Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Опыт работы показал, что прогулки дают возможность, как для физического, так и умственного, и нравственного, и эстетического развития дошкольников.
В силу возрастных особенностей дошкольники не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Поэтому мы, воспитатели, должны педагогически правильно руководить деятельностью детей на прогулке, а также создать им условия для разнообразной деятельности.
Планирование образовательной деятельности детей на прогулке предполагает интеграцию деятельности по образовательным областям: “Коммуникация”, “Социализация”, “Здоровье”, “Физическая культура”, “Безопасность” “Познание”, “Труд”.
Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов прогулки.
Основными компонентами прогулки являются:
– наблюдения,
– беседы,
– подвижные игры и игровые упражнения, – дидактические игры,
– трудовые действия,
– индивидуальная работа.
Важным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления о мире природы, обогащают детские эстетические представления. Умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать и описывать, что является одной из задач, решаемых в рамках образовательной области “Коммуникация”.
Игра – как одна из форм освоения детьми образовательной области “Социализация”, является одним из основных элементов прогулки. При организации деятельности на прогулке планируется проведение: – дидактических игр, направленных на развитие внимания, воображения, памяти, образного мышления, связной речи. Они позволяют закрепить и расширить знания детей об, окружающем мире, учат ощущать себя личностью, понимать и уважать других.
– Подвижных игр, направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества, фантазии. Такие игры вырабатывают у детей выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности. Дети учатся действовать в коллективе, что укрепляет эмоциональные контакты между детьми. Подвижные игры на прогулке оздоравливают, укрепляют организм и тем самым способствуют профилактике заболеваний.
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный с взрослыми трудовой процесс. Именно в такой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.
Используемые на прогулке пальчиковые игры, стихи, забавы, загадки, считалки, пословицы поддерживают познавательный интерес и развивают коммуникативные навыки детей.
Не все дети одинаково активны, инициативны, выносливы, работоспособны, поэтому необходим выбор оптимальной нагрузки для каждого ребенка, подбор упражнений и заданий с учетом индивидуальных особенностей. При планировании деятельности детей на прогулке необходимо индивидуализировать нагрузку в соответствии с возможностями и способностями детей.
Последовательность проведения компонентов прогулки варьируется в зависимости от:
– предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия
целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятия по развитию
речи – подвижную игру);
– от времени года (в холодный период предусматривается проведение игр с большей
подвижностью);
– от познавательных интересов детей.
Планируем проведение прогулок – экскурсий, на которых дети в естественной обстановке наблюдают явления природы, сезонные изменения определенной природной зоны.
Материал подобран и систематизирован в рамках каждого из сезонов года.
Данные разработки имеют следующую структуру:
– перспективное планирование организованной деятельности детей младшего
дошкольного возраста на прогулке;
– конспекты прогулок;
– подвижные игры согласно возрасту;
– дидактические игры;
– пальчиковые игры;
– загадки, считалки, пословицы, стихи, заклички.
В целях выявления интегративных качеств у детей проводится мониторинг деятельности на прогулке. Для его проведения разработан диагностический инструментарий.
Данные мониторинга позволяют сделать выводы о положительной динамике результатов работы.
У детей сформировались способности:
– овладевать основными движениями в соответствии с возрастом;
– проявлять устойчивый интерес к исследовательской деятельности,
экспериментированию;
– делать самостоятельно выводы в ходе наблюдения за окружающим миром и
использовать полученные знания в играх;
– проявлять творческую активность, настойчивость в достижении поставленной цели,
выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр;
– работать коллективно, убеждать, объяснять, доказывать;
– сформировались нравственные качества, привычки и навыки здорового образа
жизни;
сформировалось бережное отношение к окружающему миру;
– повысилась культура речи.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Можно предложить различные варианты работы с детьми на прогулке.
Беседа “Шестиногие малыши”.
Программное содержание:
– продолжить знакомить с насекомыми;
– устанавливать отличие бабочки и жука.
Ход прогулки
Беседа.
– Ребята какое сейчас время года? (Весна.)
Весной просыпаются не только цветы, деревья, медведь и ежик. Весной
просыпаются все букашки. Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Дети
разглядывают банки, в которых помещены бабочки и майские жуки.
– Ребята, что мы можем сказать бабочке? (Ответы детей обсуждаются и
подводятся к тому, что бабочке пора проснуться, потому что пришла весна.)
Воспитатель предлагает детям исследовать и определить:
– В какой из баночек находятся бабочки?
– Как вы догадались, что это бабочки? (Ответы обсуждаются и подводятся к
тому, что у бабочки есть крылья, усики, глазки, лапки и т.д.)
Воспитатель обращает внимание на крылья бабочки. – Какие у бабочки крылья? (Мягкие, красивые.)
– Когда бабочка летает, мы слышим ее? (Нет. Бабочка летает неслышно.)
Я веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу.
Почему зовут Жу-жу?
Потому, что я жужжу.
О ком рассказывается в этом стихотворении? (О жуке.)
В какой баночке у нас жуки? (Дети находят жуков и рассматривают их.)
Что есть у жуков? (Лапки, глазки, головка и т.д.)
Как передвигаются жуки? (Ползают.)
Воспитатель достает одного жука, и дети наблюдают за ним.
– Что делает жук? (Ползает.)
Далее педагог создает ситуацию, при которой жук начинает выпускать крылья.
Ребята, посмотрите, что выпускает жук? (Крылья.)
А если у жука есть крылья, значит, он может не только ползать, но и... ? (Летать.)
Когда жук летит, что мы слышим? (Жужжание жука.)
Дидактическая игра “Какое насекомое назови?”
Подвижная игра “Жуки бабочки”
Подметание дорожек.
Беседа “Наши игрушки”.
Программное содержание:
– побуждать детей проводить элементарную классификацию игрушек по назначению;
– развивать любознательность;
– воспитывать партнерские отношения во время коллективной игры, аккуратность.
Ход прогулки
– Ребята, когда мы с вами идем на прогулку что мы берем с собой? (Игрушки.)
– Какие игрушки мы берем с собой? (Машинки, мячи, прыгалки, формочки для
песка, лопатки.)
– А как нужно играть с игрушками? (Аккуратно, не ломать, не бросать.)
– Правильно, ребята! Игрушки обижать нельзя. Если у тебя что-то не
получается, то не надо сразу пинать и кидать игрушки, можно попросить помощи у
взрослых. Если ты поиграл игрушками, то их надо убирать на место, чтобы они не
валялись на полу, и на них никто не наступил. Если ты вдруг сломал нечаянно
чужую игрушку, нужно попросить прощение и постараться отремонтировать игрушку с
помощью мамы или папы. А еще игрушки никогда не отбирают. Если тебе хочется
поиграть чужой игрушкой, то надо спросить разрешение у того, чья эта игрушка”.
Дидактическая игра “Из какой мы сказки”.
Подвижная игра “Совушка”
Уборка мусора на участке.
Беседа “Транспорт”.
Программное содержание:
– в беседах совершенствовать лексический запас по теме "Транспорт",
закреплять обобщающее понятие "Транспорт";
– в подвижных играх учить ходить в колонне по одному, замедлять и ускорять
движение, не толкать других, двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с
другом, быть внимательным к партнерам по игре.
Ход прогулки
– Ребята, посмотрите, что мы с вами взяли на прогулку?
Ответы детей (самолет, машина, кораблик, поезд).
– А как одним словом можно назвать это?
Ответы детей.
– Правильно. Это транспорт. А для чего нужен транспорт?
Ответы детей (ездить, летать, плавать, путешествовать).
– И снова верно. Транспорт помогает людям передвигаться и путешествовать. Вы любите путешествовать?
Ответы детей (да).
Дидактическая игра “Угадай по описанию”.
Подвижная игра “Поезд”.
Подкормка птиц.
Наблюдаем за небом и облаками.
Тематическое содержание:
– закрепить представления о весне;
– обратить внимание на изменения происшедшие на небе.
Ход прогулки
Наблюдение.
Ребята посмотреть на небо:
– таким ли оно было зимой?
– что изменилось?
Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!
Облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми, так как держатся на небе кучками. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Дидактическая игра “Куда дует ветер”. (Предложить определить направление при помощи вертушки.)
Подвижная игра “Догонялки”.
Собрать выносной материал.
Наблюдение за одуванчиком.
Программное содержание:
– познакомить детей с первыми весенними цветами;
– формировать нравственное воспитание.
Ход прогулки
Наблюдение.
Ребята посмотрите на свежей зеленой травке, ярко желтеют одуванчики – первые весенние цветы. Давайте подойдем и рассмотрим одуванчик.
– какого цвета наш цветок; (Желтого.)
– а какого цвета стелек и листочки? (Зеленого.)
А сейчас я вам расскажу сказку про одуванчик:
Когда я родился, то первое, что увидел, было солнышко. Оно было яркое и красивое. Я еще думал, какого цвета надеть на себя рубашку. Посмотрел вокруг: зеленая трава, а наверху – золотистое яркое солнышко. Оно улыбнулось мне и погладило своими теплыми лучиками. Солнышко – доброе, теплое, всех согревает, и поэтому от его тепла расцветают цветы. И я захотел стать, как солнышко. Солнышко услышало мою просьбу и покрасило мою рубашку в золотистый цвет. А цвет листьев мне подарила мягкая изумрудная травушка – муравушка. И с той поры мы с ними большие друзья. Просыпается солнышко – и я вместе с ним. Ложится солнышко спать – и я закрываю свою золотую солнечную головку. А травка меня защищает от сильного ветра. А в непогоду, когда идет дождь одуванчик прячет свою головку, а еще от дождя в одуванчиках прячутся мелкие насекомые. А когда выглянет солнышко, цветочки опять тянут к нему свои головки, чтобы сказать ему: "Здравствуй, солнышко!"
А когда одуванчик стареет, он меняет свой солнечный цвет на серебристый. И с помощью ветра расселяет свои семена вокруг. А с приходом весны появляются новые одуванчики, чтобы снова встретиться с солнышком, ведь они так на него похожи.
– Ребята на что же похож наш одуванчик? (На солнышко.)
Дидактическое упражнение “Слушай внимательно”.
Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они услышат
слово “одуванчик”.
Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик,
одуванчик.
Подвижное упражнение “Змейка”.
Сбор камней на участке.
Наблюдение за воздухом.
Программное содержание:
– подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
– дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами
(невидим, легкий)
– способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
– способствовать формированию у детей познавательного интереса;
– учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
– развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
– развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
Ход прогулки
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
– Ребята посмотрите вокруг себя. Что вы видите? (Деревья, песочницу, траву.) А еще вокруг нас много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать.
Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст.) Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха.) Опять наберем в пакет воздух и снова его выпустим (2–3 раза).
Так о чем мы узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.
Дидактическая игра “Кто как кричит”.
Подвижная игра “Кто выше”.
Уборка мусора.