Дидактическая цель:
– Формировать у учащихся потребность вести здоровый образ жизни;
– Рассмотреть взаимосвязь здоровья и образа жизни.
– Воспитывать ответственность за свое здоровье.
Коррекционная цель:
– Общая коррекция развития учащихся(речь, слуховое восприятие зрительное
восприятие, общая моторика);
– Коррекция и развитие высших психических функций.
Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие.
Оборудование: плакаты, ребусы, “ромашка” с пословицами и поговорками “ солнце” с основными факторами, влияющими на здоровье человека.
Ведущий: Станьте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь друг с другом, Обращайтесь по имени. Давайте начну я: “Здравствуй, Оксана” и т.д.
– Давайте поздороваемся с нашими гостями, вы их хорошо знаете.
Садитесь.
Ведущий: Здравствуйте!.. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово. Но это не только приветствие, но и пожелание здоровья.
Чтец:
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняясь,
Слово “здравствуй” говорю.
С кем встречаюсь поутру
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
Ведущий: Вот с таким настроем давайте начнем занятие!
– Из первых букв нарисованных предметов составьте слово (земляника, дыня, орех, рыба, огурец, варенье, “Ь”, ежевика). Что получилось?
Дети: здоровье.
Ведущий: Правильно. Тема нашего разговора сегодня – здоровье. Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Если ты здоров, можешь заниматься, чем угодно: учиться, играть в футбол, гулять, отдыхать. Будучи больным, тебе ничего не хочется. Люди почему – то не ценят то, что досталось им даром. Например, здоровье, которое мы получаем от природы. Люди берегут вещи, одежду, украшения. А здоровье только тратят. Ленятся делать зарядку, слишком много едят или вовсе не едят, портят глаза у телевизора и компьютера, курят и пьют алкоголь. В общем, как будто нарочно делают все, чтобы здоровья стало меньше.
Вы знаете, ребята, что когда-то давным-давно на Руси не было еще книг о здоровье, о том, как его сохранить. Но весь житейский опыт наших предков как быть здоровыми, закреплялся в пословицах и поговорках, которые дошли до наших дней. Вот “Волшебная ромашка”. На ее лепестках написаны русские народные пословицы и поговорки о здоровье. Давайте оторвем лепестки и прочитаем пословицы.
(Дети выходят и отрывают по одному лепестку и читают вслух.)
1 ЛЕПЕСТОК “Здоровья пожелаешь – счастье повстречаешь”.
2 ЛЕПЕСТОК “ЗДОРОВОМУ ВСЕ ЗДОРОВО”.
3 ЛЕПЕСТОК “ ЗДОРОВЬЯ НЕ КУПИТЬ” “ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА”
4 ЛЕПЕСТОК “БОЛЕЗНЬ ЧЕЛОВЕКА НЕ КРАСИТ”
5 ЛЕПЕСТОК “БОЛЬНОМУ И МЕД ГОРЕК”.
6 ЛЕПЕСТОК “ТРУД– ЗДОРОВЬЕ. ЛЕНЬ– БОЛЕЗНЬ”. “КТО ТРУДА НЕ БОИТСЯ– ТОГО ХВОРЬ
СТОРОНИТСЯ”
7 ЛЕПЕСТОК “БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ.”
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о том, что вы сами можете сделать для укрепления своего здоровья. Наверняка, вы слышали слово ЗОЖ, что означает “Здоровый образ жизни”.
(Поместить на доске солнце со словами “Здоровый образ жизни”.)
Так вот, чтобы быть здоровым, надо вести здоровый образ жизни. Как вы думаете, что такое здоровый образ жизни?
Дети: (отвечают).
Ведущий: Давайте рассмотрим, какие факторы влияют на наше здоровье.
Итак, посмотрите на картинки, в которых спряталась тема нашего занятия. Что на них нарисовано? Как можно назвать одним словом? (Продукты.)
– Что едят люди?
– Зачем им надо кушать?
– Чтобы человек был здоровым, сильным и красивым, ему нужно есть разные
продукты.
Это первый фактор, который влияет на наше здоровье.
(Добавлять лучик “Разнообразные продукты” к солнцу.)
В нашей школе есть специальный человек, который называется “диетсестра” (словарное слово). Она составляет меню на завтрак, обед и ужин, в которое включает разнообразные полезные продукты. Так что в школе организовано правильное питание, которое нужно вашему растущему организму.
Ведущий: Следующий фактор – это соблюдение правил гигиены “Чисто жить – здоровым быть!”
(Добавить лучик “ Соблюдение правил гигиены”.)
Как вы думаете, ребята, что нужно содержать в чистоте?
Дети: – Руки.– Ноги. – Ногти. – Лицо, уши. – Зубы. – Одежду и обувь.
Ведущий: Правильно. А что нам помогает содержать в чистоте наше тело, одежду, обувь? Вы ответите на этот вопрос, отгадав загадки. (Демонстрация предметов гигиены.)
- Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою.
Что это такое? (Полотенце.) - Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это, ребята? (Мыло.) - Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовешь меня – бегу,
От болезней берегу. (Вода.) - Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа.) - Кто меня назвать не сможет?
Я на ежика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье. (Щетка.) - Волосистою головкой
В рот она влезает ловко,
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка.)
Ведущий: А сейчас послушайте стихотворение Бориса Ларина “О грязнулях”. Может быть, кто – то узнает себя в этих персонажах…
Чтец:
Жил – был один козленок, а рядом поросенок.
Они почти с пеленок дружили меж собой.
И был один чистюлей, и был другой грязнулей.
Кто был из них грязнулей, сообразит любой.
И вот однажды летом вдали от дома где-то
Козленок с поросенком гуляли у реки…
Вдруг выскочил волчище…
– А ну, который чище?
Иди ко мне, дружище! – и обнажил клыки.
И съеден был козленок, а грязный поросенок
Бежал, дрожа от страха, и думал: “Хорошо,
Что этот злой волчище съедает тех, кто чище,
Кто слишком любит мыло и мятный порошок”.
…Живет девчонка Юля – неряха и грязнуля,
Не чистилась с июля, не мылась с октября…
В чернилах вся девчонка,
И в красках вся девчонка…
Не чище поросенка, короче говоря.
Ругает папа Юлю, ругает мама Юлю,
Но ей ходить грязнулей никак не надоест.
Как видно, папе с мамой одно лишь утешенье,
Одно лишь утешенье, что волк ее не съест.
Ведущий: Ребята, надо всегда помнить пословицу: кто аккуратен, тот людям приятен.
Чтец:
Много грязи вокруг нас,
И она в недобрый час
Приносит нам вред, болезни,
Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем не сложный –
С грязью будьте осторожны!
Ведущий: Продолжаем рассматривать факторы, влияющие на наше здоровье.
Установка: расположите прямоугольники по степени увеличения точек и у вас получится слово, от которого зависит наше здоровье.
(Добавить лучик “Режим дня”.)
Ведущий: Что такое режим дня? (Ответы детей.) Обратимся к умной книге – толковому словарю. Режим – распорядок дел, действий.
Чтец:
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
Ведущий: Ребята, вся школьная жизнь подчинена режиму дня, который является документом, заверяется директором и главным врачом, и обязателен к исполнению. Поэтому в школе вы живете по режиму. Давайте вспомним ваш режим дня.
На доске таблица “Режим дня”:
7.00 – …
7.00 – 7.30 …
7.30 – …
8.00 – 13.10 …
13.10 – 14.00 …
14.00 – …
14.30 – 16.00 -…
16.00 – 17.00 –…
17.00 – …
19.00 – 20.00 -…
20.00 – …
21.00 -…
(Воспитатель раздает детям карточки, на которых записаны слова: “подъем”, “утренний туалет”, “завтрак”, “уроки”, “ прогулка”, “обед”, “тихий час”, “самоподготовка”, “отдых”,“подготовка ко сну”,“отбой”. Дети совещаются и прикрепляют эти карточки напротив соответствующего времени.)
Ведущий: А дома, когда вы бываете на каникулах, соблюдаете режим?
Посмотрите сценку “Режим”. Может быть кто-то узнает себя в этом персонаже. Действующие лица: учитель и ученик Вова.
– А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
– Конечно! Режим… Режим – куда хочу, туда скачу!
– Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
– Даже перевыполняю!
– Как же это?
– По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю – четыре!
– Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок
дня?
– Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед – и в
школу.
– Хорошо…
– А можно еще лучше!
– Как же это?
– Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка.
Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка, И сон.
– Ну нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
– Не вырастет!
– Это почему же?
– Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
– Как это “с бабушкой”?
– А так: половину – я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
– Не понимаю – как это?
– Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание –
бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с
бабушкой, прогулку – я, обед– я…
– И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный…
Ведущий: Конечно, мальчик неправильно распределил время: прогулка, обед, прогулка… Сплошной отдых. А где же труд? Запомните, ребята, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека. Укрепляют его здоровье.
Однажды ученые поставили эксперимент. Одной группе участников был предложен комплекс физических упражнений, а другой предстояло пролежать 20 дней неподвижно. Всего 20 дней… И что получилось? У тех, кто лежал, появилось головокружение, они не могли долго ходить, им было тяжело дышать, пропал аппетит, они стали плохо спать, снизилась работоспособность…
Итак, физические упражнения и двигательная активность и прогулки на свежем воздухе – еще один фактор, необходимый для здоровья человека.
(Добавить лучик “Двигательная активность”, “ Свежий воздух”.)
– Поэтому я предлагаю вам провести физкультминутку.
Лягушки.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Ведущий: К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. Что относится к вредным привычкам, ребята? (дети отвечают. Плакат “Вредные привычки”). Курение и употребление алкоголя – настоящая беда для нашего общества. Самое страшное, что сейчас , как показывает статистика, в школах курит каждый второй мальчик и каждая четвертая девочка. Не обошло это зло и нашу школу – интернат, где, казалось бы, дети должны лечиться, а не губить свое здоровье. Накануне мы провели в классе анкетирование “Вредные привычки”. И что же выяснилось? 33% мам курят, 80 % мальчиков пробовали курить или курят сейчас. Но самое шокирующее – это возраст, когда начали курить – 8, 9 лет! 60% впервые попробовали алкогольные напитки (а пиво относится к алкогольным напиткам) в возрасте 9 лет! Некоторые ученики считают, что к вредным привычкам относится только наркомания и положительно относятся к курению табака, либо к употреблению алкоголя.
Но я вам говорю совершенно достоверно: все вредные привычки опасны для здоровья, тем более для детского здоровья. Поэтому я пригласила нашу медсестру Елену Владимировну и ей слово.
(Выступает медсестра.)
(Добавить лучик “ Отсутствие вредных привычек”.)
(ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:
– В Англии, в эпоху Елизаветы 1, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
– В России во времена царствования Михаила Федоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 году причиной которого, как известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
– В конце 17 века в России был учрежден “орден” за пьянство в виде чугунной восьмиугольной пластины с ошейником весом 4 кг, на котором написано “За пьянство”.)
Давайте скажем “ Нет!” курению, алкоголю, наркотикам. (Дети зачеркивают красным фломастером на плакате эти символы.) Мы выбираем жизнь!
Ведущий: Ребята! Сейчас мы с вами сыграем в игру. Я буду называть какое – либо качество или привычку, а вы постарайтесь решить, полезное это качество для здоровья или нет. Если полезное, то вы все поднимайте руки вверх и говорите “Да”, а если нет – то говорите “Нет”.
– Заниматься физкультурой;
– смотреть допоздна телевизор;
– чистить зубы два раза в день;
– мыться в бане 1 раз в месяц;
– много смеяться;
– курить;
– сорить в школе;
– употреблять алкоголь;
– играть в футбол;
– есть разнообразные продукты;
– употреблять наркотики;
– выполнять режим дня;
– гулять на свежем воздухе.
Ведущий: Теперь вы знаете, что надо делать, чтобы вести здоровый образ жизни. Ребята, я думаю вы избавитесь от вредных привычек, которые у вас есть, а у кого их нет – они не появятся. Давайте прислушаемся к советам, которые были даны на этом занятии. В заключении я хочу вам дать еще один совет: научитесь говорить нет курению, алкоголю, наркотикам. А если от безделья встанете на путь алкоголизма, табакокурения, наркомании – вас… не будет! Не будет ваших детей! Не будет будущего! Помните: ваше будущее – в ваших руках! А чтобы вы помнили, что надо вести здоровый образ жизни, я хочу вручить вам эмблему нашего занятия – вот это солнце.
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!