Пояснительная записка.
Урок русского языка разработан для обучающихся 2-го класса при изучении темы “Произношение и обозначение на письме гласных звуков”.
По учебнику Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова (УМК “Школа России”).
Направление: начальная школа.
Тип урока – комбинированный (в него входят такие типы урока, как изучение нового материала, уроки совершенствования знаний, умений и навыков.
Характеристика класса: в классе 7 обучающихся. Уровень развития обучающихся – средний.
Учебник ФГОС “Русский язык” в 2-х частях, Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова, Москва “Просвещение”, 2011 г., компьютер, проектор, экран, мультимедиа, тетрадь на печатной основе; опорные таблицы.
Раздел курса: Звуки и буквы, 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Этапы урока:
Этапы урока | время |
I. Мобилизующее начало. | 1 мин |
II. Актуализация знаний. | 6 мин |
III. Постановка учебной задачи. | 5 мин |
IV. Работа над новым материалом. | |
V. Физкультминутка для глаз. | |
VI. Первичное усвоение материала. | |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |
VIII. Физкультминутка. Этюд “Цветок”. |
|
IX. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | |
X. Домашнее задание. | |
IX. Итог урока. Рефлексия. |
В ходе урока на этапе актуализация знаний и открытия нового знания организована индивидуальная, коллективная работа обучающихся.
На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска новых способов формирования правописания безударных гласных.
На этапе первичное усвоение материала организована парная работа. Дети включаются в ситуацию самоконтроля, взаимоконтроля, самооценивания. В парных и групповых работах возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность, меняется характер взаимоотношений между детьми, сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя.
Урок построен с использованием компьютерной технологии, позволяющей младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике.
Форма обучения: индивидуальная; фронтальная, групповая, самостоятельная.
Урок способствует развитию памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли.
Урок построен из 11 этапов. Каждый этап урока логически следует друг за другом.
Содержание урока соответствует дидактическим принципам: доступность, логичность, научность. Содержание урока соответствует требованиям программы “Школа России”.
На этапе рефлексии были указаны те, задания которые для детей были интересны.
Тема: “ Произношение и обозначение на письме гласных звуков”
Цель урока: развитие умений видеть орфограмму – проверяемую безударную гласную в слове, объяснять ее написание.
Задачи урока:
Обучающие:
– сформировать представление о том, что произношение ударного гласного не
расходится с его обозначением на письме, а так же обозначение безударных гласных
на письме может расходиться с произношением;
– развивать умения подбирать проверочные слова;
– формировать орфографические навыки;
– развивать информационные навыки: ИКТ;
– высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника
Развивающие:
– уметь анализировать и делать выводы; интонационную выразительность
речи; зрительную память с помощью наглядных пособий и слайдов;
– развивать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость, память,
внимание, речь;
Воспитывающие:
– прививать любовь к родному языку;
– воспитывать самостоятельность при выполнении самостоятельных упражнений,
аккуратность; культуру общения при совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Формы урока: индивидуальная, работа в паре, фронтальная, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи;
Методы урока: информационно-рецептивный, репродуктивный, частично – поисковый.
Формируемые УУД:
Личностные:
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков
препинания);
– уметь оценить свою работу и работу товарища;
– уметь находить причину успеха работы.
Регулятивные:
– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
– сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем,
одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
– делать выводы на основе обобщения;
– определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:
– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Термины и понятия: проверяемые безударные гласные.
Оборудование: учебник ФГОС “Русский язык” в 2-х частях, Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова, Москва “Просвещение”, 2011 г., компьютер, проектор, экран, мультимедиа, тетрадь на печатной основе; опорные таблицы, карточки с буквами.
Ход урока
I. Мобилизующее начало (психологический настрой на работу).
1. Прозвенел звонок, начинается урок русского языка.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
2. Проверка домашнего задания:
У. – Откройте рабочую тетрадь, проверим выполнения домашнего задания.
(Самопроверка с доски.)
У. – Кто сделал без ошибок? Молодцы.
У. – Что вам помогло сделать без ошибок.
Д. – Мы подбирали проверочные слова. (Закройте рабочие тетради)
3. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
II. Актуализация знаний.
• Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
– Я хочу вам рассказать историю.
Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом,
сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
“Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет”.
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима?
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом (на доске)
Произношение отличается от написания, поэтому необходимо подбирать проверочное слово.
- Отгадайте загадки. (Презентация. Слайд 1)
(Покажите сигнальной карточкой, какую букву вы вставили и запишите слова столбиком.)
Реки – река
– Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Р…КА) е– Летом зеленеет,
Осенью желтеет. (ТР…ВА) а– Доску грызла и кусала,
НА пол крошек набрасала,
Но не съела ни куска:
Знать, невкусная доска. (П…ЛА) и– По морю идет, идет
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.(В…ЛНА) о я
– Ответим на первый вопрос: -Какие гласные мы вставили? (Гласные а, о, и,
е, я – в слабой позиции.)
– Почему их надо проверять? (Произношение отличается от написания.)
III. Постановка учебной задачи. Слайд 2
• Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? Слайд 3
(Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в словах”.)
– Какую задачу поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с
безударной гласной.)
– Чтобы правильно писать слова в течение урока будем отвечать на вопросы:
Слайд 4
Что
Где
Как надо проверять?
Чем
• Повторение ранее изученного материала.
IV. Открытие нового знания. Слайд 5
Поработаем устно.
Я, называю слова, а вы подбираете проверочное слово.
Доска – доски окно – окна
Враги – враг звезда – звезды
Змея – змеи дома – дом
Лицо – лица
Почему их надо проверять? (Произношение отличается от написания.)
надо проверять? | безударные гласные а, о, и, е, я слабой позиции подбирать проверочные слова, ударением |
V. Проведем физкультминутку для глаз. Слайд 6
Ваша задача смотреть на экран и следить глазками за предметами.
VI. Первичное усвоение материала.
– Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. (Карточки.)
– Прочитайте слова. Подумай, какая гласная пропущена в каждом слове.
Соедини стрелочкой слово и пропущенную в нем букву.
1-я карточка | 2-я карточка | 3-я карточка | |||
З…ма Г…ра Гр…чи Хл..ба |
А И Е О |
Гл…за Дв…ры Л…сты Сл..ды |
О Е А И |
М…ря Гр…бы Тр…ва Св…ча П…тно |
И О Е Я А |
Взаимопроверка – оцени работу товарищей, правильно +, неправильно –
Проверяем, назовите слова с буквой
а: грачи, глаза, трава
е: хлеба, следы, свеча
о: гора, дворы, моря
и: зима, листы, грибы
я: пятно
Вывод: правописание слова с безударным гласным звуком можно проверить тем же словом в другом числе.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Откройте учебник на с.93 упр.124
Козы – коза
Стол – столы
Зимы – зима
Сад – сады
Лисы – лиса
Норы – нора
Серп – серпы – ручное орудие – изогнутый мелко зазубренный нож для
срезывания злаков с корня
стрелы – стрела
(Самоконтроль.)
VIII. Физкультминутка. Этюд “ Цветок” выражение удовольствия и радости.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
IX . Замени одним словом.
Холодное время года – зима
Капельки влаги на траве – роса
Ночная птица – сова
Домик крота – нора
X. Домашнее задание.
с. 94 упр. 127
XI. Итог урока.
- Так какие безударные гласные требуют проверки? (а, о, и, я, е)
- Как мы их проверяем (ударением) Слайд 7
- Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
Рефлексия деятельности.
Сегодня на уроке я:
– научился,
– было интересно,
– было трудно,
– я понял (а), что….
Перед вами “Личики” и поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.
Я вам предлагаю поместить кружок в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять. А может, какое-то задание показалось не интересным. Можете использовать только один жетон.
(На вагончиках обозначены доступные детям пять этапов урока: отгадайте загадки, устная работа, парная работа, самостоятельная работа, замени одним словом.)