Задачи урока.
1) Обобщить, осмыслить с новой точки зрения знания детей о сторонах горизонта. Учить определять стороны горизонта по компасу.
2) Формировать умения воспринимать проблему, сравнивать, уметь обобщать, делать выводы.
3) Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления.
Оборудование: учебник “Мы и окружающий мир”, кроссворд для групповой работы, материалы для практической работы (иголки, нитки, лист бумаги), компасы, книга Е. Пермяка.
Ход урока
I. Организация класса на занятие.
– А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “ пять”!
II. Актуализация знаний.
1. Беседа.
– Ребята, назовите тему, над которой мы работаем уже несколько уроков? (Ориентирование)
– Что означает слово “ориентирование”?
(Ориентирование – определение местоположения человека на местности.)
2. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. См. стр. 261 пособие.
– А что нам помогает в ориентировании, вы узнаете из сказки.
Инсценирование сказки. Что же помогает нам находить правильный путь? (Знание сторон горизонта: север, юг, запад, восток)
– Почему люди назвали стороны горизонта именно так, что послужило первопричиной этому?
Издавна люди наблюдали за солнцем, звёздами.
Восток – сторона восхода Солнца.
Юг – сторона полуденного Солнца (Солнце в полдень всегда находится в этой стороне).
Запад – сторона заката Солнца.
Север – сторона Полярной звезды (ночью) и где Солнце не бывает никогда.
III. Сообщение темы и цели урока.
1) Беседа.
Да, совершенно верно, люди издавна определяли своё местоположение днём – по Солнцу, а ночью – по Полярной звезде!
Ученик: А как быть, если ни днём, ни ночью не видно ни солнца, ни Полярной звезды?
Очень хороший вопрос, вот на него мы и попытаемся ответить.
2) Рассказы уч-ся о том, как определяли стороны горизонта (рассказы, повести, фильмы)
Ученик. Я читал книгу о викингах. В ней рассказывалось о том, как во время путешествий, вождь использовал чашу с водой, в которой плавали металлические рыбки. Куда эти рыбки смотрели в чаше, туда и направлялся корабль. Вождь викингов называл их “ мои рыбки” никому не показывал.
Ученица. А в фильме “Пещера золотой розы”, чтобы определить направление мальчик использовал металлических жучков, которые выстраивались в определённом порядке стрелкой, и стрелка эта показывала направление их пути.
3) Практическая работа.
– На столах у вас лежат листочки, нитки, иголки и магнит. Возьмите листок с ниткой, намагниченную иголку и проткните этот лист. Подержите за конец нити, дайте бумаге свободно повиснуть.
– Что происходит с бумагой? (Бумага покрутилась немного и остановилась в каком – то определённом положении, на что указывает конус иглы.)
– Покрутите нитку. Что происходит?
Микровывод. То же самое. Иголка у вас показывает то же направление. Мы с вами создали простейший прибор для определения сторон горизонта. А что это за прибор вы узнаете из загадки.
4) Загадка.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой.
– Кто знает, что это за прибор? (Компас)
Совершенно верно. А как вы думаете, что такое компас? (Ответы уч-ся Компас – это устройство для правильного определения направления всякого движения по поверхности планеты)
5) Работа по словарю Ожегова. А сейчас мы с вами прочитаем определение слова компас по словарю Ожегова.
Компас – прибор для определения стран света (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север)
– А кому может пригодиться компас? (ответы уч-ся)
6) Современный и китайский компас.
– Поднимите руку те, кто видел вот эти приборы где-нибудь? Как называются? Где видели? (на рисунках в книгах, в передачах по ТV, в школьном кружке.)
Эти приборы называются одинаково, компас. Но первый – древний китайский, а второй – современный, для школьников.
– Что знаем о китайском компасе?
Ученица. Китайский компас. Самый первый китайский компас. Его изобрели более двух тысяч лет тому назад в Китае. А европейцы узнали только в ХIV веке.
Второй компас – современный.
– Ребята, как вы думаете, какой из двух компасов удобнее? Почему?
(Самый первый компас был громоздкий. Его нельзя было положить в карман или сумку. Поэтому на протяжении многих веков его дорабатывали.)
Современный компас прост и удобен в использовании. Он может использоваться любым человеком.
7) Работа с современным компасом. Возьмите в руки компас и рассмотрите его.
– Назовите части современного компаса.
- Корпус (футляр)
- Стрелка.
- Стержень, на который крепится стрелка.
- По окружности корпуса деления и написаны буквы С, Ю, З, В.
- Сбоку зажим.
– И пока что непонятно, а как же работает этот прибор? Об этом узнаем позднее!
IV. Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем.
И немножко отдохнём (потягивание).
Вправо, влево потянитесь (повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки вбок!
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом, вприпрыжку …
Молодцы! Вы ребятишки!
V. Ориентирование по компасу.
1. Повторение. Части компаса.
– Отдохнули! Продолжим работу! Повторим части компаса.
– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наш компас заработал? (Ответы уч-ся)
2. Практическая работа с компасом. Положите корпус компаса на вашу руку. Осторожно откройте зажим.
– Что происходит со стрелкой? (Начала двигаться) Значит, стрелка не приклеена на стержень, она свободно вращается на стержне.
– Осторожно поворачиваем корпус, чтобы острие стрелки, совпало с буквой С. Стрелка показывает на север. Противоположный конец стрелки показывает на юг, слева – запад, справа – восток.
– Совпало ли направление стрелки в компасе с направлением иголки в нашем простейшем компасе с листком бумаги и ниткой?
Давайте повторим. Там, где стрелка компаса указывает на букву С – север, противоположная ей сторона, это – …., слева – …., справа – …...
3. Правила работы с компасом.
Совпали ли наши выводы о работе с компасом с правилами на доске? Что нужно обязательно помнить, когда вы идёте в лес за грибами?
4. Работа в группах. Практическая работа. Определение нахождения предмета в кабинете. (1 группа – картина, 2 группа – стол учителя, 3 группа – доска, 4 группа – ваза
5. Работа по учебнику. С. 80
– Как вы думаете, на чём основана работа компаса?
А теперь давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике с. 80.
– Действие компаса основано на явлении магнетизма. Стрелка движется, потому что сама наша планета Земля является огромным магнитом.
6. Применение компаса в жизни. Где может пригодиться компас? (в авиации, мореплаваниях, походах, в лесу, когда люди идут собирать грибы, в спортивных соревнованиях (спортивное ориентирование – в сентябре этого года проходили соревнования по спортивному ориентированию в нашем городе – команда нашей школы № 45 заняла 2 место)
Интересно, все люди говорят компас (ударение на 1 слог), а вот моряки – компас – ударение на 2 слог.
VI. Подведение итога урока.
– Что нового узнали? Что особенно запомнилось на уроке?
1. Разгадывание кроссворда. У каждой группы лист с кроссвордом и задания.
– Давайте посмотрим, как вы запомнили названия частей компаса. Проверка.
2. Рефлексия. Самооценка настроения. Если вам понравилось на уроке смеющееся солнышко, если не очень – грустное солнышко. Спасибо за работу на уроке.
VII. Задание на дом.
1) С. 80–81 читать– Только ли по компасу можно находить стороны горизонта?
1. Рассказ Е. Пермяка.
Послушайте рассказ Е. Пермяка “Знакомые следы” (книга)
Однажды ребята возвращались со станции в своё прямой дорогой через лес. Ближе и веселее. Хорошо бежится по первому снегу. А на снегу множество всяких следов. Какой след, чей? Ребята не знают, а бегают по ним. Бегали, бегали и заблудились. Испугались ребята, кое-кто даже слезу пустил!
И вдруг Никишка увидел знакомые следы. Из всех следов, которые ему показывал дедушка, он только эти и запомнил. По ним ребята и вышли к своему селу.
– Как вы думаете, какие следы помогли ребята. Найти в книгах, как можно ещё определить стороны горизонта без компаса.