Цели:
- закрепление и повторение полученных знаний о работе светофора;
- организовать путешествие по стране «Светофория»;
- вызвать желание у детей узнать больше о правилах дорожного движения;
- познакомить детей с работой светофора, регулирующего движение на дороге.
Предварительная работа:
- Наблюдение за работой светофора;
- дидактическая игра «Зелёный, жёлтый, красный»;
- Творческий рисунок «Транспорт», «Мой любимый вид транспорта»;
- Разучивание стихотворений о светофоре;
- Проведение беседы на тему: «Правила дорожного движения знать каждому положено».
Словарная работа: «Тротуар», «Пешеход», «Проезжая часть дороги».
Наглядный материал: дорожные знаки, руль, светофор, разноцветные воздушные шары.
Использованная литература: Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»//Старший воспитатель.– 2008 г. – с. 11.
Ход занятия
Праздничная программа проходит на улице с заранее расчерченными пешеходной дорогой, «Островком безопасности», дорожными знаками («Пешеходный переход», «Круговое движение», знаки сервиса).
Звучит музыкальное вступление: песня «Мы едем, едем, едем в далёкие края».
Ведущий: Рассаживайтесь поудобнее, места занимайте скорее. Вы очень дружно подпевали песню, значит любите походы и путешествия. И я вас приглашаю совершить сегодня необыкновенное путешествие. На карте нет такой страны, но правила её нужны детям и взрослым. Скажите, что же это за страна? (Ответ детей: «Светофория»). А главный закон этой страны – Правила Дорожного Движения. Для того, чтобы отправиться в эту страну мне нужны верные помощники. Предлагаю вам разделиться на две команды «Светофорик» и «Дорожные знаки». Занимайте свои места, мы отправляемся в страну «Светофорию».
(Звучит отрывок из «Песенки паровозика»).
Ведущий: Волшебный паровозик домчал нас до страны «Светофории». Вам, ребята, наверное, очень хочется познакомиться с жителями этой страны? (ответ детей). Чтобы лучше узнать страну, её жители и я будем задавать вам вопросы. За правильный ответ вы будете получать зелёный жетон, а за не правильный – красный. Кто же нас встречает?
Ребёнок:
Здесь на посту, в любое время,
Дежурит ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на постовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Регулировщик: Друзья, мы рады видеть вас у нас в гостях. Но, чтобы вы могли путешествовать по нашей стране, вам нужно пройти испытание. Я буду задавать вам вопросы, но отвечать на них не просто, кто знает правила движения, отвечайте без промедления! Итак, вопрос для команды «Светофорик»:
– Как называется место, для езды транспорта? (ответ: проезжая часть)
Вопрос для команды «Дорожные знаки».
– Где должны ходить пешеходы? (ответ: по тротуару)
Далее ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам:
– Какие бывают машины? (легковые и грузовые)
– Из каких частей состоит машина? (кабина, двери, окна, колёса)
– Кто водит автобус?
– Для чего нужен автобус? (для перевозки людей)
– По какому номеру телефона вызывают «скорую помощь»? (номер 03)
– По какому номеру телефона вызывают милицию? (номер 02)
– Что означает знак?
– Что означает красный сигнал светофор для пешехода? (переходить дорогу нельзя)
– Что означает жёлтый сигнал светофор? (сейчас будет смена сигнала)
– Какой перекрёсток называют регулируемым? (где есть светофор или регулировщик)
– Какой перекрёсток называют нерегулируемым? (где нет светофор или постового)
– Где ожидают автобус? (на автобусной остановке)
– На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (на зелёный)
Ведущий: Подводим итоги конкурса.
Регулировщик: Молодцы, вы справились с заданием. Предлагаем вам поиграть. (Вызывает несколько детей. Завязывает им глаза и таким образом предлагает им перемещаться по залу. После задаёт вопросы)
- Что вы испытывали, когда двигались?
- Как вы думаете, если у пешеходов и водителей будет беспорядочное движение, что произойдёт? (авария)
- А что помогает им не попасть в аварию? (знание ПДД)
Ведущий: Давно люди ходили пешком, но это было неудобно и медленно. Сначала они сели на лошадь, а затем на автомобиль. Тем, кто ехал, мешали пешеходы, так и начались дорожно-транспортные происшествии. Решили люди издать указ, который и стали считать первыми правилами дорожного движения.
Регулировщик: Итак, мы с вами в стране «Светофории». А кто из вас знает, кто управляет страной? Загадка:
Вам, ребята, он знаком
Нас встречает огоньком,
И на всех глядит в упор
Очень добрый ... (Светофор.)
Выходит Светофор.
Светофор: Здравствуйте, ребята! Я очень рад приветствовать вас в моей стране «Светофории». Я вам предлагаю следующее задание: конкурс стихов о светофоре. (За каждое стихотворение зелёный жетон)
Чтоб тебе помочь1.
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь
Зелёный, жёлтый, красный.
2. Помогает с давних пор
Пешеходам светофор,
Он сигнал нам подаёт
Ждать или идти вперёд.
Светофор, светофор –
Нам помощник с давних пор.
3. Наш домик-светофор
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
4. Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
Красный цвет нам скажет «нет».
Сдержанно и строго
Жёлтый цвет даст совет
Подождать немного.
А зелёный свет горит
Проходите говорит.
Подводятся итоги конкурса.
Светофор: Спасибо, ребята! Дидактическая игра «Красный, жёлтый, красный»
На светофоре – красный свет!
Опасен путь – прохода нет.
А если жёлтый свет горит,
Он приготовиться говорит.
Зелёный вспыхнул впереди,
Свободен путь переходи.
В игре все дети – пешеходы. Когда регулировщик показывает на светофоре жёлтый свет, дети выстраиваются в круг и готовятся к движению, когда зажигается зелёный свет можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте. Сделавший ошибку выбывает из игры.
Светофор: Я вам предлагаю следующий конкурс, командам надуть шарики, которые соответствуют сигналам светофора, и расположить их в последовательности смены сигналов. Кто первый выполнит задание, тот и выиграл. Задание выполняется под музыку. (Жюри подводит итог конкурса)
Регулировщик: В нашей стране живут шофёр и пешеход, которые соблюдают правила дорожного движения.
Ведущий: А теперь следующее задание для команд – «Водитель». Из каждой команды нужен один водитель и три пассажира. Водитель должен внимательно ехать по дороге и следить за знаками и светофором. В «Детском саду» забрать маму с ребёнком, а в поликлинике – больного, и привести всех домой. Итак, приготовились, поехали.
(Жюри подводит итог конкурса.)
Игра-разминка: «Гараж»
Потребуются обручи для стоянки машин.
Дети бегут по кругу под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к
гаражам и занимают место. Оставшиеся без места, выбывают из игры.
Светофор: В стране «Светофории» живут и дорожные знаки, помощники на дороге. Конкурс: «Дорожный знак». Командам нужно разложить знаки в обручи запрещающие и предупреждающие. (Дети под музыку сортируют знаки)
Ведущий: Ну, вот и всё готово. Просим жюри оценить выполнение задания.
Ведущий: И, наконец, последнее задание: «Конкурс рисунков». Вам нужно с закрытыми глазами на асфальте нарисовать машину. Итак, начинаем. (Звучит музыка) (Жюри подводит итог конкурса)
Регулировщик: Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и ребёнок. И вы запомните их, а дома расскажите своим братьям и сестрам, друзьям и игрушкам. Не нарушайте их, тогда у вас не будет несчастных случаев на дорогах.
Светофор: На улице будьте внимательны, дети, Твёрдо запомните правила эти. Правила эти помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда.
Ведущий: Наше путешествие по стране «Светофория» подходит к концу. Давайте для жителей этой страны, исполним веселую песню.
На мелодию песни «Улыбка»:
Никогда, нигде не забывай
Пешеходом быть внимательным, хорошим,
На проезжей части не играй
И на тротуаре не толкай прохожих
И тогда наверняка не получишь синяка,
И считать тебе не надо будет шишек.
Даже строгий постовой –
Старый или молодой –
Станет другом для девчонок и мальчишек.
Ведущий: А теперь просим жюри огласить нам, какая из команд победила в нашем состязании.
(Команды награждаются дорожными знаками, сладкими призами.)