Все мы знаем, что главными воспитателями своих детей являются родители.
Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребенка.
Но мы видим, что в последнее время родители всю ответственность за воспитание ребёнка перекладывают на детский сад и школу.
Осознавая огромную роль семьи в развитии подрастающего поколения, Министерство образования и науки РФ в новых ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы включило взаимодействие с семьями детей в объем обязательной части программы.
Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности отцами, – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в нашей группе.
Не стоит воспринимать мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, так как его интеллектуальный вклад в воспитание ребёнка очень важен.
Отец, как и мать, – первый человек, с которым ребёнок встречается в жизни. Можно утверждать, что если ребёнок в силу ряда обстоятельств был обделён любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться её дарить и понимать. Одна мама, отдавая всё своё тепло и нежность, никогда не сможет обеспечить ребёнка той поддержкой и любовью, которые ему может дать отец. Потеряв доверие к отцу, ребёнок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других.
Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца или заменяющего его мужчины мальчик не сможет получить представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи – защитника и опекуна.
Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между мамой и папой как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начнёт искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом. Если мать – источник жизни и тепла, то отец – источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова.
В связи с этим разработала технологию проекта «Папа может всё»
Цель проекта: найти эффективные средства и пути передачи навыков и знаний отцов своим детям; помочь детям адаптироваться в современной жизни; повысить эффективность сотрудничества детей и отцов.
Актуальное направление проекта связано с решением следующих задач:
- расширить знания отцов о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
- оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей;
- обучить отцов общению с детьми;
- оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребёнком;
- помочь отцам научиться уважать ребёнка как личность, развивать его творческие способности.
- развивать у детей любознательность, инициативность и самостоятельность в совместной работе с отцом.
- воспитывать любовь и уважение к своему отцу.
Дальнейшую свою работу я проводила по этапам:
1. Начальный этап (выявление проблемы)
Начальному этапу моей работы предшествовал анализ заинтересованности отцов в развитии детей, который показал, что не все отцы интересуются жизнью ребёнка в детском саду, не уделяют им внимания, не знают чем заняться с ребёнком дома; у них отсутствуют элементарные знания в вопросах воспитания детей.
2. Подготовка к проекту
Я изучила литературу по данной проблеме. Составила план работы с родителями (Приложение 1).
3. Практическая деятельность по проекту
Для решения поставленных задач мною были проведены следующие мероприятия:
- Оформлена выставка портретов «Папочка, ты самый лучший»;
- Развлечение «Вместе с папами» – конкурс «Воспитатель года»;
- Праздник «Папа, мама, я – отличная семья»;
- Досуг «Путешествие с ПДДешкой» – конкурс «Зелёный огонёк»;
- Приняли участие в конкурсе «Я горжусь тобой, милый папа мой!»;
- Приняли и принимаем участие в ежегодном конкурсе Эстетический участок»;
- Оформлена газета к международному дню отцов «Мой папа, самый лучший!»;
- Развлечение вместе с папами «Заюшкин дом»;
- Приняли участие в конкурсе «Зимний участок»;
- Ежемесячный выпуск газет группы;
- Проведено родительское собрание «Мой папа».
- Проведено развлечение «Здравствуй, весна!»
4. Оценка результатов (повторный мониторинг, выявление проблем, коррекция)
Разработанная мной диагностика позволила мне
определить уровень компетентности отцов,
выявить проблему, скорректировать свою
дальнейшую деятельность.
Не смотря на проделанную мною работу и повышения
уровня компетентности у родителей, остаётся
процент отцов, которые по-прежнему не проявляют
заинтересованности в жизнедеятельности
детского сада и воспитании ребёнка.
Для того чтобы привлечь этих родителей к сотрудничеству мною была разработана анкета, которая позволит выявить удобные формы взаимодействия с этими родителями и разработать дальнейший план работы с учётом интересов всех отцов группы.
Работая по данной теме, я нашла подход к папам
детей, создала атмосферу доверия, изучила их
запросы и ожидания, определила проблемы детей и
родителей.
Так как проект «Папа может всё» долгосрочный,
я продолжаю над ним работать и думаю, что моя
работа будет интересна педагогам города.
5 – Защита проекта
Опыт своей работы я представила на педагогических чтениях в ДОУ, на стажерской площадке города – развлечение вместе с папами «Заюшкин дом».
На городском конкурсе «Воспитатель года» 2009-2010 г. мной было представлено развлечение «Вместе с папами». Была отмечена Благодарственным письмом за победу в номинации «Я мастер своего дела в области гражданско-патриотического воспитания» среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Мой опыт работы по данной теме был опубликован в интернете на сайте «1 сентября».
Награждена Благодарственным письмом за участие в городской педагогической конференции «Школа XXI века: опыт и перспективы изменения образовательной практики» в марте 2011 года.
Подвести итог своей работы я хотела бы словами Джорджа Герберта: «Один отец значит больше, чем сто учителей».