Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний и навыков по теме “Применение производной к исследованию функций”.
Развивающая цель: развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации, умения работать в проблемной ситуации; развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли; развитие самостоятельной деятельности учащихся.
Воспитательная цель: воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные задания на карточках, документ-камера.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Этапы урока.
Этапы урока | Время, мин. |
I. Организационный момент | 0,5 |
II. Актуализация опорных
знаний:
|
18,5 1,5 |
III. Обобщение и
систематизация знаний и способов деятельности:
|
19 5 |
IV. Инструктаж домашнего задания. | 1 |
V. Подведение итогов урока. | 1 |
Методика проведения урока.
Ход урока | УУД |
I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний 1. Проверка домашнего задания 2. Повторение теоретического материала. Вопросы к теоретической части.
3. Привести примеры функций: (Слайд 8) Имеющих критические точки, в которых f’(x) не существует.
минимума. (Ответ: да, может.) 4. Работа по готовым чертежам. (Слайды 9–20) Презентация выводится на экран. Учитель задает вопросы по готовым
чертежам, изображенным 5. Проблемная ситуация: Задача. Определить какое из чисел больше? Сравнить числа: (cos 1990) и (1+ cos 1991). Возможно ли эту задачу решить известными ученикам приемами? Формулы
приведения Пусть M = cos 1990; N= I +cos 1991. Задача сводится к тому, какой знак между этими числами поставить: М>N либо M<N. В связи с только что изученной теорией ученики использовали свойство
возрастания Функция f возрастает (убывает) на множестве Р, если для любых
x1 и x2 из множества Р,
Целесообразно вспомнить это определение и при решении настоящей
задачи. Тогда нужно Понятно, что прибавление одной и той же константы к обеим частям
неравенства сохранит Положим С = 1990, тогда: C + M = 1990 + cos l990; С + N = 1991 + cos l991. Нетрудно видеть, что если рассмотреть функцию f(x) = x + cosx, то С + М = f(1990), C + N = f(1991). Итак, имеем две точки x1 и x2: x1 = 1990, x2 =1991; x1 < x2 ; надо сравнить значения функции f(x) в этих точках. Определим характер монотонности f(x): так как f'(x) = 1 – sinx ≥ 0 и f'(x) = 0 при х = , то f(x) возрастает на множестве всех действительных чисел. Поэтому: f(1990) < f (1991) => М + С < N + C => M < N => (cos l990) < (1 + cos l991) 6. ЭОР: практикум по теме "Применение производной к исследованию функций". Применение производной к исследованию функций. III. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности 1. Работа в парах с тестами Предлагается 3 вида тестов, дифференцированных на три уровня глубины изучения темы: А – минимальный уровень.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3 Взаимопроверка с помощью ответов, выведенных с помощью документ-камеры. Ответы: График функции и график производной.
2. Практическая работа. 1. На данном этапе урока при проведении мини – исследовательской работы применяются методы контроля и самоконтроля, а также самоуправления учебными действиями. Обучение на немногочисленных, но хорошо подобранных задачах решаемых школьниками в основном самостоятельно, способствует вовлечению их в творческую исследовательскую работу, последовательно проводя через этапы научного поиска. Индивидуальные задания для мини – исследовательской работы: 1, 2 вариант – минимальный уровень. 3, 4 вариант – базовый уровень. 5, 6 вариант – углубленный уровень. Задание: исследовать и построить график функции.
3. Электронные тесты по теме “Применение производной к исследованию функций”. 4. Творческое задание. (Слайд 21) Отыщите функцию в таблице, исходя из ее “автобиографии”. Найдите область определения, корень, точку разрыва, промежуток возрастания и убывания.
IV. Инструктаж домашнего задания. (Слайд 22) Уровень А. 1. Исследовать и построить график функции а) у = (х + 1)3(х – 2) б) у = (х + 2)2(х – 2) 2. Нестандартное задание: Уровень Б. 1. Исследовать и построить график функции.
2. Нестандартное задание: составить формулу, задающую функцию, графиком которой была бы одна точка. Уровень В. 1. Исследовать и построить график функции.
2. Нестандартное задание: отыскать функции, описывающие реальные физические процессы, которые вы изучали на уроках физики, и исследуйте их. V. Подведение итогов урока. (Слайд 23) Заслушиваются оценки учеников. Рефлексия. Как вы считаете, кто из вас работал в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно? А кто из вас работал хорошо, но не полную силу, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно? А у кого из вас не было желания работать, то есть сегодня не ваш день? Я хочу вам пожелать, чтобы у вас была только положительная
производная, чтобы знания ваши |
Анализ; Типологизация объектов;
Оценка (осознание качества и уровня усвоения); структурирование знаний. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коррекция. Знаково-символическая деятельность; построение логической цепи рассуждений. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Построение логической цепи рассуждений. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, поиск и выделение необходимой информации. Оценка (осознание качества и уровня усвоения); структурирование знаний; выбор эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, поиск и выделение необходимой информации. Анализ деятельности; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осмысление полученных знаний. |