Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Цели:
- Закреплять использование способов:1) сопоставление слов с полногласными и неполногласными сочетаниями для слов с непроверяемыми гласными в корне.
- Экскурс в этимологию слова (поиск исторического корня).
- Развивать речь, память, обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные качества.
Воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык” для 3 класса, автор – Л.Я.Желтовская.
- Компьютер, проектор.
- Презентация.
- Запись звучания колоколов.
- Индивидуальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд № 1.
2. Подготовительный этап. Сообщение темы. Создание эмоционального настроя.
– Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться писать слова с непроверяемыми гласными в корне, нам будут помогать чередования с полногласными и неполногласными сочетаниями.
– Проверим, как вы готовы к уроку.
Слайд №2 “Настроение”. (Дети выбирают, какое настроение им подходит.)
3. Работа со словарными словами.
1) – Назовите чередования, которые нам помогают при проверке безударных гласных в корне.
(Записать как чистописание: оро//ра, оло//ла, ере//ре.)
2) Загадка. Упр. 16(стр.112)
Чьи признаки названы в загадке?
Слайд №3.
Сама пестрая, ест зеленое, даёт белое.
(Корова, трава, молоко.)
– Какое из этих слов можно проверить?
(трава – травы)
– Можно ли к словам корова и молоко подобрать слова с неполногласием?
Эти слова необходимо запомнить. Для этих слов тоже есть подсказки (стр.111).
3) Почему в народе так говорят? Слайд № 4.
(Народные изречения).
У коровы молоко на языке.
(Пословица: хороший удой зависит от хорошего корма, чтобы корова была здоровая и производила много молока, а впоследствии и мяса, ее необходимо хорошо кормить.)
Корова черна, да молоко у неё бело.
Как корова языком слизала.
(Значение фразеологизма: исчезло начисто, как сквозь землю провалилось.)
– Запишите первую пословицу, подчеркните орфограммы.
4) Подбери слова с чередованиями. Слайд № 5.
город – град
короткий – краткий
голос – глас
голова – глава
оболочка – облако
деревня – древо
середина – среда, средний
4. Экскурс в этимологию слова.
Слайды № 7–13.
Упражнение 18, стр. 112.
Рассмотри рисунки. Что на них изображено? Напиши эти названия.
Заметьте! Все эти слова имеют общий исторический корень -коло– в значении “круглое” ( около, околица).
Название |
Значение слова |
Скоморох | Странствующие актеры в Древней Руси,
выступавшие как певцы, острословы, музыканты,
исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Кисти пояса скоморохи украшали бубенчиками. В Новгороде археологи находят бубенчики в слоях с X по XV вв. Одни из них использовались как привески к одежде, другие могли входить в комплект музыкальных погремушек. Звон подвесок должен был, по языческим поверьям, отгонять от людей злых духов. |
Колобок | Уменьшительное от “колоб”. (скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клецка из пресного теста). |
Колокол | |
Кольчуга | Доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. |
Колесо | Загадка. Большой брат меньшего не догонит. (Отгадка: тележные колёса) |
Колодец | |
Коловоро?т | 1) Ручной инструмент для сверления
отверстий в дереве и других мягких материалах, с
ручкой в виде скобы (колена). 2) Славяне называли свастику "коловорот"; слово это происходит от слова "коло" – круг. От этого же слова происходят "КОЛОворот" (бур), "КОЛесо", "КОЛьцо". Слово "коловорот" равнозначно "круговороту", и означает вечное вращение всего. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает, вновь рождается... Неизменным остается лишь центр вращения – Род. |
Колода | Часть бревна, выдолбленная внутри. |
5.Физминутка “Колобок”.
Слайды №14–19.6. Многозначность слов.
Слайд № 20.Загадка. Упр. 19 (стр.113)
– О каких цветах так говорят? В каком значении употреблено слово язычок? Запишите загадку и отгадку, подчеркните орфограммы.
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики.)
7. Разновидности колоколов.
Слайды № 21–24.Упр. 20. Отрывок из книги Л.Яхтина “Колокола России”.
– О каких разновидностях колоколов вы прочитали? Какие “голоса” у колоколов?
1) звоник, бубенчик;
2) колокольцы-ботало;
3) рында – корабельный колокол;
4) колокола церковной звонницы;
5) набат;
8. Музыкальная запись “Церковный звон”.
9. Домашнее задание. Упр. 22.
Слайд № 25.10. Итог урока.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Слайды № 26 – 27.
Сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
у меня получилось …
меня удивило…
мне захотелось…