Цель игры – воспитание умственной культуры, расширение кругозора учащихся, повторение курса истории Античности, Средних веков и Нового времени.
Участники: сборные команды учащихся 6 и 7-х классов, ведущий, судьи, группы поддержки.
Оборудование: игровое поле 6*6 клеток с цифрами и буквами, а также 6 пауз (музыкально-танцевальные номера, ролики, показ мод на морскую тему). Два стола для двух сборных команд.
Ведущий (Учитель).
Море… древняя загадочная стихия. В глубокой
древности жизнь зародилась в море, все живое
вышло из воды.Человека всегда манило и сейчас
манит море. И нашу сегодняшнюю игру мы посвятили
морской стихии.Сегодня проходит
интеллектуальная командная игра «Морской бой».
Сегодня мы с вами проводим
интеллектуально-творческую игру под названием
«Морской бой». Это очередное заседание
Исторического клуба. В ней участвуют две сборные
команды 6-х и 7-х классов. Представление команд.
Объяснение условий игры. Жеребьевка. Начало.
I Пауза. Арго
Люди путешествовали всегда. Люди осваивали
новые земли, пересекали пустыни, перебирались
через горы, на легких лодочкам переплывали моря и
даже океаны. Самые первые карты выглядели как
рисунки. Прошло время, и люди научились писать.
Тогда путешественники стали записывать, где они
побывали и что видели. Самым первым
путешественником, чье имя нам известно, был
египтянин по имени Хану. На корабле он проплыл по
Красному морю на юг, в страну Пунт. Он вернулся в
Египет с грузом благовоний и драгоценных камней.
Рассказ о плавании Хану был высечен на скале.
Древние эллины открыли для себя море как стихию,
в которой может жить человек. Ни один из древних
или современных поэтов не умел описывать море
так, как это делал Гомер, перечисляя все его
оттенки, от вино-красного до изумрудного, и
представляя Океан живым, грозным и вечным
существом.
Море дарило греку ощущение свободы; оно наделяло
его острым чувством судьбы, восприятием мира как
Космоса. Любимыми героями греков были: Ясон,
Геракл, Одиссей. Тот, кто уходил в море,
одновременно и выражал покорность воле богов, и
бросал вызов им. Герой-мореплаватель в глазах
греков был похож на мага, способного перехитрить
буйного Посейдона, силой одолеть Нерея, Протея и
других морских богов. Море сводило человека с
богами один на один.
Видеоролик. Арго
II Пауза. Видеоролик. Маринисты
Маринисты – это художники, рисующие море. Море – древняя прекрасная стихия, которая не перестает манить к себе человека, не смотря на множество опасностей, которые таит в себе. Одним из наиболее известных художников-маринистов был И.К. Айвазовский.
III Пауза. Викинги
С давних пор союзником северных людей –
норманнов стало море. Узкими извилистыми
заливами – фьордами оно глубоко врезалось в
сушу. Смелые плавания по холодным, серым волнам
Северного или Балтийского моря давали норманнам
пищу, а если повезет – то и богатство. А если не
повезет – гибель в пучине или бою.
Скудная природа каменистого Севера не могла
прокормить скандинавов. В это время норманны
были лучшими мореходами Европы. Один только вид
скандинавской ладьи сеял ужас среди народов
Европы. Каждое лето, совершая морские набеги,
викинги пускались в плавание. Этот период
истории получил название «эпоха викингов». В
Европе молились: «Боже, избави нас от ярости
норманнов!»
Шумели весла, железо звенело,
Гремели щиты – викинги плыли.
Мчалась стремительно стая ладей,
Несла дружину в открытое море.
Видеоролик. Викинги
IV Пауза. ВГО (Великие географические открытия)
В наше время мир стал совсем маленьким и близким. Спутники облетают земной шар в считанные минуты, радио и телевидение приносят информацию из самых отдаленных уголков планеты, и всего несколько часов полета требуется туристам из Европы, чтобы попасть на противоположную сторону Земли. Но так было не всегда. Еще в прошлом веке на переход через Атлантику уходило несколько недель, а парусные суда добирались до Индии не один месяц. Огромные степи и пустыни Центральной Азии были так же мало знакомы европейцам, как и влажные тропики Конго или вечные льды Антарктиды.И если сегодня мы знаем свою землю лучше, чем во времена античности, то это заслуга отважных мореплавателей, мужественных первопроходцев и неутомимых исследователей. Невзирая на подстерегавшие их опасности, реальные или воображаемые, они смело устремлялись в неизведанное, куда влекла их жажда славы и военных почестей, желание найти золото, драгоценные камни и экзотические пряности, открыть новые торговые пути, приобщить другие народы к своей вере или просто любопытство и тяга к знаниям. Не менее важна и заслуга ученых, собиравших и обрабатывавших их путевые записи, которые помогали им создавать картографический облик нашей планеты и постоянно его совершенствовать. Открытие новых земель – одна из самых захватывающих и увлекательных страниц мировой истории. Соприкосновение с чужой культурой расширило привычную для европейцев картину мира и обогащало их жизненный опыт.
Ролик ВГО
Пауза V. Показ мод на морскую тему: «Тельняшка»
Девочки 7-х классов.
1. Тельняшка — флотская нательная
фуфайка (отсюда название). Изготавливается из
вязаной трикотажной ткани с чередующимися
горизонтальными синими и белыми полосками.
2. Отличительная особенность
тельняшки— чередующиеся горизонтальные
бело-синие полосы. Тельняшка появилась во
времена расцвета парусного флота.
1. Поначалу полосы тельника были
цветными и потому хорошо заметными на фоне белых
парусов. Первоначально такое цветовое
оформление давало возможность видеть действия
матросов при их работе с парусами на реях, а затем
стало просто традицией.
2. Часто матросы сами вязали тельняшки
крючком. Этот процесс хорошо успокаивал нервы и
позволял разнообразить время вне вахты.
1. Тельняшка получила прозвище «морская
душа»; известна поговорка: «Нас мало, но мы в
тельняшках!».
2. Российская тельняшка. В России
традиция ношения тельняшек начала формироваться
с XIX века . Есть сообщения, что поначалу тельняшки
выдавались только участникам дальних походов,
ими гордились особо.
1. Как говорится в одном из рапортов того
времени, «нижние чины… надевали их в воскресные
и праздничные дни при увольнении на берег… и во
всех случаях, когда требовалось быть щегольски
одетыми…».
2. Синие и белые поперечные полосы
тельняшек соответствовали цветам русского
военно-морского Андреевского флага.
1. День рождения тельняшки очень
популярен в Санкт-Петербурге.
Подведение итогов. Вручение призов. Заключительный музыкальный фрагмент. Морской танец девочек (группа поддержки 6-х классов).
Вопросы:
Античность
- Назовите родину Геродота, время его жизни и страны, которые он посетил.
- В своих описаниях Скифии Геродот упоминает названия: Понт Эвксинский, Танаис, Истр, Борисфен. Назовите современные названия этих географических объектов.
- Назовите самых первых пиратов в истории человечества. Какие изобретения им принадлежат? Какое географическое открытие принадлежит финикийцам?
- Почему греческую колонизацию Средиземного и Черного морей называют Великой, а финикийскую – нет?
- Почему греческую цивилизацию называют морской, а римскую таковой назвать нельзя; хотя обе они появились на южно-европейских полуостровах?
- Кому принадлежит изобретение компаса? На каком караванном пути, соединяющим Азию с Европой впервые использовался компас?
- Этот великий завоеватель прекрасно бегал, ездил верхом, фехтовал, но не умел плавать. Однако это не помешало ему броситься в воду при штурме одной из крепостей Индии. Испорченный текст рукописи Плутарха не позволяет нам узнать, каким образом ему удалось выйти из этой ситуации.
- Известно, что древние римляне в III в. до н.э. не имели военного флота. Боевые корабли они построили за один год. Что или кто вынудили создать военный флот римлян? Благодаря чему они выиграли первое морское сражение?
- Почему мореплавателей, отправившихся за золотым руном во главе с Ясоном, назвали аргонавтами? Побывали ли они, согласно греческим сказаниям на территории нашей страны?
- Как произошли названия Эгейского и Икарийского морей?
Средние века
- Назовите государства, основанные норманнами в раннее средневековье.
- Перечислите все водные объекты, которые входили в великий древний водный (речной и морской) путь «из варяг в греки».
- Кто впервые из европейцев побывал в Америке?
- В средние века еще один народ расширяет свои знания об окружающем мире. Назовите происхождение слов: адмирал, капитан, баржа, муссон.
- Как выглядела средневековая карта мира?
- Когда были созданы каравелла? Какое это имело значение для развития мореплавания?
- В результате, какого события итальянские купцы стали, хозяевами Средиземного моря, перехватив инициативу у византийских купцов?
- Известно, что у Мамая, сражавшегося с Дмитрием Донским, была наемная фряжская пехота. Каким образом генуэзцы попали на поле Куликово?
- Назовите порт на севере Франции, который в течение ста лет оставался английским по окончании Столетней войны.
- Могущественное торгово-политическое объединение северогерманских городов, имевшее фактории во многих государствах Европы.
Новое время
- Назовите имя знаменитого «королевского корсара», который совершил второе кругосветное путешествие, ограбил корабли испанцев и получил звание рыцаря. Какие еще звания получил этот корсар? Существует легенда, согласно которой именно с него начался обычай отдания воинской чести.
- Назовите дату подписания и условия Тордесильясского договора. Почему его называют первым разделом мира?
- Какую роль сыграли корица, перец, имбирь в ВГО?
- Кто такие пираты, корсары, каперы, флибустьеры? Какая между ними разница?
- Назовите имя итальянского купца (Марко Поло)
- На какое время приходится «эпоха флибустьерского моря»? Где находится «флибустьерское море»? Почему оно так называется?
- Что вы знаете о госпоже Цин?
- Кто совершил первое кругосветное путешествие?
- Англичане тоже искали морской путь в Индию. Чем закончились поиски этого пути? Какую страну для развития торговли открыли для себя англичане?
- Какие новые разновидности пиратства возникли в современном мире?