Цель: создание условий для усвоения учащимися понятий – замкнутые и незамкнутые ломаные.
Задачи урока:
Образовательные:
Ввести понятия «замкнутая ломаная линия»,
«незамкнутая ломаная линия».
Научить:
— различать замкнутую и незамкнутую ломаную
линию;
— определять количество и соотношение вершин
и звеньев ломаной замкнутой и незамкнутой;
— строить чертежи замкнутых и незамкнутых
ломаных линий.
Формировать совокупности компетенций,
необходимых для осознания понятия «ломаная»:
— извлекать пользу из практического опыта;
— организовывать взаимосвязь своих знаний и
упорядочивать их;
— включаться в работу, быстро и эффективно
принимать решения и др.
Закрепить умения:
— составлять однозначные числа из меньших
частей;
— прибавлять числа с помощью натурального ряда;
— определять истинность или ложность суждений
относительно натуральных чисел;
— ориентироваться на бумаге в клетку.
Развивающие:
Развивать геометрические представления.
Развивать качества мышления: глубину и гибкость.
Развивать познавательные процессы: произвольное
внимание и образную память.
Развивать приёмы умственной деятельности:
анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация, умение делать выводы.
Воспитательные:
Стимулировать к поиску новых знаний.
Воспитывать взаимопомощь, самостоятельность,
интерес к предмету.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные:
— проявлять положительное отношение к изучению
математики, к учебному материалу;
— сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях;
— слышать другое мнение и принимать его;
— не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Регулятивные:
— организовывать своё рабочее место;
— определять проблему урока;
— выполнять учебные действия в устной и
письменной речи;
— выполнять самопроверку учебного задания;
— контролировать свою деятельность,
адекватно понимать оценку взрослого и
сверстников.
Познавательные:
— сравнивать и группировать предметы,
объекты на основе 2-3 существенных признаков;
— осуществлять под руководством учителя
действие подведения под понятие;
— давать характеристики изучаемым
математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— строить понятные высказывания;
— осуществлять диалог на уроке, включая
работу в паре;
— объяснять свой выбор, формулировать своё
мнение.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: традиционная.
Методы обучения:
- практические (с набором денежных знаков, счётными палочками, построение ломаных линий),
- наглядные (работа с текстами учебника, иллюстрациями, изображениями, моделями),
- словесные (беседа, рассказ, дискуссия),
- частично-поисковые – сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).
Приёмы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения:
Информационный материал: И.И. Аргинская и
др. «Математика 1 класс» ч. 1, издательство
«Учебная литература», 2011 г., Е.П. Бененсон. Л.С.
Итина «Математика 1 класс. Рабочая тетрадь № 2»
, издательство «Учебная литература», 2012 г.
Демонстрационный материал: набор
денежных знаков (раздаточный); мультимедийная
презентация (включает рисунок 1 – использован
сайт Google, рисунки 2-7 – отсканированные
страницы учебника и рабочей тетради).
Интерактивный материал:
— программно-методический комплекс по
математике для начальной школы «Академия
младшего школьника» – уровень интерактивности
– деятельностный (задание на ввод численного
ответа, перемещение и совмещение объектов,
работа с интерактивными моделями),
— электронное приложение к методическому
пособию О.А. Архиповой и др. «Уроки математики
с применением информационных технологий 1-4
классы», Москва, издательство «Глобус», 2008 г. –
уровень интерактивности – условно-пассивный
(просмотр графики).
Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя и учащихся (ноутбук, интерактивная доска с мультимедийным проектором, документ-камера, нетбуки).
Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализация знаний, постановка цели, введение знаний, первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, включая рефлексию.
ХОД УРОКА
№ п/п |
Этапы урока. Деятельность учителя |
Формирование УУД |
Деятельность учащихся |
I. | Организационный момент Дидактическая задача этапа
– подготовить учащихся к работе на уроке,
организовать внимание всех учащихся. |
Регулятивные действия. Эмоционально-положительный настрой на урок. |
Обучающиеся садятся в соответствии с указанием учителя. |
II.
|
Актуализация опорных знаний Основной задачей этого этапа является подготовка мышления учеников и осознания ими потребности в построении нового способа действий. Поэтому предлагаемые задания необходимы на уроке, так как активизируют внимание, память и вызывают затруднение, которое создает ситуацию для исследования и построения нового знания. А) Логическая разминка: – Рассмотрите картинку-заставку. – Какое отношение она может иметь к уроку
математики? (Счёт и сравнение предметов,
составление числовых равенств и неравенств,
выполнение математических действий, построение
чертежей и пр.) – Какова же будет проблема сегодняшнего урока? Попробуйте определить сами. А помогут вам в этом котёнок и щенок. – Прочитайте задание № 39 с. 18 в «Рабочей
тетради по математике № 2». |
Познавательные действия. Использование информации, полученной из разных источников.
Познавательные действия. Классификация объектов.
Познавательные действия. Регулятивные действия. |
Обучающиеся рассматривают изображение на экране, отвечают на вопросы учителя, опираясь на имеющиеся знания и опыт.
Обучающиеся выполняют практическую работу самостоятельно с последующей проверкой. Для проверки используется интерактивная доска (режим рисования электронным маркером, использование инструмента «шторка»). |
III. | Формулировка темы и цели урока Задачей этого этапа является формирование навыков целеполагания учащихся, осознанной потребности в усвоении знаний и умений. Учитель направляет мыслительную деятельность
учащихся и подводит учащихся к возможным
предположениям: |
Регулятивные действия. Личностные действия. |
Дети под руководством учителя формулируют цель и задачи урока. |
IV. | Изучение нового материала Задачей этого этапа является введение новых понятий. – Попробуем решить поставленные перед
нами задачи. – На какие две группу можно разделить эти
линии? (На замкнутые и незамкнутые линии, а
также: по цвету – синие и красные; по типу –
кривые и ломаные.) |
Познавательные действия. Сравнение
и группировка предметов; осуществление под
руководством учителя действия подведения под
понятие; Коммуникативные действия. Объяснение своего выбора, формулировка своего мнения, адекватное восприятие различных точек зрений и позиций. Регулятивные действия. Контроль собственной деятельности, самопроверка учебного задания. |
Обучающиеся выполняют задания (двое из них используют у доски одновременно два маркера разного цвета), проверяют правильность с помощью инструмента «шторка» (замкнутые и незамкнутые ломаные) и документ – камеры (построение чертежа). |
V. | Закрепление пройденного Образовательная задача этапа – обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения. А) Задача на внимание. – Посмотрите на экран. Что вы видите? (Кошелёк). Б) Игра «Магазин». Практическая работа с моделями монет. У вас на партах тоже лежат «кошельки».
Сколько в них денег? (Десять рублей.) – В каком магазине можно купить такие
товары? (В продуктовом, в отделе кондитерских
изделий.) В) Работа с учебником на с. 110, № 257. – Рассмотрите рисунок. Прочитайте числа под цветками. Можно ли эту
запись назвать натуральным рядом чисел? (Нет,
не хватает многоточия.) Г) Работа с программно-методическим комплексом по математике для начальной школы «Академия младшего школьника». («Вводное занятие» – «соедини» – «выполнение сложения с помощью отрезка натурального ряда чисел».) |
Регулятивные действия. Удержание
цели деятельности до получения её результата.
Личностные действия. Сотрудничество со сверстниками в различных социальных ситуациях. Коммуникативные действия. Осуществление диалога на уроке, включая работу в паре. Регулятивные действия. Контроль собственной деятельности, самопроверка учебного задания.
Регулятивные действия. Выполнение учебных действий в устной и письменной речи; выполнение самопроверки учебного задания. |
Обучающиеся запоминают количество и
достоинство монет, находят значение суммы.
Обучающиеся выбирают пару для игры и осуществляют «покупку» товаров по обозначенной цене. Обучающиеся самостоятельно работают в тетрадях с последующей проверкой.
Обучающиеся самостоятельно работают в тетрадях с последующей проверкой. Обучающиеся выполняют работу на нетбуках в парах, результаты записывают в тетрадь. |
Д) Танцевальная физкультминутка со звуковым сопровождением. <Приложение 1> | Личностные действия Восприятие речи диктора (певца), непосредственно не обращенную к учащемуся. |
Дети выполняют танцевальные движения по тексту песни. | |
Е) Игра «Лови ошибку» – с. 111, № 260. – Покажите, используя сигналы, какие высказывания верные, а какие нет. (Верные: первое и четвёртое, неверные – второе и третье.) Ж) Работа с учебником – с. 111, № 259. |
Регулятивные действия. Оценка весомости приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные действия. Ориентирование в системе знаний; осуществление анализа объектов. Личностные действия. Применение правил делового сотрудничества. |
Дети аргументируют правильность своего
ответа. Обучающиеся самостоятельно работают в тетради. Фигуру ломаной на интерактивной доске выделяют с помощью инструмента «прожектор». |
|
V | Рефлексия, подведение итогов урока Цель этапа – помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. – Подходит к концу наш урок. Игра «Выложи букву из палочек» – У каждого из вас на «кошельках» написана
буква. Выложите её на парте из счётных палочек. |
Коммуникативные действия: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные
действия.
Регулятивные действия: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные действия: |
Обучающиеся определяют выполнение поставленных целей и задач в начале урока, уровень успешности своей деятельности на уроке. |