Проект по экологическому воспитанию "Лапти липовые"

Разделы: Работа с дошкольниками


Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания трудиться в природе, преобразуя и охраняя ее.

Возраст детей: 4–5 лет (средний дошкольный возраст).

Вид проекта: познавательно-игровой.

Длительность: две недели.

Цель проекта: Формирование у детей основ экологической культуры, развитие интереса к природе родного края. Воспитание патриотических чувств.

Задачи:

  1. Расширять представление о растительном мире, познакомить со способами различения деревьев по коре и листьям.
  2. Расширять кругозор детей, познакомив с деревом липой.
  3. Показать возможность использования липы при изготовлении игрушек, посуды, народного промысла – лапти (обувь).

Реализация образовательных областей: Познание, социализация, здоровье, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, физическая культура.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Конечный результат: развлечение “В гостях у Липки”.

Содержание проекта:

Этапы Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Динамика предметно-развивающей среды
I Познава-
тельный
Рассматривание иллюстраций “Деревья”, нахождение в них дерева липы.

Рассматривание живого дерева липы перед цветением и после него (видео).

Рассматривание иллюстраций “Лапти” в народных сказках.

Рассматривание настоящих лаптей.

Рассматривание игрушек-забав, посуды, лукошка.

Обсуждение содержания проекта “Лапти липовые”, предстоящей совместной работы. Ознакомление родителей с задачами проекта “Лапти липовые”.

Привлечение родителей к приобретению видео, лаптей, к изготовлению игрушек-забав из мочала, из древесины, посуды.

Внесение иллюстрации деревьев, изделий из липы.
II Исследова-
тельский
Опыты: “Тонет – не тонет”

Д/и “Из чего сделано?” (дерево, металл, пластмасса)

Рассматривание гербария

Рассматривание альбома с фотографиями “Как прекрасен этот мир” (разные деревья, их цветение, плоды)

Сбор липового цвета и засушивание.

Подбор музыкальных инструментов с музыкальным руководителем (деревянные ложки, трещотки, дощечка для пастушка). Привлечение родителей к приобретению музыкальных инструментов из дерева липы.

Создание совместно с родителями альбома с фотографиями “Как прекрасен этот мир”.

Внесение д/игры “Из чего сделано?”, “Тонет – не тонет”.

Внесение альбома “Как прекрасен этот мир”.

Внесение лукошка для сбора липового цвета.

III Практико-ориентиро-
ванный
Разучивание песен, хороводов, танцевальных движений.

Разучивание загадок, поговорок, пословиц о липе, стихов.

Разучивание народных подвижных игр.

Настольные игры – вкладыши из дерева

Игровые ситуации: “В гости к трем медведям”, “В гости к зайчику из лубяной избушки”.

Игры с игрушками-забавами.

Чтение сказки: “Сказка о Липоньке”.

Разучивание танцевальных движений, хороводов, песен “Эх лапти, да лапти, да лапти мои…” с музыкальным руководителем.

 

Разучивание подвижных игр “Пчелки”, “Пастушок” (совместно с инструктором по физической культуре).

Привлечение родителей к подбору и изготовлению альбома загадок о деревьях. Внесение альбома с загадками, пословицами, поговорками о деревьях.

Внесение настольных игр-вкладышей.

Внесение атрибутов к игровым ситуациям “В гости к трем медведям”, “В гости к зайчику из лубяной избушки”.

Внесение игрушек-забав.

Внесение лаптей для подвижных игр.

Внесение “Липушки” для подвижной игры.

Внесение пастушечьей доски для подвижной игры.

IV Творческий Аппликация: “Нарядим дерево Липку листочками”.

Рисование: “Украсим ложку узорами”, “Украсим чашку из липы”.

Проведение развлечения для детей “В гостях у Липки” совместно с родителями под деревом липой.

Подбор необходимых музыкальных произведений для проведения развлечения. Привлечение родителей к участию в досуге на тему “В гостях у Липки”. Внесение игрушек-забав, поделок с выставки игрушек из липы и мочала липового, рисунков и аппликаций, чашек, ложек из липы, меда, чая.

“В гостях у Липки”.

(Летнее развлечение для детей 4–5 лет.)

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о дереве липе. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Подготовка к занятию: Дерево (на территории детского сада) украшается изделиями народных промыслов, игрушками-самоделками из мочала, матрешками и т.д. Под деревом находится столик, лавки-скамейки, на столе деревянная чаша с медом, деревянные ложки. Воспитатель – в русском народном костюме.

Ход развлечения

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки! Я – Марья-Искусница. Приглашаю вас в гости к моей подруженьке (под русские народные мелодии дети подходят к дереву). Как зовут мою подружку? Вы ее узнаете? (Обнимает дерево, загадывает загадки.)

Дети: Липа.

Воспитатель: Поздоровайтесь с ним, ласково потрогайте. (Дети здороваются с деревом.)

Дети: Здравствуй, липонька, здравствуй, милая!

Воспитатель: Давайте послушаем, как она здоровается с нами, тихо шелестя листочками. (Слушают.) Ой, подруженька, как ты нарядилась, желтым цветом обрядилась! Дай-ка мы тебя рассмотрим…

(Дети рассматривают крону: она пышная, округлая. Кора дерева темная, почти черная, на ощупь теплая, шершавая, на тоненьких веточках коричневая, блестящая, листочки формой напоминают сердечко.)

Воспитатель: Друзья, а что это за кудряшки у моей милашки?

(Ответы детей: это цветочки.)

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Светло желтые.

Воспитатель: Понюхайте их, как они пахнут?

(Дети рассказывают о своих ощущениях.)

Воспитатель: А чтобы дерево не качалось, от бури не сломалось, да на месте удержалось, что у него в земле?

Дети: Корни.

Воспитатель: Издавна на Руси почиталось, т.е. уважалось это дерево потому, что оно большой помощник человеку. Из него делали люлечки-качалки для маленьких, мебель, забавные игрушки, посуду. Из коры делали коврики, веревки, а главное – обувь, про которую я вам загадку загадаю: В лесу родились, руками плелись, на ногах сносились? Что это?

(Ответы детей: лапти.)

Воспитатель: Правильно, лапти! (Вместе с детьми рассматривают, как искусно они сплетены.)

Воспитатель: А вот и предметы, которые сделаны из липы.

(Рассматривает, рассказывает об этих предметах, затем печально вздыхает.)

Воспитатель: Вот и представьте, сколько деревьев погибало из-за того, что лапоточки быстро снашивались, а людям снова нужна была обувь и они опять сдирали с дерева кору и дерево погибало. Но сейчас уже лапти не носят, и наши деревья будут жить! Давайте мы с вами пожалеем деревце липку.

(Дети обнимают липу, говорят нежные, ласковые, успокаивающие слова.)

Воспитатель: Послушайте, как липка радуется, а давайте вокруг него станцуем хоровод и весело споем.

(Танцует, вовлекая детей в хоровод под народные мелодии.)

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
Лапти липовые, лыком шитые,
Веселись-ка народ!
Тятька новые сплетет.

Воспитатель: А сейчас поиграем под липкой в подвижные игры.

(Проведение игры “Пчелки.)

Воспитатель: А зачем сюда пчелы прилетели? (Ответы детей.)

Воспитатель: Пчелы собирают сладкий сок-нектар с цветов липы, а потом откладывают в соты липовый мед. Ох, и вкусен липовый медок, а какой полезный! А вам дают горячее молоко с медом, когда вы болеете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Мед липовый лечит не только простуду, но и раны заживляет. Друзья, вы в гости к липке пришли, а гостей всегда угощают. Подходите, берите липовые ложечки, да из липовых чашечек угощайтесь блинами с липовым медком. Недаром народ придумал поговорки:

Цветы – пчелкам, а мед деткам
Сладок мед, да ковшом его в рот!

Теперь вам понятно, почему это дерево называют “лапотным” да “медовым”? Про липу в народе говорят: “Дерево липа: обувает, кормит, поит (медовый квас), греет, лечит, помогает, да детишек забавляет”. Вот какое дерево чудесное.

(Воспитатель снимает с веточки письмо, читает.)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед
А меня все ж обижают –
Кору тонкую снимают.

Воспитатель: Друзья, давайте пожалеем деревце. Как мы будем о нем заботиться, охранять его?

Будем липку мы стеречь,
Наше деревце беречь.
Не забудем никогда
Сколько пользы и добра
Это дерево приносит,
А взамен лишь ласки просит:
“Не ломайте вы меня,
Поливайте иногда.
И тогда на радость вам
Я медку побольше дам”

(Все прощаются с деревом, уходят.)

Загадки.

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают,
Кожу тонкую сдирают. (Липа.)

Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок – на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа! (Липа.)

У моей милашки
Душистые кудряшки.
Красота всего парка,
Людям – тень, если жарко.
Дает резную посуду
И лечит простуду. (Липа.)

Стихотворение П. Воронько “Липка”.

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом
Береги меня!
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя.
Вырасти меня!
Я тебя листвою
От дождя укрою,
Поливай меня!

Подвижная игра “Пчелки”.

Цель: Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука “Ж”, развивать умение действовать по словесному сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.

Слова пчелки-мамы:

Полетели пчелки собирать мед с липки.
Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, пчелки, домой!

Слова пчелок (детей):

Этот домик (эта липа) – домик наш, уходи медведь от нас: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

Движения:

– Пчелки (дети) летают по группе (вокруг дерева липы), размахивают руками и жужжат.
– Пчелки летят в улей, за стульчики (к липе). Медведь направляется туда же.
– Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него. Медведь старается их поймать.