Слова с непроверяемыми гласными в корне. Экскурс в этимологию слова

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Цели:

  1. Закреплять использование способов:1) сопоставление слов с полногласными и неполногласными сочетаниями для слов с непроверяемыми гласными в корне.
  2. Экскурс в этимологию слова (поиск исторического корня).
  3. Развивать речь, память, обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные качества.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Оборудование:

  1. Учебник “Русский язык” для 3 класса, автор – Л.Я.Желтовская.
  2. Компьютер, проектор.
  3. Презентация.
  4. Запись звучания колоколов.
  5. Индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд № 1.

2. Подготовительный этап. Сообщение темы. Создание эмоционального настроя.

– Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться писать слова с непроверяемыми гласными в корне, нам будут помогать чередования с полногласными и неполногласными сочетаниями.

– Проверим, как вы готовы к уроку.

Слайд №2 “Настроение”. (Дети выбирают, какое настроение им подходит.)

3. Работа со словарными словами.

1) – Назовите чередования, которые нам помогают при проверке безударных гласных в корне.

(Записать как чистописание: оро//ра, оло//ла, ере//ре.)

2) Загадка. Упр. 16(стр.112)

Чьи признаки названы в загадке?

Слайд №3.

Сама пестрая, ест зеленое, даёт белое.

орова, трава, молоко.)

– Какое из этих слов можно проверить?

(трава – травы)

– Можно ли к словам корова и молоко подобрать слова с неполногласием?

Эти слова необходимо запомнить. Для этих слов тоже есть подсказки (стр.111).

3) Почему в народе так говорят? Слайд № 4.

(Народные изречения).

У коровы молоко на языке.

(Пословица: хороший удой зависит от хорошего корма, чтобы корова была здоровая и производила много молока, а впоследствии и мяса, ее необходимо хорошо кормить.)

Корова черна, да молоко у неё бело.

Как корова языком слизала.

(Значение фразеологизма: исчезло начисто, как сквозь землю провалилось.)

– Запишите первую пословицу, подчеркните орфограммы.

4) Подбери слова с чередованиями. Слайд № 5.

город – град
короткий – краткий
голос – глас
голова – глава
оболочка – облако
деревня – древо
середина – среда, средний

4. Экскурс в этимологию слова.

Слайды № 7–13.

Упражнение 18, стр. 112.

Рассмотри рисунки. Что на них изображено? Напиши эти названия.

Заметьте! Все эти слова имеют общий исторический корень -коло– в значении “круглое” ( около, околица).

Название

Значение слова

Скоморох Странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.

Кисти пояса скоморохи украшали бубенчиками. В Новгороде археологи находят бубенчики в слоях с X по XV вв. Одни из них использовались как привески к одежде, другие могли входить в комплект музыкальных погремушек.

Звон подвесок должен был, по языческим поверьям, отгонять от людей злых духов.

Колобок Уменьшительное от “колоб”.

(скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клецка из пресного теста).

Колокол  
Кольчуга Доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием.
Колесо Загадка.

Большой брат меньшего не догонит. (Отгадка: тележные колёса)

Колодец  
Коловоро?т 1) Ручной инструмент для сверления отверстий в дереве и других мягких материалах, с ручкой в виде скобы (колена).
2) Славяне называли свастику "коловорот"; слово это происходит от слова "коло" – круг. От этого же слова происходят "КОЛОворот" (бур), "КОЛесо", "КОЛьцо". Слово "коловорот" равнозначно "круговороту", и означает вечное вращение всего. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает, вновь рождается... Неизменным остается лишь центр вращения – Род.
Колода Часть бревна, выдолбленная внутри.

5.Физминутка “Колобок”. Слайды №14–19.

6. Многозначность слов. Слайд № 20.

Загадка. Упр. 19 (стр.113)

– О каких цветах так говорят? В каком значении употреблено слово язычок? Запишите загадку и отгадку, подчеркните орфограммы.

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
олокольчики.)

7. Разновидности колоколов. Слайды № 21–24.

Упр. 20. Отрывок из книги Л.Яхтина “Колокола России”.

– О каких разновидностях колоколов вы прочитали? Какие “голоса” у колоколов?

1) звоник, бубенчик;
2) колокольцы-ботало;
3) рында – корабельный колокол;
4) колокола церковной звонницы;
5) набат;

8. Музыкальная запись “Церковный звон”.

9. Домашнее задание. Упр. 22. Слайд № 25.

10. Итог урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Слайды № 26 – 27.

Сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
у меня получилось …
меня удивило…
мне захотелось…

Презентация