Цель: обобщить знания о правописании глаголов.
Задачи урока:
Образовательные:
1) закреплять умение определять спряжение глаголов;
2) закреплять умение правильно писать безударные личные окончания глаголов;
3) закреплять умение обосновывать правильное написание безударных личных
окончаний глагола;
4) закреплять знания о глаголах исключениях.
Развивающие:
1) развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогии);
2) развивать психические процессы (внимание, восприятие, память);
3) развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
1) воспитывать интерес к урокам русского языка, собятиям, происходящим в
мире;
2) воспитывать умение работать в коллективе, умение самостоятельно оценивать
себя.
Оборудование: карточки с заданиями, оценочные таблицы, таблица "Спряжение", групповое разбиение обучающихся.
Ход урока
1. Актуализация знаний
а) У.
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
У. – Какие орфограммы в глаголах услышанного вами стиха?
Ученики:
1) "Не" с глаголами
2) Безударные личные окончания – глагол "спросят"
Учитель задает ряд посильных вопросов, подводящих к теме урока.
У. – Что помогает нам правильно писать безударные окончания? (Спряжение глагола.)
У. – Что такое спряжение глагола? (Изменение по лицам и числам.)
У. – Как определить спряжение глагола? (Дети называют 2 изученных способа.)
У. Как вы думаете, какая будет тема урока? Чем будем заниматься? (Орфограммы в глаголах. Правописание глаголов.)
Учитель фиксирует тему на доске или слайде.
б) Набор слов. Детей разделить на 3–4 группы
печ..., тиш..., дрож..., спешиш..., могуч..., колюч..., летиш..., туч..., молодеж..., груш..., кричиш..., бежиш..., богач..., летуч
У. Задание: разделите слова на группы (никаких наводящих пояснений учитель не дает). Прочитайте, что получилось. (Группы задание выполнят по разному. Учитель должен попросить детей обосновать свой выбор, наводящими вопросами вести детей к формулированию правила.)
У. Объясните свой выбор.
Предполагаемый результат:
печь (сущ.) тишь, богач дрожь туч, груш молодежь |
печь (глагол) спешишь летишь кричишь бежишь |
могуч колюч летуч |
Ученики делают вывод о написании "ь" после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах. Учитель делает упор на сравнение написаний разных частей речи.
У. Сформулируйте правила.
У. Оцените себя в оценочной таблице за 1-ое задание.
2. Постановка проблемы. Побуждение к решению.
Фотографии с места аварии на Фукусиме-1. Беседа.
У. В истории человечества Япония второй раз подвергается радиационному вмешательству. Вспомните, о первом таком событии – где изучали, какая была тема. (Высказывания детей.)
У. Послушайте текст, найдите глаголы и запишите их в столбик: (Один ученик к доске)
Текст: “Мы смотрим новости, видим и слышим о катастрофе на Фукусиме-1. Бороться с катастрофой почти нет смысла, сыпать что-либо в радиаторы бесполезно. Но нужно держать ситуацию под контролем. Я шепчу про себя слова о спасении планеты”
Результат:
смотрим
видим
слышим
бороться
сыпать
держать
шепчу
Задание: Поставьте глаголы в форму III лица множ.числа.
Что заметили?
(Безударные окончания, не можем сразу написать гласную в окончании.)
Результат:
смотрим видим слышим бороться сыпать держать шепчу |
они |
|
Проблема.
У. Но это же та форма, с помощью которой мы определяем спряжение, чтобы правильно написать окончания? Что же делать? (Неопред. форма.)
Учащиеся делают вывод: Спряжение при безударных окончаниях определяют по неопределенной форме глагола.
У. Оцените себя в оценочной таблице за 2-ое задание.
Музыкальная ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Данс-клуб.
3. Постановка проблемы. Побуждение к решению (КАРТОЧКИ).
У. Даны три глагола в неопределенной форме. Жить, шуметь, звенеть.
У. – Попробуйте определить по неопределенной форме, какого спряжения первый глагол. (Возможно второго – оканчивается на -ить.)
У. – А какого спряжения глаголы шуметь и звенеть. (Наверное первого – оканчиваются на -еть.)
У. – Давайте проверим, правильно ли рассуждаем. Образуйте формы 2-го лица единственного числа, 2-го и 3-го лица множественного числа. Что получилось?
Начальная форма Личная форма
жить (...) – ты ..........., вы ............., они............(...)
шуметь (...) – ты ............, вы..............., они............(...)
звенеть (...) – ты............., вы..............., они............(...)
Поставьте ударения.
Какие окончания? (Ударные.)
(Первый глагол оказался первого спряжения – живешь, живете, живут. А остальные – второго – шумит, шумите, шумят; звенит, звените, звенят.)
Проблема.
У. – Что же делать будем?
– Как вы определяли спряжение? (По ударным личным окончаниям.)
– Подтвердились ли ваши предположения? (Нет.)
– А почему? (Потому что мы приняли во внимание только неопределенную
форму.)
– Что вы теперь будете помнить, чтобы впредь не допускать таких ошибок?
Ученики делают вывод: Не всегда можно определить спряжение по начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму!
– В каком случае поможет неопределенная форма глагола? (Если личное окончание глагола безударное.)
У. Оцените себя в оценочной таблице за 3-е задание.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
4. Постановка проблемы. Побуждение к решению (КАРТОЧКИ).
Сообщение ученика:
– Вам нужно проверить данную работу неизвестного ученика. Какую работу он выполнял? Что заметили?
украсишь – украшать
замечаешь – заметить
уважаете – уважить
Дети: – Ставил глаголы в неопределенную форму, определял спряжение.
У. – Что получилось? Почему так получилось? (Неправильно выбрана начальная форма, произошла смена вида: совершенный на несовершенный, и наоборот.)
Ученики делают вывод: Спряжение глагола меняется в зависимости от вида, в котором употреблен глагол.
У. – Исправьте ошибки, запишите в тетрадь, выделите орфограммы.
У. – Как исправляли ошибки? (Задать вопрос, определить вид, задать
вопрос неопределенной формы данного вида.) (ПРОВЕРКА С ДОСКИ.)
У. Оцените себя в оценочной таблице за 4-е задание.
5. Итог урока. Рефлексия.
У. – Какие выводы сегодня делали?
Ученики:
– После шипящих в глаголах всегда пишется мягкий знак!
– Для определения спряжения глагола применяй всегда 2 способа.
– Не всегда в третьем лице множественного лица окончание ударное.
– Спряжение при безударных окончаниях определяют по неопределенной форме
глагола.
– Не всегда можно определить спряжение по начальной форме, не поставив сначала
глагол в личную форму!
– Спряжение глагола меняется в зависимости от вида, в котором употреблен глагол.
У. – Какие правила вспомнили?
У. – Как оценили свою работу на уроке? (Учитель корректирует самооценку учеников.)
– Урок окончен. (Дети: Спасибо за урок!)