Формирование толерантного поведения на уроках биологии и физики

Разделы: Физика, Биология


Актуальной проблемой современного российского образования можно считать формирование у учащихся толерантного отношения к людям с несформированными моделями социального позитивного поведения и к людям другой этнической принадлежности, где в рамках поликультурного образования особое внимание необходимо уделять межэтническим отношениям. Проблема формирования толерантного поведения у подрастающего поколения является важной еще и потому, что в настоящее время происходит активизация международного терроризма и межнациональных конфликтов. Воспитание толерантности у современного российского ребенка – это гарантия безопасности российского государства в будущем. Особенно это касается крупных мегаполисов, где социальный и национальный состав разнороден. Поэтому одной из задач современной школы должна стать – формирование толерантного сознания у школьников.

Согласно П.С. Гуревичу (2007), “Толерантность” (лат. tolerantia – терпение) – способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Также: терпимость к чужим мнениям, верованиям, манерам [1]. Клепцова Е.Ю. (2005) утверждает, что понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, культуры и традиции народов. В научном обиходе “терпимость” является синонимом “толерантности” [2] Коджаспировы (2005) отдельно выделяют фрустрационную толерантность – способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. [3] Грекова Т.И., Киселева Э.М., Челнокова Л.М. (2011) говорят об этнической толерантности – уважительном отношении человека к представителям других этнических культур, готовность принимать социокультурные отличия, включающие внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д. [4].

Таким образом, воспитание толерантного сознания у школьников должно быть направлено на развитие саморегуляции, стрессоустойчивости, ассертивности, эмпатии и коммуникативной компетентности, где основная роль должна принадлежать педагогическому коллективу школы. Необходимо в каждом школьном предмете выделить темы, в которых возможно рассмотрение данного вопроса. Учитывая выше сказанное, в данной статье предлагается ряд тем по биологии и физики, при изучении которых может быть рассмотрен вопрос толерантности.

Тема школьного курса (Биология). Возможности формирования толерантности на уроках. Планируемые результаты.
Царство прокариоты.

Царство грибы.

Примеры симбиоза демонстрируют образцы терпимости и взаимовыгодного сожительства. Умение ценить различные формы отношений.
Царство растений. Изучение разнообразия растительных организмов позволяет показать разнообразие и уникальность форм жизни. Чувствительность и восприимчивость к окружающему миру.
Царство животных. Рассматривание вопросов поведения животных и видов взаимодействия в живой природе позволяет выделить отрицательные моменты агрессивного поведения. При неконтролируемой агрессии вид вымирает. Снижение агрессивности в коллективе. Конструктивное общение с окружающими людьми.
Человек. Пищеварительная система. Особенности национальной кухни у разных народов в связи с их образом жизни и национальными праздниками. Уважение к уникальности культуры каждого народа.
Человек. Индивидуальные особенности личности. Особенности темперамента у разных народов, знание которых позволит выработать единую стратегию поведения при взаимодействии. Терпимость к необычному поведению и проявлению эмоций.
Человек. Размножение и развитие. Знакомство с национальными традициями при подготовке подрастающего поколения к семейной жизни. Проницаемость к культурным различиям. Наличие эмпатии.
Генетика человека. Решение генетических задач, где рассматриваются вопросы передачи расовых признаков при смешанных браках. Составление генеалогического древа, что позволяет детям обнаружить свои многонациональные корни. Нежелательность родственных браков. Развитие навыков межкультурной коммуникации. Объединение поколений. Разрешение этнических конфликтов.
Антропогенез. Сравнение понятий “раса” и “национальность” позволяет сделать вывод, что “чистых” рас уже не существует, а вот национальные особенности существуют. Принятие самобытности каждого народа. Сохранение исторических культурных ценностей. Уважительное отношение к представителям других национальностей.
Биосфера и человек. Рассматривая пути решения экологических проблем, возможно проанализировать и обобщить опыт разных народов мира.1 Развитие навыков межкультурной коммуникации и умений разрешения этнических конфликтов.

Таблица 1. Темы школьного курса “Биология”.

Тема в школьном курсе (Физики). Возможности формирования толерантности на уроках. Планируемый результат.
Что изучает физика. Влияние развития человеческой культуры на формирование научных взглядов и возникновение науки “физика”. Уважительное отношение к научно-культурному развитию людей.
Физика и техника. Рассмотреть влияние развития культуры на формирование технических открытий и их влияние на культурное развитие людей. Понимание взаимного влияния научных открытий и культуры людей.
Инерция. Взаимодействие тел. Рассмотреть изменения представлений людей о механическом движении тел под влиянием изменения условий жизни и культурного развития. Чувственность и восприимчивость к окружающему миру.
Сообщающиеся сосуды. Знакомство с использованием принципа сообщающихся сосудов в разнообразных культурно – технических проектах (Фонтаны, акведуки, шлюзы, посуда). Понимание влияния культурного наследия на развитие технических проектов.
Измерение атмосферного давления. Барометр. Знакомство с научно– культурными особенностями развития представлений об атмосфере Земли. Понимание различие культуры приводит к различиям в научном познании окружающего мира.
Архимедова сила. Плавание тел. Развитие представлений об особенностях развития культуры в древней Греции и влияние его на развитие науки “физика”. Понимание самобытности каждого народа . Сохранение культурных ценностей.
Простые механизмы. Знакомство с влиянием технических приспособлений на формирование культурных ценностей. Сформированность представлений о неразрывной связи культуры и научно- техническом прогресса.
Виды теплопередачи. Способы сохранения и передачи теплоты у различных народов. Уважительное отношение к культуре и национальным традициям разных народов.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Культурные предпосылки, послужившие созданию нового технического устройства. Рассмотреть влияние тепловых двигателей на окружающую среду. Понимание влияния культурного наследия на развитие технических проектов.
Источники звука. Звуковые колебания. Громкость звука. Звуковой резонанс. Рассмотреть разнообразные источники звука , используемые разнообразными народами. (музыкальные инструменты). Терпимость к необычному проявлению эмоций.
Радио-активность. Влияние научно –технического развития на межкультурные отношения. Развитие навыков межкультурного общения.

Таблица 2. Темы школьного курса “Физика 7–9”.

Список литературы:

  1. Психологический словарь / под ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМа ПРЕСС Образование, 2007 – 800 с.
  2. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Академический проект, 2005 – 192 с.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике. – М: ИКЦ “МарТ”, Ростов Н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2005 – 448 с.
  4. Грекова Г.И., Киселева Э.М., Челнокова Л.М. Направление деятельности образовательного учреждения по формированию толерантности школьников. // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011 – C.144–146.
  5. Моритоева Г.Ц. Вопросы толерантности в школьном курсе “Биология. Живой организм. Многообразие живых организмов (6–7-й класс) .”. – [Электрон. Ресурс] – Режим доступа: https://urok.1sept.ru (дата обращения 16.10.2012)