Актуальной проблемой современного российского образования можно считать формирование у учащихся толерантного отношения к людям с несформированными моделями социального позитивного поведения и к людям другой этнической принадлежности, где в рамках поликультурного образования особое внимание необходимо уделять межэтническим отношениям. Проблема формирования толерантного поведения у подрастающего поколения является важной еще и потому, что в настоящее время происходит активизация международного терроризма и межнациональных конфликтов. Воспитание толерантности у современного российского ребенка – это гарантия безопасности российского государства в будущем. Особенно это касается крупных мегаполисов, где социальный и национальный состав разнороден. Поэтому одной из задач современной школы должна стать – формирование толерантного сознания у школьников.
Согласно П.С. Гуревичу (2007), “Толерантность” (лат. tolerantia – терпение) – способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Также: терпимость к чужим мнениям, верованиям, манерам [1]. Клепцова Е.Ю. (2005) утверждает, что понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, культуры и традиции народов. В научном обиходе “терпимость” является синонимом “толерантности” [2] Коджаспировы (2005) отдельно выделяют фрустрационную толерантность – способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. [3] Грекова Т.И., Киселева Э.М., Челнокова Л.М. (2011) говорят об этнической толерантности – уважительном отношении человека к представителям других этнических культур, готовность принимать социокультурные отличия, включающие внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д. [4].
Таким образом, воспитание толерантного сознания у школьников должно быть направлено на развитие саморегуляции, стрессоустойчивости, ассертивности, эмпатии и коммуникативной компетентности, где основная роль должна принадлежать педагогическому коллективу школы. Необходимо в каждом школьном предмете выделить темы, в которых возможно рассмотрение данного вопроса. Учитывая выше сказанное, в данной статье предлагается ряд тем по биологии и физики, при изучении которых может быть рассмотрен вопрос толерантности.
Тема школьного курса (Биология). | Возможности формирования толерантности на уроках. | Планируемые результаты. |
Царство прокариоты. Царство грибы. |
Примеры симбиоза демонстрируют образцы терпимости и взаимовыгодного сожительства. | Умение ценить различные формы отношений. |
Царство растений. | Изучение разнообразия растительных организмов позволяет показать разнообразие и уникальность форм жизни. | Чувствительность и восприимчивость к окружающему миру. |
Царство животных. | Рассматривание вопросов поведения животных и видов взаимодействия в живой природе позволяет выделить отрицательные моменты агрессивного поведения. При неконтролируемой агрессии вид вымирает. | Снижение агрессивности в коллективе. Конструктивное общение с окружающими людьми. |
Человек. Пищеварительная система. | Особенности национальной кухни у разных народов в связи с их образом жизни и национальными праздниками. | Уважение к уникальности культуры каждого народа. |
Человек. Индивидуальные особенности личности. | Особенности темперамента у разных народов, знание которых позволит выработать единую стратегию поведения при взаимодействии. | Терпимость к необычному поведению и проявлению эмоций. |
Человек. Размножение и развитие. | Знакомство с национальными традициями при подготовке подрастающего поколения к семейной жизни. | Проницаемость к культурным различиям. Наличие эмпатии. |
Генетика человека. | Решение генетических задач, где рассматриваются вопросы передачи расовых признаков при смешанных браках. Составление генеалогического древа, что позволяет детям обнаружить свои многонациональные корни. Нежелательность родственных браков. | Развитие навыков межкультурной коммуникации. Объединение поколений. Разрешение этнических конфликтов. |
Антропогенез. | Сравнение понятий “раса” и “национальность” позволяет сделать вывод, что “чистых” рас уже не существует, а вот национальные особенности существуют. | Принятие самобытности каждого народа. Сохранение исторических культурных ценностей. Уважительное отношение к представителям других национальностей. |
Биосфера и человек. | Рассматривая пути решения экологических проблем, возможно проанализировать и обобщить опыт разных народов мира.1 | Развитие навыков межкультурной коммуникации и умений разрешения этнических конфликтов. |
Таблица 1. Темы школьного курса “Биология”.
Тема в школьном курсе (Физики). | Возможности формирования толерантности на уроках. | Планируемый результат. |
Что изучает физика. | Влияние развития человеческой культуры на формирование научных взглядов и возникновение науки “физика”. | Уважительное отношение к научно-культурному развитию людей. |
Физика и техника. | Рассмотреть влияние развития культуры на формирование технических открытий и их влияние на культурное развитие людей. | Понимание взаимного влияния научных открытий и культуры людей. |
Инерция. Взаимодействие тел. | Рассмотреть изменения представлений людей о механическом движении тел под влиянием изменения условий жизни и культурного развития. | Чувственность и восприимчивость к окружающему миру. |
Сообщающиеся сосуды. | Знакомство с использованием принципа сообщающихся сосудов в разнообразных культурно – технических проектах (Фонтаны, акведуки, шлюзы, посуда). | Понимание влияния культурного наследия на развитие технических проектов. |
Измерение атмосферного давления. Барометр. | Знакомство с научно– культурными особенностями развития представлений об атмосфере Земли. | Понимание различие культуры приводит к различиям в научном познании окружающего мира. |
Архимедова сила. Плавание тел. | Развитие представлений об особенностях развития культуры в древней Греции и влияние его на развитие науки “физика”. | Понимание самобытности каждого народа . Сохранение культурных ценностей. |
Простые механизмы. | Знакомство с влиянием технических приспособлений на формирование культурных ценностей. | Сформированность представлений о неразрывной связи культуры и научно- техническом прогресса. |
Виды теплопередачи. | Способы сохранения и передачи теплоты у различных народов. | Уважительное отношение к культуре и национальным традициям разных народов. |
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | Культурные предпосылки, послужившие созданию нового технического устройства. Рассмотреть влияние тепловых двигателей на окружающую среду. | Понимание влияния культурного наследия на развитие технических проектов. |
Источники звука. Звуковые колебания. Громкость звука. Звуковой резонанс. | Рассмотреть разнообразные источники звука , используемые разнообразными народами. (музыкальные инструменты). | Терпимость к необычному проявлению эмоций. |
Радио-активность. | Влияние научно –технического развития на межкультурные отношения. | Развитие навыков межкультурного общения. |
Таблица 2. Темы школьного курса “Физика 7–9”.
Список литературы:
- Психологический словарь / под ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМа ПРЕСС Образование, 2007 – 800 с.
- Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Академический проект, 2005 – 192 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике. – М: ИКЦ “МарТ”, Ростов Н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2005 – 448 с.
- Грекова Г.И., Киселева Э.М., Челнокова Л.М. Направление деятельности образовательного учреждения по формированию толерантности школьников. // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011 – C.144–146.
- Моритоева Г.Ц. Вопросы толерантности в школьном курсе “Биология. Живой организм. Многообразие живых организмов (6–7-й класс) .”. – [Электрон. Ресурс] – Режим доступа: https://urok.1sept.ru (дата обращения 16.10.2012)