Тип урока: изучение новых знаний.
Форма урока: урок – заочное путешествие.
Цели: образовательная – познакомиться с основными чертами рельефа, климата и внутренних вод Австралии, объяснить их отличительные черты, показать их взаимозависимость и взаимовлияние друг на друга.
Развивающая – научить и развить умение составлять комплексную характеристику территории, используя различные виды карт, выявлять причинно-следственные связи между природными явлениями и компонентами.
Воспитательная – воспитывать уважительное отношение друг к другу, работая в команде над общими задачами.
Оборудование: физическая карта Австралии, атлас 7-го класса (карты тектоническая, климатическая, физическая), презентация.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Работа в группах (4) по комплексному исследованию рельефа, климата и внутренних вод Австралии.
Класс делится на группы по 6-7 человек. В каждой группе выбирается руководитель экспедиции (наиболее сильный ученик), геоморфологи (2), климатологи (2) и гидрологи (2). Каждой группе выдается лист с заданиями. Время исследований – 20 минут.
Учитель: ребята, сегодня Вы совершите путешествие в Австралию, для того, чтобы познакомиться с отличительными чертами ее природы – рельефа, климата и внутренних вод. Хотя Австралия и является самым маленьким материком, однако исследовать даже маленький материк целиком очень сложно. Поэтому вы разбиваетесь на группы и направляетесь в разные районы материка – 1 группа на восток материка, 2 группа на север материка, 3 группа работает в центральных районах, 4 группа – на юге. В каждой группе должны быть геоморфологи (ученые, занимающиеся формами рельефа), климатологи (занимаются изучением климата), гидрологи (занимаются изучением внутренних вод) – должности ребята выбирают самостоятельно. Руководитель экспедиции составляет отчет и делает выводы о полученных результатах исследований. Время исследования – 20 минут
3. Отчет о проделанной работе.
1 группа(восток Австралии): геоморфологи: восток Австралии находится в области древней складчатости, значит в рельефе он представлен старыми горами Большого Водораздельного хребта. О древности гор свидетельствует их высота 1000 – 1500 м. Высшая точка – г. Косцюшко 2 228 м. Горы сильно разрушены с пологими вершинами.
Из-за высоты оледенения в них нет, вулканов тоже нет.
Климатологи: Большой водораздельный хребет находится в 3-х климатических поясах – субэкваториальном, тропическом и субтропическом. На восточных склонах гор выпадает наибольшее количество осадков.(1550 мм) из за влияния ветров с Тихого океана. Температуры зависят от климатического пояса от 10° – 25° в июле (это зима) и 20° – 30° в январе (это лето).
Гидрологи: внутренние воды представлены наиболее полноводными реками. Характер течения горный. Самая крупная – Муррей и ее приток Дарлинг.
Руководитель экспедиции: Т. о горный рельеф оказывает влияние и на внутренние воды (на характер течения рек) и на климат (задерживает наветренными склонами гор осадки).
2 группа (Север Австралии) . Геоморфологи: В основе большей части материка – устойчивая древняя платформа. Следовательно в рельефе преобладают равнины. На побережье – низменности до 200 м, далее возвышенности до 500 м.
Климатологи: наша территория находится в субэкваториальном климате. Значит, осадки выпадают по сезонам года – летом при господстве Экваториальных Воздушных Масс (ЭВМ). Летом температура 15°-20° С, зимой – 25°-26°С.
Гидрологи – небольшие реки полноводны летом из-за летних дождей. Реки равнинного течения. Есть небольшие озера.
Руководитель экспедиции: Т.о. равнинный рельеф оказывает влияние на равнинный характер течения рек. На климат оказывют большее влияние ЭВМ.
3 группа (центральные районы Австралии). Геоморфологи – в основании большей части материка находится древняя устойчивая платформа. Значит рельеф представлен равнинами высотой 500 – 1000 м. По окраине материка расположены краевые низменности высотой до 200 м.
Климатологи: центральные района материка расположены в тропическом климате. Это самый засушливый климатический пояс, в Австралии на него попадает наиболее протяженная часть материка с запада на восток. Т.е океанические ветры не доходят до центра материка (тропический континентальный климат). Поэтому Австралия – самый засушливый материк – к-во осадков до 200 мм.
Гидрологи: поэтому внутренние воды центральных областей представлены пересыхающими руслами рек – криками, и солеными озерами. Здесь же находится озеро Эйр, изменяющее очертания берегов и большой артезианский бассейн – запас подземных вод.
Руководитель экспедиции: тропический пояс и протяженность материка с запада на восток обуславливают формирование засушливого климата. Засушливый климат формирует крики и соленые озера.
4 группа (южные районы Австралии) геоморфологи: В основе большей части материка – устойчивая древняя платформа. Следовательно в рельефе преобладают равнины. На побережье – низменности до 200 м, далее возвышенности до 500 м.
Климатологи: климатический пояс субтропический. Ветер с океана не действует. Поэтому осадков выпадает около 500 мм. Понижения температуры зимой могут быть до 0° С. Летом + 20° – 23°С.
Гидрологи: небольшие реки равнинного характера течения.
Руководитель экспедиции: равнинный рельеф влияет на равнинный характер течения рек. На климат оказывают влияние тропические и умеренные воздушные массы.
4. Поурочный вывод.
Учитель: Т.о. по результатам ваших исследований мы создали комплексную характеристику различных областей Австралии. Австралия является самым плоским материком из-за древней платформы, самым засушливым материком из-за тропического климата и протяженности материка с запада на восток. Из-за засушливости климата на материке находится Большой Артезианский бассейн и большое количество криков. Т.е все природные компоненты связаны между собой.