От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкий детский организм. По данным статистики, количество дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе нарушением речи увеличивается с каждым годом
Интегрированный подход к организации воспитательно – образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении разрабатывается специалистами и мы определяем его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.
Анализ ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. При организации НОД необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Для реализации цели были поставлены задачи:
– Обозначить основные направления
взаимодействия развивающей деятельности
специалистов.
– Создать модель коррекционно-развивающей
деятельности, как условие речевого и личностного
развития ребенка.
– Повышать адаптивные возможности детского
организма с помощью здоровьесберегающих технологий.
Нами были разработаны следующие условия взаимодействия:
- совместное планирование работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач.
- одновременное решение коррекционно-образовательных задач, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию (каждый на своем занятии). Только в этом случае коррекция недостатков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться системно.
- единства требований, предъявляемых к ребенку. Успешная логопедическая коррекция развития дошкольников возможна при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива.
Для того чтобы оптимизировать процесс взаимодействия нами был определен следующий алгоритм действий.
I этап – определение тем. Одной теме уделяется от 1-4 недель.
Согласно ФГТ темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас»
У нас планирование получилось по следующим направлениям:
– планирование по лексическим темам и
звукопроизношению (учитывается тематика
по программе логопеда);
– государственным праздникам (Новый год, 23
февраля и т.д.)
– сезонным изменениям.
II этап – каждый педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы
Варианты:
- проведение организованной образовательной области «Коммуникация» совместно с логопедом;
- проведение совместной (работают сразу 3 педагога: каждый ведет свое направление – «Коммуникация» – «Художественное творчество» – «Музыка») организованной деятельности по определенной теме;
- проведение организованной образовательной области двумя педагогами: воспитатель – логопед, итогового мероприятия – музыкальным руководителем.
Обговаривается в какой форме будет проходить итоговое мероприятие.
III этап – на основе комплексно-тематического планирования в течение года педагогами разрабатывается календарное планирование.
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса обеспечивает взаимодействие отдельных образовательных областей. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.
Остановимся наиболее подробно на интеграции в работе музыкального руководителя и логопеда
На музыкальных занятиях мы используем следующие здоровьесберегающие технологии, способствующих развитию речевой деятельности: валеологические песенки – распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика
Музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева, А.Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления детей.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем
Задачи артикуляционной гимнастики на занятиях:
- Развивать певческие способности детей.
- Формировать артикуляцию различных звуков.
- Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.
- Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ.
- Развивать музыкальную память, запоминания текста песен, внимание.
- Учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.
Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.
Оздоровительные и фонопедические упражнения
В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Это разработки В.Емельянова и М.Картушиной.Главная цель – развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств.
Игровой массаж
Использование игрового массажа А.Уманской, М.Картушиной на занятиях повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку – слова пропеваются, музыка звучит просто фоном. При проведении массажа используем поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.
Пальчиковые игры
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые используются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е.Железновой, В. Коноваленко проводятся под музыку, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра.
Речевые игры
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т.Тютюнниковой текст поется. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения. Пластика вносит в речевое музицирование пантомические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, решая следующие задачи:
- Развивать музыкальные и творческие способности детей
- Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения
- Развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй
- Улучшать дикцию детей
- Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности
- Укреплять голосовой аппарат
- Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажа речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Предлагаем список музыкальных произведений, рекомендованных для проведения музыкотерапии.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности:
Классические произведения:
- Бах И. «Шутка»
- Брамс И. «Вальс»
- Вивальди А. «Времена года»
- Кабалевский Д. «Клоуны»
- Моцарт В. «Турецкое рондо»
- Мусоргский М. «Картинки с выставки»
- Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года»
Детские песни:
- Шаинский В. «Антошка», «Все мы делим пополам»
- Савельев Б. «Если добрый ты», «Настоящий друг»
- Энтин Ю. «Буратино», «Крылатые качели», «Колокола», «Прекрасное далеко»
- «Танец утят» фран. нар. песня
Музыка для пробуждения после дневного сна:
Классические произведения:
1. Григ Э. «Утро».
2. Дворжак А. «Славянский танец»
3. Лист Ф. «Утешения»
4. Мендельсон Ф. «Песня без слов»
5. Моцарт В. « Сонаты»
6. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».
7. Сен-Санс К. «Аквариум».
8. Чайковский П. «Вальс цветов», «Зимнее утро».
9. Шостакович Д. «Романс».
10. Шуман Р. «Май, милый май!».
Музыка для релаксации:
Классические произведения:
- Бетховен Л. «Лунная соната»
- Глюк К. «Мелодия».
- Дебюсси К. «Лунный свет»
- Свиридов Г. «Романс»
- Сен-Санс К. «Лебедь»
- Чайковский П. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
- Шуберт Ф. «А ве Мария», «Серенада»
- Шуман Р. «Грезы».
Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Литература:
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в д/саду»; Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» Творческий центр Сфера Москва 2005.