Занятие в подготовительной логопедической группе "Звуки Р–Р*"

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • Упражнять в правильном произнесении звуков [Р] и [Р*] в слогах, словах и предложениях.
  • Закрепить умение определять наличие и место звуков [Р – Р*] в словах.
  • Закрепить образование уменьшительно – ласкательных форм существительных, закрепить умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
  • Продолжать учить подбирать слова-антонимы.
  • Упражнять в согласовании существительных с числительными.
  • Продолжать учить составлять предложения по опорным картинкам с предлогами.
  • Развивать целостное восприятие, слуховую и зрительную память, словесно-логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети стоят в круге. Игра «Верни мяч». Внимательно послушайте два слова, верните мяч со вторым словом: кошка – рысь, собака – рубашка, сон – работа, лошадь – рак, дом – рубль, машина – робот. Какой одинаковый звук в названии этих слов?  – [Р]  – согласны, твёрдый, а мягкий – [Р*].

Вот со звуком [Р] игра.
Нам играть в неё пора:
Виноград, трамвай, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, каркуша.

– Назови картинку в верхнем правом углу, в нижнем левом, между шаром  и помидором, под крапивой, над радугой, в нижнем правом углу – каркуша.
Каркуша предлагает отправиться на остров. Чтобы  туда попасть произнесём волшебные слова: тро – тру – тры – тро и т.д.
– Вот и остров: во время урагана на остров выбросило ракушки. Каждая содержит тайну.

– Возьмите первую слева ракушку (под ней листик). Найти в группе, где листья пальмовые лежат. (под ними лежат картинки: радуга, ромашка, сорока, мухомор, топор, ракета, собака, корова, курица, берёза)

– Найдите лишнюю картинку. Почему? (В названии нет звуков Р и Р*.)

  • Назови ласково,
  • Один – много,
  • Игра «Жадина»,
  • С цифрой 5,
  • Берёза какая?
  • Игра твёрдый – мягкий

Пальмовые листья закрыли картинки. Вспомните их. (Игра с мячом).

– Возьмите последнюю ракушку (под ней домик). На остров попало много животных птиц. Построили они дом «Дружбы». Но вот затрудняются найти квартиру. (Деление слов на слоги).

– Следующая ракушка в центре (под ней цветок). Ромашка – ещё одна тайна. Странные птицы выклевали дырки на лепестках. «Починим» лепестки. Чтобы заплатки прижились, назовите слово четко и составьте с ним предложение с предлогом (коротким словом). Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?

– Поднимите ракушку  справа от ракушки в центре (под ней пират).  Игра «Скажи наоборот»

Он не молодой, а … старый,
Не плохой, а ..хороший,
Не сердитый, а ..радостный,
Не растрепанный, а ..аккуратный,
Не ленивый, а ..трудолюбивый,
Не глупый, а ..мудрый,
Не злой, а ..добрый.

– А раз он добрый, то он предлагает поиграть. Игра «Где спрятался звук Р – Р*?».

– Поднимите ракушку между первой и третьей. (под ней «шифр»). Прочитайте по поисковой таблице слово, найдите картинку и сделайте звуковой анализ.

А Б В Г

рай
радуга
рыба
раб
рак
родина
родинка
рама
рана
раса
кора
нора
сыр
курица
сорока
ворона
корова
воробей
груша
корона

img3.gif (170 bytes)

шорты
мухомор
роза
парус
черепаха
пират
арбуз
корабль
труба
хорошо
барабан
комар
ручка
гриб
шар
ведро
шары
тигр
гусар
тропа

img4.gif (305 bytes)

коробка
зебра
курица
берёза
крот
рай
ранец
матрёшка
топор
виноград
мусор
рысь
крапива
трамвай
вор
рама
рубль
ракета
рубашка
пирог

– Вот и узнали все тайны. Пора и возвращаться.  Для этого составьте слово по первым буквам: молоко (М), облако (О), лось (Л), ослик (О), дом (Д), цапля (Ц), мы услыхали от совы, что нету слов на букву Ы. Что получилось?