По проекту «Петербургская Школа 2020» развитие школы планируется в девяти важнейших направлениях, одно из которых – здоровье в школе.
Главной целью образовательной технологии является достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии, а наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.
Реализуя целевую программу Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Здоровый школьник», педагогический коллектив нашей школы разработал комплекс мероприятий по охране здоровья детей и подростков, целями которого являются: совершенствование образовательного процесса на основе комплексной оценки здоровья школьников; сохранение, укрепление и восстановление здоровья школьников; укрепление материально-технической базы образовательных учреждений; снижение острой и хронической заболеваемости учащихся; организация питания – основного фактора здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – одна из важных задач современной школы. Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Следовательно, главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от нас, педагогов, особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения, направленного на укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья учащихся, опирающегося на научность, креативность, личностно-деятельностность, системность;
Достигается оно через здоровьесберегающее обучение, активизацию физического развития, соблюдение санитарно-гигиенических норм, пропаганду здорового образа жизни;
Приводит к уменьшению пропусков по болезни, предотвращению утомляемости, потребности в здоровом образе жизни.
А здровьесберегающее обучение, в свою очередь достигается через учет особенностей класса; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлении и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; разнообразие видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Для учителя очень важно правильно организовать урок. От этого во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Учитывая сказанное, я в своей работе в 5(6) классах придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса, с учетом особенностей 10-11 летнего возраста, чтобы создать благоприятную среду для каждого ученика в этот сложный переходный период со ступени начального общего образования на основную. На физическое здоровье учащегося сильно влияет его психическое и эмоциональное состояние. Наша цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Основные задачи: организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения; воспитание культуры здоровья; развитие творческих способностей; мотивация на здоровый образ жизни; научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром; научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но не всегда сам ребенок хочет учиться. Поэтому необходимо формировать у него положительную мотивацию к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса и сбережения здоровья ученика. Учитель должен постоянно помнить, что ребенок должен работать на положительной мотивации, поддерживающей самое ценное – здоровье ребенка.
Цель моей работы заключалась в поиске путей и средств сбережения здоровья учеников, в том числе через повышение учебной мотивации. Этому способствует творческий характер образовательного процесса.
Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит его развитию, снижает наступление утомления. Это достигается использованием разных форм уроков (урок-путешествие, викторины, сказки, игра); наглядности; занимательных упражнений, игровых ситуаций на уроках; творческого характера домашних заданий (составить задачу или нарисовать цветную цепочку вычислений, придумать кроссворд или ребус).
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение. Поэтому во время уроков, особенно в 5-6 классах, важным является чередование различных видов учебной деятельности, таких как: опрос учащихся, письменная работа, устный счет, решение тестовых заданий, работа с текстом, слушание, составление вопросов для одноклассников, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач. Норма 4-7 видов за урок.
Необходимо использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся. Обязательно проведение физкультурных минуток на расслабление кистей рук, снятие усталости спины и позвоночника, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз. Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников.
Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. Они должны быть разнообразными и проводится на начальном этапе утомления. Конечно же, подбираются эти упражнения в зависимости от особенностей урока. Так же большое значение имеет эмоциональный климат на уроке: мажорность урока, эмоциональная мотивация урока, создание ситуации успеха.
Важную роль играет экологическое пространство (проветривание, освещение и озеленение кабинета). Большое значение имеет организация урока. Урок строится в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания и виды работ.
Во избежание усталости учащихся приходится чередовать виды работ: коллективная или самостоятельная работа, работа с текстом, устный счет, логические задания и творческие задания.
Применение цветных мелков и разноцветных карточек с заданиями способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Важно индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени, использование заданий разного уровня.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на поиск ошибок; включение игровых моментов позволяет избежать монотонности на уроке.
В любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (1-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (1-2 минуты). Каждый из нас должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету.
Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент технологий сберегающих здоровье. На уроках математики учащимся приходится много считать, писать, концентрировать внимание, напрягать умственную деятельность.
Поэтому применение здоровьесберегающих технологий – один из главных пунктов, позволяющих мне и учащимся достичь лучших результатов, сводя к минимуму неблагоприятное влияние окружающей среды.
Примером использования технологии сбережения здоровья на практике может служить разработанный мной урок (Приложение 1).
Список литературы:
- Школьные технологии, 2004, № 2, с.200-208.
- Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. – № 3.
- Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С. 29 – 34. Фомина Н. А.
- Чимаров В.И. О стратегических ориентирах
формирования здоровья детей
в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2000, № 1(3).