Принцип метапредметности в обучении младших школьников

Разделы: Начальная школа


Цели: создать условия для:

– ознакомления учащихся природной зоной тундры;
– формирования универсальные учебные действия;
– развития у младших школьников;
– личностные качества: мышление, внимание, наблюдательность на основе поисково-исследовательской деятельности;
– монологической речи;
– умений общаться;
– воспитания экологической культуры учащихся и любви к природе.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
  2. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
  3. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

Задачи урока по формированию УУД:

1. В сфере личностных УУД:

  1. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  2. Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

2. В сфере регулятивных УУД:

  1. Научить принимать и сохранять учебную задачу;
  2. Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  3. Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

3. В сфере познавательных УУД:

  1. Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
  2. Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
  3. Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

4. В сфере коммуникативных УУД:

  1. Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  2. Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  3. Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование: АРМ, географическая и контурная карты, гербарий растений тундры, словарь иностранных слов, картинки животных тундры, журнал “Природа и человек”, макеты растений.

 

Сопровождение Ход урока
 

Детская игрушка-машинка

1. Организационный момент.

– На урок сегодня я принесла вам этот предмет.

(Машинка.) Я думаю, она нам сегодня пригодится.

Карточки:

темная
уникальная
низкорослая
дорогая
равнинная
алмазная

Презентация.

Слайд 1.

Карточки:
нет, да

2. Мотивация на учебную деятельность.

– Вы начали уже изучать природные зоны России. На уроке мы продолжим знакомство с ними и узнаем много нового. Один путешественник , познакомившись с одной из природных зон, о характеризовал ее так:

Темная
Уникальная
Низкорослая
Дорогая
Равнинная
Алмазная

– С какой природной зоной мы сегодня будем знакомиться? Знаете ли вы почему путешественник сказал о тундре так? А хотели бы узнать?

(Нет. Да.)

Пакеты с заданиями, эмблема.

Слайд 3.

3. Подготовка условий для самостоятельной деятельности учащихся.

– Тогда приглашаю вас в научную экспедицию в эту загадочную, неповторимую, удивительную тундру. В состав экспедиции ученые разных областей наук: топонимики, географы, метеорологи, ботаники, зоологи, геологи, социологи. Давайте распределимся на группы. (Создать 7 групп.)
– Каждая группа будет исследовать тундру с позиции своей науки. У каждой группы своя задача и свой план действий. Руководителям групп получить задания.
– Я тоже член экспедиции и представляю общество “Охраны природы”, вместе с вами буду выполнять свое задание.
– В добрый путь!

Слайд 4.
Карты, гербарий, учебники, статья из журнала, словарь, земля, емкость, макете разных деревьев.

 

Приложение 2.

4. Самостоятельная работа учащихся.

(В ходе работы учащиеся работают с толковым словарем, географической и контурной картами, гербарием, статьями учебника, журнала “ Природа и мы”, проводят опыт, интервьюируют.)

Приложение 1.

Слайд 5. 5. Интерпретация знаний учащихся.

(Учащиеся поочередно с опорой на план или карточку-опору сообщают о результатах исследования тундры согласно своей науки. Рассказ сопровождается показом слайдов./

Слайд 6–25.
  6. Обобщение знаний по теме.

– Сколько мы узнали об этой удивительной природной зоне!

Обобщим все полученные знания. А чтобы легче было запомнить, выделим все самое главное и запишем это при помощи символов.

(Составление ассоциативной “цепочки” с помощью символов.)

Карточки:

Исследование.
Изучали источники: статьи, словари, интернет.
Наблюдение.
Опыты.
Интервью/опыт старших/.

7. Рефлексия.

– Можете ли вы сейчас ответить, почему путешественник так представил нам тундру?
– Мы не знали, а все что не знаем называется незнание, а теперь знаем, а это – знание. Как наши незнания перешли в знания, что мы с вами делали?
(Исследовали.)
– Какие действия выполняли при исследовании?
(Изучали литературу, делали опыт, наблюдали, обращались за помощью к старшим, искали в интернете.)
– Путь от незнания к знанию довольно долгий, но очень интересный, и каждый раз, совершая этот путь, вы становитесь образованнее, умнее.

Слайд 26.

 

 

 

 

Слайд 1.

8. Подведение итога.

– Кто догадался, почему я сегодня принесла в класс машинку?

В мире сейчас большое количество машин, по данным 20011 года на одного жителя Земли приходиться 1,5 машины: легковые, грузовые, автобусы, специальные и т.д. Почти все они используют в качестве топлива газ или бензин, который получают из нефти. Сколько нужно нефти и газа чтобы обеспечить все машины топливом! Каждая 9 машина пользуется топливом добытым в тундре. Недра тундры не бесконечны, да и добыча полезных ископаемых приносит огромный вред. Я надеюсь, когда вы вырастите , придумаете такие машины, которые будут ездить на солнечных батареях или другом альтернативном топливе. И мы сможем сохранить уникальную природу тундры.