Цель: познакомится с историей развития космонавтики в нашей стране, узнать об интересных фактах освоения галактики, узнать имена великих космонавтов, открывших путь за пределы Земли.
Оборудование: слайды, кроссворд, плакат с ходом подготовки, рисунки, макет «Набор космонавта» и «Солнечная система», видео релаксация «Млечный путь», звёзды для оформления.
Приложение 1
(паспорт проекта)
Приложение 2
(кроссворд)
Приложение 3 (аудио и
видеоматериал)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть.
– Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги
проекта под названием «Освоение космоса». (Слайд
№1)
Прошедший 2011 год был объявлен в Российской
Федерации Годом российской космонавтики. В
2011году исполнилось 50 лет со дня первого полета
человека в космос. Кстати, а когда празднуется
День космонавтики?
В связи с этим мы хотели бы посвятить свой проект
такой актуальной на сегодняшний день теме
освоения космоса в России. Давайте познакомимся
с участниками проектных групп и поддержим их
аплодисментами.
В прошлом году учащиеся нашей школы участвовали
в областном конкурсе по теме «Космос», их работы
представлены на экране. (слайды №2,3)
– А более подробно о результатах конкурса расскажет учитель технологии Марина Владимировна.
– Сейчас я хочу вам напомнить тех, кто был участником проектных групп: (звучит мелодия «Дети галактики», участники выходят на середину зала, объявление)
– В нашем проекте какие были поставлены цели?
Цель работы: (читают слайд №4)
Познакомиться с историей развития космонавтики
в нашей стране; узнать об интересных фактах;
познакомиться с именами великих космонавтов,
открывших путь за пределы земли; развитие
социально-активной и творческой личности
гражданина и патриота.
– А кто может назвать задачи работы?
Задачи работы: (Слайд№5) Ира Ц.
- Собрать материал
- Проанализировать собранную информацию
- Оформить материал
- Представить результаты исследований
– Скажите, как проходила подготовка к проекту?
У.: Мы посещали собрания по подготовке проекта, отражали свою работу на плакате, работали в библиотеке с литературой, смотрели фильмы по этой теме, рисовали рисунки о космосе, оформили свою часть проекта и подготовили выступление и защиту своей темы.
Вед.: Оформленную часть проекта нужно
будет ставить на этот стенд, для того, чтобы в
конце мероприятия мы смогли увидеть оформленный
проект целиком.
Оценивать качество подготовки участников,
новизну исследований, форму защиты и творчество
в работе будут присутствующие здесь - директор
Тамара Ивановна и завуч Олеся Александровна. В
итоге мы должны будем вывести общую оценку за
подготовку проекта. Как это можно будет сделать? (Сложить
все оценки)
2. Основная часть
– Если все готовы предлагаю начать. Но сначала посмотрите на экран:
Гуля:
Светятся звёзды, светятся (Слайд №6)
Даже порой не верится,
Что так велика вселенная!
В небо смолисто-чёрное
Гляжу – всё-таки здорово,
Что ночью нам звёзды светят.
– Скажите, что перед вами? (Звёздное небо)
– А что ещё вы видите на этом звёздном небе? (Дорога,
путь) (Слайд №7)
– Действительно, это тот звёздный путь,
состоящий из нескольких препятствий, который
приведёт вас к новым знаниям. Ведь человек всегда
должен стремиться узнать что-то новое и
интересное.
– Как вы думаете, для чего нужны новые знания? (Чтобы
развиваться умственно, уметь поддерживать
разговор с другими людьми, быть более уверенным)
– Итак, первое препятствие – это Первые
покорители космоса.
– Каким же он должен быть космонавт? (Сильным,
выносливым, умным)
– Проверим вашу выносливость и умение держать
равновесие. Вы должны развести прямые руки в
стороны, поднять одну ногу, согнуть её в колене и
простоять так на счёт от 1 до 10. Приготовились,
начали!
– Сейчас попробуйте составить как можно больше
других слов из слова «космонавтика» (слайд №8)
(Звучит песня «Я верю, друзья», выходит 6 класс)
– Прошу оценивать выступления проектных групп, а мы продолжаем. Давайте отгадаем загадки и узнаем, какое препятствие ждёт нас дальше.
1. Жёлтая тарелка на небе висит
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)2. Волчок, волчок
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу –
Я привязанный хожу. (Луна)3. Вокруг солнца по своей дорожке
Кружатся объекты.
Большие и маленькие
Разноцветные… (планеты). Слайд №16
– Итак, следующее препятствие – это «Планеты солнечной системы»
Блок по данной теме. Слайды №17, 18. Танец в конце выступления
– Давайте ещё проверим участников этой проектной группы, они должны быстро и чётко ответить на вопросы.
- Сколько планет вращается вокруг солнца (9)
- Какая самая яркая звезда? (солнце)
- Какая планета – спутник земли? (луна)
- Назовите огненную планету? (марс)
- Назовите планету в кольцах? (сатурн)
- Какой формы наша Земля? (шар)
– Молодцы, отличные ответы и мы можем двигаться дальше.
– Ребята, скажите, а какая примета связана с тем, что люди видят падающую звезду? (загадывают желание)
Игра «Звездопад»
– Сейчас я попрошу выйти шестерых человек для
того, чтобы устроить настоящий звездопад. У вас
есть отличная возможность загадать желание, а
ребятам предстоит собрать из упавших звёзд два
слова, связанные с космосом. Остальные могут
подсказывать с мест.
– Действительно, и звёзды и созвездия находятся
далеко от нас, может быть поэтому, людям всегда
было интересно их изучать.
– Сейчас мы приблизились к следующему
препятствию… Слайд №19
– Предлагаю посмотреть вам видеосюжет. Слайд №20
– Что вы запомнили из видеосюжета?...
Викторина.
1. Какая еда была основной у Папы Карло? (Лук)
2. Из какого овоща сделал карету Золушке фея? (Тыква)
3. Как называется сказка, где герои сообща
вытаскивали овощ из земли? (Репка)
4.Что посадил главный герой сказки "Вершки и
корешки", когда выбрал, что ему достанутся
корешки? (Репу)
5. Какой продукт питания били герои сказки
"Курочка Ряба"? (Яйцо)
– Всё, что вы сейчас назвали, является
продуктами питания на земле.
– А вы хотели бы узнать, чем они отличаются от
продуктов питания космонавтов?
Тогда нужно преодолеть последнее препятствие, а
именно… Слайд №21 (5 класс)
Данила: В работе над темой «Чем питаются космонавты» мы поставили себе цель: Узнать об особенностях питания космонавтов и хранения продуктов долгое время. (Слайд №22)
Лена: Наметили задачи:
- Научиться работать с литературой.
- Провести экспериментальный опыт с хлебом.
- Развивать самостоятельность.
Даша: Составили план проекта:
- Собрать информацию.
- Найти картинки.
- Обсудить проведение эксперимента.
- Обдумать творческие находки.
- Подготовить выступление.
Гуля: А ещё мы изготовили макет под названием «Макет космонавта»Вы можете познакомиться с ним после мероприятия.
Данил:
Интересно было, чтоб
Мы придумали кроссворд.
Из того, что мы узнали,
Разгадать, чтоб каждый смог
Ведущий: Ребята, посмотрите, какие слова вы можете разгадать, ответ нужно строить полный (входит Лена-учёный, со стульями ещё 4 человека, садятся в круг)
Лена:
Я учёный и горжусь,
Что всё знаю наизусть.
Задавайте мне вопросы,
Я вопросов не боюсь.
Даша: Во что упаковывают пищу для космонавтов, кроме тюбиков?
Лена:
Родиной тюбика стала Эстония
Но здесь такая история.
Выдавливать еду из него было сложно,
А сок или кетчуп вполне возможно.
Поэтому для супа и мяса жаренного
Пригодилась банка жестяная.
Даша:
Я добавить здесь хочу.
Чтоб не есть холодной кашу,
Печка есть у космонавтов
Не похожая на нашу.
Слышь, учёный мы ведь тоже
На вопрос ответить можем!
Лена:
Хорошо, а как хранится
Очень долго хлеб у них
Он же может зачерстветь
Или плесенью покрыться?
Дима:
Я отвечу, в общем, ловко
Помогает вакуумная упаковка.
Если без воздуха хранить
Можно долго срок хранения продлить.
Лена:
А я могу всё подтвердить
Опытом научным,
И гостей всех угостить. (Несёт хлеб)
Наташа: Один и тот же свежий хлеб мы положили в вакуумный контейнер без воздуха и в обыкновенный контейнер, в котором есть воздух. Открыть мы их хотим сейчас.
30 дней с тех пор прошло
Как этот хлеб упаковали.
Хотим, чтоб вы попробовали всё
И выбор свой обосновали.
Вед.: Почему вы не выбрали эти кусочки?...
Данил:
Вывод сделаем такой,
В вакууме хранится
Большое множество продуктов:
Колбаса и сыр, и птица.
Дима:
В обычной жизни применяется
И помогает ловко.
Вместе: космическая упаковка.
Можем съесть без передышки – и я, и ты,
Сайки, коржики, коврижки – и ты, и я,
Апельсины, мандарины – с тобой вдвоем,
И малину из корзины – жуем, жуем.
На палочках петушки
И с повидлом пирожки.
Припев:
Не отличается ничем
Космическая кухня.
У этих блюд отличный вкус,
Все обожают то, что вкусно.
В упаковке булочки и с повидлом пирожки.
И с повидлом пирожки.
– Пока жюри совещается, я предлагаю вам отдохнуть. Слайд №23
Релаксация: «Млечный путь»
Ну, что же все испытания мы прошли и узнали много из того, что вы не изучаете в школе. Скажите, а какая информация вам показалась наиболее интересной?
Рефлексия: Посовещайтесь с классом и
отметьте ту тему проекта, которая вам наиболее
понравилась, и отметьте это с помощью звёздочки
на этом плакате.
…Почему тебе понравилась именно эта тема?...
– Сейчас я обращаюсь к участникам проектных
групп, скажите, а какой вывод вы можете сделать,
что вы узнали в результате работы над проектом?
Кто может теперь объединить все ответы и
озвучить вывод целиком? …Слайд №24
– Посмотрите, какая увесистая папка получилась,
я думаю, что вы согласитесь выставить её в
школьной библиотеке, чтобы любой желающий мог
узнать всё то, что узнали сейчас вы. Согласны?
– Тогда я передаю её школьному библиотекарю.
– Всем, наверное, хотелось бы узнать , на какую
оценку ребята поработали, для этого прошу ещё раз
выйти сюда участников проектных групп и
предоставляю слово жюри.
…
– Сколько оценок вы услышали? (4)
– Как найти оценку всего проекта в целом?
(сложить)
– Посовещайтесь с классом и посчитайте.
– Космос тема необычная, согласитесь, поэтому и
оценка получилась у нас тоже необычная.
– Давайте вместе встанем и дружно громко 3 раза
скажем молодцы. Слайд №25