Цели: создать условия для:
– ознакомления учащихся природной зоной тундры;
– формирования универсальные учебные действия;
– развития у младших школьников;
– личностные качества: мышление, внимание, наблюдательность на основе
поисково-исследовательской деятельности;
– монологической речи;
– умений общаться;
– воспитания экологической культуры учащихся и любви к природе.
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
- Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
Задачи урока по формированию УУД:
1. В сфере личностных УУД:
- Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
- Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
2. В сфере регулятивных УУД:
- Научить принимать и сохранять учебную задачу;
- Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
3. В сфере познавательных УУД:
- Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
- Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
- Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
4. В сфере коммуникативных УУД:
- Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Оборудование: АРМ, географическая и контурная карты, гербарий растений тундры, словарь иностранных слов, картинки животных тундры, журнал “Природа и человек”, макеты растений.
Сопровождение | Ход урока |
Детская игрушка-машинка |
1. Организационный момент. – На урок сегодня я принесла вам этот предмет. (Машинка.) Я думаю, она нам сегодня пригодится. |
Карточки: темная Слайд 1. Карточки: |
2. Мотивация на учебную деятельность. – Вы начали уже изучать природные зоны России. На уроке мы продолжим знакомство с ними и узнаем много нового. Один путешественник , познакомившись с одной из природных зон, о характеризовал ее так: Темная – С какой природной зоной мы сегодня будем знакомиться? Знаете ли вы почему путешественник сказал о тундре так? А хотели бы узнать? (Нет. Да.) |
Пакеты с заданиями, эмблема. Слайд 3. |
3. Подготовка условий для
самостоятельной деятельности учащихся. – Тогда приглашаю вас в
научную экспедицию в эту загадочную, неповторимую, удивительную тундру.
В состав экспедиции ученые разных областей наук: топонимики, географы,
метеорологи, ботаники, зоологи, геологи, социологи. Давайте
распределимся на группы. (Создать 7 групп.) |
Слайд 4. | |
Карты, гербарий, учебники, статья из журнала, словарь,
земля, емкость, макете разных деревьев.
|
4. Самостоятельная работа учащихся. (В ходе работы учащиеся работают с толковым словарем, географической и контурной картами, гербарием, статьями учебника, журнала “ Природа и мы”, проводят опыт, интервьюируют.) |
Слайд 5. | 5. Интерпретация знаний учащихся. (Учащиеся поочередно с опорой на план или карточку-опору сообщают о результатах исследования тундры согласно своей науки. Рассказ сопровождается показом слайдов./ |
Слайд 6–25. | |
6. Обобщение знаний по теме. – Сколько мы узнали об этой удивительной природной зоне! Обобщим все полученные знания. А чтобы легче было запомнить, выделим все самое главное и запишем это при помощи символов. (Составление ассоциативной “цепочки” с помощью символов.) |
|
Карточки: Исследование. |
7. Рефлексия. – Можете ли вы сейчас ответить,
почему путешественник так представил нам тундру? |
Слайд 26.
Слайд 1. |
8. Подведение итога. – Кто догадался, почему я сегодня принесла в класс машинку? В мире сейчас большое количество машин, по данным 20011 года на одного жителя Земли приходиться 1,5 машины: легковые, грузовые, автобусы, специальные и т.д. Почти все они используют в качестве топлива газ или бензин, который получают из нефти. Сколько нужно нефти и газа чтобы обеспечить все машины топливом! Каждая 9 машина пользуется топливом добытым в тундре. Недра тундры не бесконечны, да и добыча полезных ископаемых приносит огромный вред. Я надеюсь, когда вы вырастите , придумаете такие машины, которые будут ездить на солнечных батареях или другом альтернативном топливе. И мы сможем сохранить уникальную природу тундры. |