Цель: формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности при обращении с огнём.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей появления огня.
- Закрепить знания об огне как источнике жизни, тепла, источнике опасности.
- Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожара.
- Познакомить со средствами пожаротушения.
- Учить набирать номер 01 на телефоне и разговаривать с дежурным пожарной части (четко знать и называть свой адрес).
Развивающие:
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Формировать правильное отношение к огнеопасным предметам; элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара.
- Развивать внимание, память и речь детей.
- Развивать быстроту реакции, ловкость и сообразительность.
Воспитательные:
- Проводить профилактику страха перед огнем.
- Воспитывать чувство уверенности в своих силах, культуру поведения в быту.
- Прививать чувство ответственности.
- Воспитывать осторожность при обращении с огнем.
- Воспитывать у детей дошкольного возраста осознанное отношение к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности
Приоритетная образовательная область – «Безопасность».
Интегрируемые образовательные области – «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура».
Область «Познание»
- Формировать элементарные представления об истории человечества.
- Расширять представления о профессии «пожарный».
Область «Коммуникация»
- Развивать речь как средство общения.
- Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.
Область «Социализация»
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
- Формировать сочувствие, отзывчивость.
Область «Чтение художественной литературы»
- Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.
Область «Здоровье»
- Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.
- Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.
Область «Физическая культура»
- Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.
Предварительная работа: Чтение С.Маршак «Пожар», К.Чуковский «Путаница», Л.Толстой «Пожарные собаки»; дидактическая игра «Угадай профессию»; беседа «Спички детям не игрушка», рассматривание иллюстраций о пожаре, рисование пожарной машины, загадки, разучивание стихотворений.
Оборудование: иллюстрации «Мамонты», «Пещерные люди», о правилах поведения при пожаре, художественная литература, кукла Лена, свечи, спички, камни, палочки, кубики для «костра», фонограмма песни «Чунга-чанга».
Ход занятия
1. Беседа «Огонь – наш друг».
Воспитатель:
– Дети, мы сегодня с вами будем говорить об огне. Мы узнаем, когда огонь является другом человека, а когда огонь бывает нам врагом.
– Не всегда жизнь человека была такой, как сейчас. Древние люди жили как животные. Пользовались только тем, что давала сама природа. А как вы думаете, где они могли жить?
(ответы детей)
Воспитатель:
– А чем они могли питаться?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Вы много рассказали о жизни древних людей. Я немного дополню. Жили древние люди в пещерах, ели то, что находили в лесу: корешки, ягоды, плоды, яйца птиц, а также то, что добывали на охоте. Но вот однажды какой-то первобытный человек сделал из ветки палку и стал сбивать плоды с дерева. Так стало значительно удобнее добывать пищу. Остальные последовали этому примеру. Другой человек взял острый камень и использовал его как топор или нож, или молоток. Благодаря таким открытиям жизнь людей заметно улучшилась.
А что же было важным открытием древнего человека?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Отгадайте загадку «Красный петушок по жердочке бежит» Что это?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Действительно, замечательным открытием было овладение огнём. Никто не знает, как это произошло, но, наверное, начало было таким….
Когда-то от молнии загорелось дерево, начался лесной пожар. Люди в ужасе убежали… Но только один смелый и любознательный человек догадался взять горящий кусок дерева двумя палками и отнести в свою пещеру. Однако, если огонь не поддерживать, то что с ним произойдёт?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Как вы думаете, каким образом древний человек смог поддерживать огонь?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Да, вероятнее всего, когда он принёс огонь в свою пещеру, то положил в него сухие веточки и так стал поддерживать его постоянно. Как вы считаете, для чего нужен был огонь в пещере?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Верно, человек получил от огня тепло и свет. Можно было готовить на огне пищу. Мы полагаем, что вот так появился полезный огонь в жилище человека. Но как мы с вами уже выяснили, этот огонь, добытый от молнии, нужно было постоянно поддерживать. Значительно позже человек научился получать огонь тогда, когда ему было нужно. Как же ему это удавалось? Кто-нибудь из вас, может быть знает об этом?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Вот кто-то из людей заметил, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочки нагреются и будут тлеть. Можно раздуть на них пламя. Предлагаю вам попробовать получить огонь таким способом. (воспитатель раздаёт палочки)
Вывод: такой способ очень трудный и долгий.
Воспитатель:
– Другой способ добывания огня возник , наверное, так. Человек обрабатывал одним камнем другой, чтобы сделать из него, например, топор, и видел, что из камня высекаются искры. И кто-то впервые догадался подложить под искры пучок сухой травы, чтобы от него зажечь костёр. Предлагаю попробовать этим способом получить огонь
(воспитатель раздаёт камни)
Вывод: такой способ очень трудный и долгий.
Воспитатель:
– Но прошло много лет и человек нашёл новый способ получения огня. Как вы думаете, как в наше время можно получить огонь?
(ответы детей)
Воспитатель:
– А в наше время где человек использует огонь?
(ответы детей)
Воспитатель:
Да, правильно. Огонь служит на благо человека. Он – наш друг. Древние люди поклонялись огню, считали его божеством. Они устраивали танцы возле костра и при этом произносили заклинания, чтобы огонь не погас, грел их. Давайте и мы попробуем станцевать такой же танец вокруг нашего «костра».
2. Физминутка.
Танец под фонограмму песни «Чунга-чанга» вокруг импровизированного костра.
3. Беседа «Огонь – наш враг»
Воспитатель:
– Ой, ребята, чем это пахнет? Кажется где-то что-то горит! (Появляется кукла Лена в обгоревшей одежде, она здоровается с детьми)
Воспитатель:
– Ой, кто это? Я даже не узнала тебя, Лена ! Дети, как вы думаете, что же произошло с Леной?? В какую беду она могла попасть?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Лена, а наши ребята знают много правил как вести себя с огнём. Они тебе расскажут, а ты сядь со мной и послушай.
(рассказы детей, рассказывание стихотворений)
Воспитатель:
– А если пожар произошёл, подскажите, ребята, Лене что надо делать?
(ответы детей)
Вывод:
- Если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом.
- Нельзя тушить водой горящие электроприборы.
- Нельзя прятаться во время пожара в дальних углах, под кроватью, за шкафом – опасен не только огонь, но и дым, можно задохнуться.
- Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.
- Если на тебе вдруг загорелась одежда, не вздумай бежать: остановись, падай на пол, катайся по полу, пока пламя не погаснет
Воспитатель:
– Ребята, расскажите Лене:
– Люди какой профессии борются с пожарами?
– Как правильно вызвать пожарных по телефону?
– Как это они делают и что им для этого нужно?
– Как выглядит пожарный?
– Кто назовёт предметы, необходимые для тушения пожара?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Ты слышала, Лена, как много дети знают правил. Посмотри, сколько много у них книжек про огонь. Мы думаем, что, ты, запомнила правила и с тобой больше не случится такой беды. Расскажи эти правила своим друзьям, чтобы и с ними не случилось этого.
4. Итог.
Воспитатель:
– О чём мы сегодня с вами говорили?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Что нового узнали?
(ответы детей)
Воспитатель:
– Если правильно обращаться с огнём, то он нам кем будет…
(ответы детей)
Воспитатель:
– А если нарушать правила безопасности, то огонь нам кем будет…
(ответы детей)