Задачи:
- Упражнять в правильном произнесении звуков [Р] и [Р*] в слогах, словах и предложениях.
- Закрепить умение определять наличие и место звуков [Р – Р*] в словах.
- Закрепить образование уменьшительно – ласкательных форм существительных, закрепить умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
- Продолжать учить подбирать слова-антонимы.
- Упражнять в согласовании существительных с числительными.
- Продолжать учить составлять предложения по опорным картинкам с предлогами.
- Развивать целостное восприятие, слуховую и зрительную память, словесно-логическое мышление.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети стоят в круге. Игра «Верни мяч». Внимательно послушайте два слова, верните мяч со вторым словом: кошка – рысь, собака – рубашка, сон – работа, лошадь – рак, дом – рубль, машина – робот. Какой одинаковый звук в названии этих слов? – [Р] – согласны, твёрдый, а мягкий – [Р*].
Вот со звуком [Р] игра.
Нам играть в неё пора:
Виноград, трамвай, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, каркуша.
– Назови картинку в верхнем правом углу, в
нижнем левом, между шаром и помидором, под
крапивой, над радугой, в нижнем правом углу –
каркуша.
Каркуша предлагает отправиться на остров.
Чтобы туда попасть произнесём волшебные
слова: тро – тру – тры – тро и т.д.
– Вот и остров: во время урагана на остров
выбросило ракушки. Каждая содержит тайну.
– Возьмите первую слева ракушку (под ней листик). Найти в группе, где листья пальмовые лежат. (под ними лежат картинки: радуга, ромашка, сорока, мухомор, топор, ракета, собака, корова, курица, берёза)
– Найдите лишнюю картинку. Почему? (В названии нет звуков Р и Р*.)
- Назови ласково,
- Один – много,
- Игра «Жадина»,
- С цифрой 5,
- Берёза какая?
- Игра твёрдый – мягкий
Пальмовые листья закрыли картинки. Вспомните их. (Игра с мячом).
– Возьмите последнюю ракушку (под ней домик). На остров попало много животных птиц. Построили они дом «Дружбы». Но вот затрудняются найти квартиру. (Деление слов на слоги).
– Следующая ракушка в центре (под ней цветок). Ромашка – ещё одна тайна. Странные птицы выклевали дырки на лепестках. «Починим» лепестки. Чтобы заплатки прижились, назовите слово четко и составьте с ним предложение с предлогом (коротким словом). Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?
– Поднимите ракушку справа от ракушки в центре (под ней пират). Игра «Скажи наоборот»
Он не молодой, а … старый,
Не плохой, а ..хороший,
Не сердитый, а ..радостный,
Не растрепанный, а ..аккуратный,
Не ленивый, а ..трудолюбивый,
Не глупый, а ..мудрый,
Не злой, а ..добрый.
– А раз он добрый, то он предлагает поиграть. Игра «Где спрятался звук Р – Р*?».
– Поднимите ракушку между первой и третьей. (под ней «шифр»). Прочитайте по поисковой таблице слово, найдите картинку и сделайте звуковой анализ.
А | Б | В | Г | |
рай радуга рыба раб рак |
родина родинка рама рана раса |
кора нора сыр курица сорока |
ворона корова воробей груша корона |
|
шорты мухомор роза парус черепаха |
пират арбуз корабль труба хорошо |
барабан комар ручка гриб шар |
ведро шары тигр гусар тропа |
|
коробка зебра курица берёза крот |
рай ранец матрёшка топор виноград |
мусор рысь крапива трамвай вор |
рама рубль ракета рубашка пирог |
– Вот и узнали все тайны. Пора и возвращаться. Для этого составьте слово по первым буквам: молоко (М), облако (О), лось (Л), ослик (О), дом (Д), цапля (Ц), мы услыхали от совы, что нету слов на букву Ы. Что получилось?