Задачи урока.
1) Обобщить, осмыслить с новой точки зрения знания детей о сторонах горизонта. Учить определять стороны горизонта по компасу.
2) Формировать умения воспринимать проблему, сравнивать, уметь обобщать, делать выводы.
3) Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления.
Оборудование: учебник “Мы и окружающий мир”, кроссворд для групповой работы, материалы для практической работы (иголки, нитки, лист бумаги), компасы, книга Е. Пермяка.
Ход урока
I. Организация класса на занятие.
– А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “ пять”!
II. Актуализация знаний.
1. Беседа.
– Ребята, назовите тему, над которой мы работаем уже несколько уроков? (Ориентирование)
– Что означает слово “ориентирование”?
(Ориентирование – определение местоположения человека на местности.)
2. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. См. стр. 261 пособие.
– А что нам помогает в ориентировании, вы узнаете из сказки.
Инсценирование сказки. Что же помогает нам находить правильный путь? (Знание сторон горизонта: север, юг, запад, восток)
– Почему люди назвали стороны горизонта именно так, что послужило первопричиной этому?
Издавна люди наблюдали за солнцем, звёздами.
Восток – сторона восхода Солнца.
Юг – сторона полуденного Солнца (Солнце в полдень всегда находится в этой стороне).
Запад – сторона заката Солнца.
Север – сторона Полярной звезды (ночью) и где Солнце не бывает никогда.
III. Сообщение темы и цели урока.
1) Беседа.
Да, совершенно верно, люди издавна определяли своё местоположение днём – по Солнцу, а ночью – по Полярной звезде!
Ученик: А как быть, если ни днём, ни ночью не видно ни солнца, ни Полярной звезды?
Очень хороший вопрос, вот на него мы и попытаемся ответить.
2) Рассказы уч-ся о том, как определяли стороны горизонта (рассказы, повести, фильмы)
Ученик. Я читал книгу о викингах. В ней рассказывалось о том, как во время путешествий, вождь использовал чашу с водой, в которой плавали металлические рыбки. Куда эти рыбки смотрели в чаше, туда и направлялся корабль. Вождь викингов называл их “ мои рыбки” никому не показывал.
Ученица. А в фильме “Пещера золотой розы”, чтобы определить направление мальчик использовал металлических жучков, которые выстраивались в определённом порядке стрелкой, и стрелка эта показывала направление их пути.
3) Практическая работа.
– На столах у вас лежат листочки, нитки, иголки и магнит. Возьмите листок с ниткой, намагниченную иголку и проткните этот лист. Подержите за конец нити, дайте бумаге свободно повиснуть.
– Что происходит с бумагой? (Бумага покрутилась немного и остановилась в каком – то определённом положении, на что указывает конус иглы.)
– Покрутите нитку. Что происходит?
Микровывод. То же самое. Иголка у вас показывает то же направление. Мы с вами создали простейший прибор для определения сторон горизонта. А что это за прибор вы узнаете из загадки.
4) Загадка.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой.
– Кто знает, что это за прибор? (Компас)
Совершенно верно. А как вы думаете, что такое компас? (Ответы уч-ся Компас – это устройство для правильного определения направления всякого движения по поверхности планеты)
5) Работа по словарю Ожегова. А сейчас мы с вами прочитаем определение слова компас по словарю Ожегова.
Компас – прибор для определения стран света (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север)
– А кому может пригодиться компас? (ответы уч-ся)
6) Современный и китайский компас.
– Поднимите руку те, кто видел вот эти приборы где-нибудь? Как называются? Где видели? (на рисунках в книгах, в передачах по ТV, в школьном кружке.)
Эти приборы называются одинаково, компас. Но первый – древний китайский, а второй – современный, для школьников.
– Что знаем о китайском компасе?
Ученица. Китайский компас. Самый первый китайский компас. Его изобрели более двух тысяч лет тому назад в Китае. А европейцы узнали только в ХIV веке.
Второй компас – современный.
– Ребята, как вы думаете, какой из двух компасов удобнее? Почему?
(Самый первый компас был громоздкий. Его нельзя было положить в карман или сумку. Поэтому на протяжении многих веков его дорабатывали.)
Современный компас прост и удобен в использовании. Он может использоваться любым человеком.
7) Работа с современным компасом. Возьмите в руки компас и рассмотрите его.
– Назовите части современного компаса.
- Корпус (футляр)
- Стрелка.
- Стержень, на который крепится стрелка.
- По окружности корпуса деления и написаны буквы С, Ю, З, В.
- Сбоку зажим.
– И пока что непонятно, а как же работает этот прибор? Об этом узнаем позднее!
IV. Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем.
И немножко отдохнём (потягивание).
Вправо, влево потянитесь (повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки вбок!
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом, вприпрыжку …
Молодцы! Вы ребятишки!
V. Ориентирование по компасу.
1. Повторение. Части компаса.
– Отдохнули! Продолжим работу! Повторим части компаса.
– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наш компас заработал? (Ответы уч-ся)
2. Практическая работа с компасом. Положите корпус компаса на вашу руку. Осторожно откройте зажим.
– Что происходит со стрелкой? (Начала двигаться) Значит, стрелка не приклеена на стержень, она свободно вращается на стержне.
– Осторожно поворачиваем корпус, чтобы острие стрелки, совпало с буквой С. Стрелка показывает на север. Противоположный конец стрелки показывает на юг, слева – запад, справа – восток.
– Совпало ли направление стрелки в компасе с направлением иголки в нашем простейшем компасе с листком бумаги и ниткой?
Давайте повторим. Там, где стрелка компаса указывает на букву С – север, противоположная ей сторона, это – …., слева – …., справа – …...
3. Правила работы с компасом.
Совпали ли наши выводы о работе с компасом с правилами на доске? Что нужно обязательно помнить, когда вы идёте в лес за грибами?
4. Работа в группах. Практическая работа. Определение нахождения предмета в кабинете. (1 группа – картина, 2 группа – стол учителя, 3 группа – доска, 4 группа – ваза
5. Работа по учебнику. С. 80
– Как вы думаете, на чём основана работа компаса?
А теперь давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике с. 80.
– Действие компаса основано на явлении магнетизма. Стрелка движется, потому что сама наша планета Земля является огромным магнитом.
6. Применение компаса в жизни. Где может пригодиться компас? (в авиации, мореплаваниях, походах, в лесу, когда люди идут собирать грибы, в спортивных соревнованиях (спортивное ориентирование – в сентябре этого года проходили соревнования по спортивному ориентированию в нашем городе – команда нашей школы № 45 заняла 2 место)
Интересно, все люди говорят компас (ударение на 1 слог), а вот моряки – компас – ударение на 2 слог.
VI. Подведение итога урока.
– Что нового узнали? Что особенно запомнилось на уроке?
1. Разгадывание кроссворда. У каждой группы лист с кроссвордом и задания.
– Давайте посмотрим, как вы запомнили названия частей компаса. Проверка.
2. Рефлексия. Самооценка настроения. Если вам понравилось на уроке смеющееся солнышко, если не очень – грустное солнышко. Спасибо за работу на уроке.
VII. Задание на дом. 1) С. 80–81 читать
– Только ли по компасу можно находить стороны горизонта?
1. Рассказ Е. Пермяка.
Послушайте рассказ Е. Пермяка “Знакомые следы” (книга)
Однажды ребята возвращались со станции в своё прямой дорогой через лес. Ближе и веселее. Хорошо бежится по первому снегу. А на снегу множество всяких следов. Какой след, чей? Ребята не знают, а бегают по ним. Бегали, бегали и заблудились. Испугались ребята, кое-кто даже слезу пустил!
И вдруг Никишка увидел знакомые следы. Из всех следов, которые ему показывал дедушка, он только эти и запомнил. По ним ребята и вышли к своему селу.
– Как вы думаете, какие следы помогли ребята. Найти в книгах, как можно ещё определить стороны горизонта без компаса.