Понятие “развитие математических способностей” является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент 15 формировании “картины мира” ребенка.
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует "указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.
Общий закон образования способностей состоит в том, ч то они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Способности не есть нечто раз и навсегда предопределенное, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие.
Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.
Во-первых, многие считают, ч то математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей
Во-вторых, многие думают, ч то способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик Л. 11. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических
Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
Крутецкий В.Л. в книге “Психология математических способностей дошкольников” различает девять способностей (компонентов математических способностей):
Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном.
Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.
Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.
Способность к “последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению”, связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах.
Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами.
Способность к обратимости мыслительною процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли).
Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли).
Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли).
Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную пауку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладаю т математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
И родители, и педагоги знают, ч то математика – то мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваиваю т сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди – его родители и педагог.
Приложение. Презентация.