НОД по освоению образовательной области "Безопасность" в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет. Тема: "Огонь – наш друг, огонь – наш враг"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности при обращении с огнём.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей появления огня.
  • Закрепить знания об огне как источнике жизни, тепла, источнике опасности.
  • Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожара.
  • Познакомить со средствами пожаротушения.
  • Учить набирать номер 01 на телефоне и разговаривать с дежурным пожарной части (четко знать и называть свой адрес).

Развивающие:

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Формировать правильное отношение к огнеопасным предметам; элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара.
  • Развивать внимание, память и речь детей.
  • Развивать быстроту реакции, ловкость и сообразительность.

Воспитательные:

  • Проводить профилактику страха перед огнем.
  • Воспитывать чувство уверенности в своих силах, культуру поведения в быту.
  • Прививать чувство ответственности.
  • Воспитывать  осторожность  при обращении с огнем.
  • Воспитывать у детей дошкольного возраста осознанное отношение к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности

Приоритетная образовательная область – «Безопасность». 

Интегрируемые образовательные области – «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура». 

Область «Познание» 

  1. Формировать элементарные представления об истории человечества.
  2. Расширять представления о профессии «пожарный».

Область «Коммуникация» 

  1. Развивать речь  как средство общения. 
  2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. 

Область «Социализация» 

  1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. 
  2. Формировать сочувствие, отзывчивость.

Область «Чтение художественной литературы» 

  1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.

Область «Здоровье» 

  1. Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов. 
  2. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности. 

Область «Физическая культура»

  1. Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Предварительная работа: Чтение С.Маршак «Пожар», К.Чуковский «Путаница», Л.Толстой «Пожарные собаки»; дидактическая игра «Угадай профессию»; беседа «Спички детям не игрушка», рассматривание иллюстраций о пожаре, рисование пожарной машины, загадки, разучивание стихотворений.

Оборудование: иллюстрации «Мамонты», «Пещерные люди», о правилах поведения при пожаре, художественная литература, кукла Лена, свечи, спички, камни, палочки, кубики для «костра», фонограмма песни «Чунга-чанга».

Ход занятия

1. Беседа «Огонь – наш друг».

Воспитатель:

– Дети, мы сегодня с вами будем говорить об огне. Мы узнаем, когда огонь является другом человека, а когда огонь бывает нам врагом.

– Не всегда жизнь человека была такой, как сейчас. Древние люди жили как животные. Пользовались только тем, что давала сама природа. А как вы думаете, где они могли жить?

(ответы детей)

Воспитатель:

– А чем они могли питаться?

(ответы детей)

Воспитатель:

– Вы много рассказали о жизни древних людей.  Я немного дополню. Жили древние люди в пещерах, ели то, что находили в лесу: корешки, ягоды, плоды, яйца птиц, а также то, что добывали на охоте. Но вот однажды какой-то первобытный человек сделал из ветки палку и стал сбивать плоды с дерева. Так стало значительно удобнее добывать пищу. Остальные последовали этому примеру. Другой человек взял острый камень и использовал его как топор или нож, или молоток. Благодаря таким открытиям жизнь людей заметно улучшилась.

А что же было важным открытием древнего человека?

(ответы детей)

Воспитатель:

– Отгадайте загадку «Красный петушок по жердочке бежит»  Что это?

(ответы детей)

Воспитатель:

– Действительно, замечательным открытием было овладение огнём. Никто не знает, как это произошло, но, наверное, начало было таким….

Когда-то от молнии загорелось дерево, начался лесной пожар. Люди в ужасе убежали… Но только один смелый и любознательный человек догадался взять горящий кусок дерева двумя палками и отнести в свою пещеру. Однако, если огонь не поддерживать, то что с ним произойдёт?

(ответы детей)

Воспитатель:

– Как вы думаете, каким образом древний человек смог поддерживать огонь?

(ответы детей)

Воспитатель:

– Да, вероятнее всего, когда он принёс огонь в свою пещеру, то положил в него сухие веточки и так стал поддерживать его постоянно. Как вы считаете, для чего нужен был огонь в пещере?

(ответы детей)

Воспитатель:

– Верно, человек получил от огня тепло и свет. Можно было готовить на огне пищу. Мы полагаем, что вот так появился полезный огонь в жилище человека. Но как мы с вами уже выяснили, этот огонь, добытый от молнии, нужно было постоянно поддерживать. Значительно позже человек научился получать огонь тогда, когда ему было нужно. Как же ему это удавалось? Кто-нибудь из вас, может быть знает об этом?

(ответы детей)

Воспитатель:

– Вот кто-то из людей заметил, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочки нагреются и будут тлеть. Можно раздуть на них пламя. Предлагаю вам попробовать получить огонь таким способом. (воспитатель раздаёт палочки)

Вывод: такой способ очень трудный и долгий.

Воспитатель:

– Другой способ добывания огня возник , наверное, так. Человек обрабатывал одним камнем другой, чтобы сделать из него, например, топор, и видел, что  из камня высекаются искры. И кто-то впервые догадался подложить под искры пучок сухой травы, чтобы от него зажечь костёр. Предлагаю попробовать этим способом получить огонь

(воспитатель раздаёт камни)

Вывод: такой способ очень трудный и долгий.

Воспитатель:

– Но прошло много лет и человек нашёл новый способ получения огня. Как вы думаете, как в наше время можно получить огонь?

(ответы детей)

Воспитатель:

А в наше время где человек использует огонь?

(ответы детей)

Воспитатель:

Да, правильно. Огонь служит на благо человека. Он – наш друг. Древние люди поклонялись огню, считали его божеством. Они устраивали танцы возле костра и при этом произносили заклинания, чтобы огонь не погас, грел их. Давайте и мы попробуем станцевать такой же танец вокруг нашего «костра».

2. Физминутка.

Танец под фонограмму песни «Чунга-чанга» вокруг импровизированного костра.

3. Беседа «Огонь – наш враг»

Воспитатель:

– Ой, ребята, чем это пахнет? Кажется где-то что-то горит! (Появляется кукла Лена в обгоревшей одежде, она здоровается с детьми)

Воспитатель:

– Ой, кто это? Я даже не узнала тебя, Лена ! Дети, как вы думаете, что же произошло с Леной?? В какую беду она могла попасть?

(ответы детей)

Воспитатель:

– Лена, а наши ребята знают много правил как вести себя с огнём. Они тебе расскажут, а ты сядь со мной и послушай.

(рассказы детей, рассказывание стихотворений)

Воспитатель:

– А если пожар произошёл, подскажите, ребята, Лене что надо делать?

(ответы детей)

Вывод:

  • Если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом.
  • Нельзя тушить водой горящие электроприборы.
  • Нельзя прятаться во время пожара  в дальних углах, под кроватью, за шкафом – опасен не только огонь, но и дым, можно задохнуться.
  • Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.
  • Если на тебе вдруг загорелась одежда, не вздумай бежать: остановись, падай на пол, катайся по полу, пока пламя не погаснет

Воспитатель:

– Ребята, расскажите Лене:

– Люди какой профессии борются с пожарами?

– Как правильно вызвать пожарных по телефону?

– Как это они делают и что им для этого нужно?

– Как выглядит пожарный?

– Кто назовёт предметы, необходимые для тушения пожара?

(ответы детей)

Воспитатель:

– Ты слышала, Лена, как много дети знают правил. Посмотри, сколько много у них книжек про огонь. Мы думаем, что, ты, запомнила правила и с тобой больше не случится такой беды. Расскажи эти правила своим друзьям, чтобы и с ними не случилось этого.

4. Итог.

Воспитатель:

– О чём мы сегодня с вами говорили?

(ответы детей)

Воспитатель:

– Что нового узнали?

(ответы детей)

Воспитатель:

– Если правильно обращаться с огнём, то он нам кем будет…

(ответы детей)

Воспитатель:

– А если нарушать правила безопасности, то огонь нам кем будет…

(ответы детей)