея свободен. Но замок Кощея находится на высокой скале. Поможем Ивану-Царевичу преодолеть скалу, построив ломаную линию при помощи карандаша и линейки.
3. Вот мы и добрались до Кощея. Он встретил Ивана такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, состязайся со мной умом. Выполнишь задания – Василиса твоя, а не выполнишь – голова с плеч.
(Решение задачи в учебнике стр.103 № 14. Катя вырезала 12 звездочек и наклеила их в 6 тетрадей поровну. Сколько звездочек Катя наклеила в каждую тетрадь?)
Физминутка на внимание
– Ну, Иван, забирай Василису, – сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она? У меня 4 башни. Первая пустая, Василиса не в самой высокой. Где она?
IV. Домашнее задание на карточках
V. Итог. Выставление оценок
Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжиться игра.