Цель:
- Учебная
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-путешествие.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: макет сундука, книга «Гуси-лебеди», три «волшебных» ключа, карточки для индивидуального задания, рисунки «Машенька», «Яблонька», «Печка», «Речка», «Дремучий лес», указатели с математическими заданиями, плакат с таблицей, спички.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создадим хорошее, дружелюбное настроение.
Улыбнитесь друг другу, садитесь!
Итак, начинаем наш урок.
II. Актуализация.
На уроке нам с вами потребуются наши знания, умения решать уравнения, задачи с помощью уравнений, выходить из трудных ситуаций, помогать сказочным героям.
III. Объявление темы, цели урока.
Урок сегодня необычный. Сейчас мы с вами совершим путешествие в сказку. Чтобы это совершилось, мы должны повторить и обобщить материал по теме «Решение уравнений», закрепить умения составлять уравнения по условию задачи
IV. Устный счёт.
А попадём мы в сказку, если откроем замок волшебного сундука.
(Показать макет сундука. На нём висят карточки – 3 ключа с примерами – один ключ для каждого ряда).
Давайте подберём подходящий ключ. Для этого вы должны решить эти примеры. Я знаю шифр замка – наименьшее значение этих выражений. Итак, быстрее за счёт!
15х6:18х19+6 (101) 100-19:3+23х4200 (200) 60-11:7х15-25 (80)
(Дети называют ответы. Наконец-то ключ найден. Открыть сундук, достать книгу).
В какую сказку мы попали? (– Гуси-лебеди)
IV. Проверка домашнего задания.
Гуси-лебеди украли братца. Как помочь Машеньке? Если мы сейчас решим задания без ошибок, то перед нами откроется первая остановка нашего маршрута. Итак, за дело.
слабые учащиеся по карточкам решают работу, аналогичную домашнему заданию 1. Найти корни уравнений:
х+96=1004
(х=908)у-708=194
(у=902)511-а=208
(а=303)
2. Составь уравнение по задаче и реши.
У сестры было 300 рублей. После того, как она сделала покупки, у неё осталось 134 рубля. Сколько денег потратила сестра?
(300 – х = 134, х = 166)
средние учащиеся решают уравнения у доски самостоятельно:
1.Найти корни уравнений:
63-(25-a)=26
(a=12)(k-653)+308=417
(k=762)604+(356-n)=887
(n=73)(237+d)-583=149
(d=495)
2. Сформулируй правила по вопросу: Что называется уравнением? Что называется корнем уравнения? Что значит – решить уравнение? Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое
сильные ребята решают тесты по КИМам:
1. Решите уравнения:
4x-(12-25+3x)=87
(х=74)4у+(15+3у)-12=24
(у=3)5с-(7+8+4с)=56
(с=71)19+(12+7а+8а)=76
(а=3)
2. Составьте уравнение по условию задачи и решите его. В корзине было неизвестное количество яблок. Сначала из нее взяли 12 яблок, а потом положили туда 5 яблок. В результате в корзине стало 24 яблока. Сколько яблок было в корзине первоначально?
( х-12+5=24, х=31 )
(Открывается яблонька)
V. Повторение изученного материала.
Яблоня укажет нам путь дальше, если мы выполним её задания.
1. Упростите выражение.
328 + n + 482
378 – (k + 258)(810 + n)
(120 – k)
2. Найти значение выражения, предварительно упростив его:
(225 – а) + (140 – b), при а=15, b=30. (320)
(m – 148) – (97 + n), при m=358, n=43. (70)
(У доски по очереди ученики решают задания от простого к сложному с объяснением. По завершении правильных решений открывается карточка, на которой нарисована печка.)
Печка не хочет нас отпускать дальше, пока не поможем ей решить задачи.
1. Печка испекла 62 пирога. Она угостила туристов, после чего у неё осталось 47 пирогов. Сколько пирогов съели туристы? (62-х=47, х=15)
2. Сколько потребуется извести, чтобы побелить боковые части печки, которые имеют форму прямоугольника со сторонами 2 и 1 м, если на каждый м2 уходит 2 л извести. (S=2х1=2 м2, 2S=4 м2, 2х4=8 л)
Печка указала нам путь к реке. Очень бурное течение у речки, надо перейти её осторожно, тихо, чтобы не случилось беды. Речка объявляет нам самостоятельную работу (дифференцированная, записанная на доске):
1вариант.
1. Реши задачу. Старик поймал в речке 51 рыбку. Несколько рыбок он продал, а остальные, 37, принёс Старухе. Сколько рыбок Старик продал? (51-х=37, х=14)
2. Реши уравнения:
b + 90 = 56 + 90 (b = 56)
600 + c = 600 + 98 (c=98)
2 вариант.
1. Реши задачу. После того, как скорость теплохода уменьшилась на 6 км/ч, она стала равна 14 км/ч. Какой была скорость теплохода до уменьшения? (х-6=14, х=20)
2. Реши уравнения:
25х + 49 = 149 (х = 4)
13+10у=163 (у = 15)
3 вариант.
1. Реши задачу. Щука в 4 раза тяжелее карася, а сом в 7 раз тяжелее щуки. Какова масса сома, если все вместе они весят 16 кг 500 г. (х+4х+28х=16500; 33х=16500; х=500г–карась, 2кг – щука, 14 кг–сом.)
2. Реши уравнения:
(х + 15) – 8 = 17 (х = 10)
(24 + а) – 21 = 10 (а = 7)
Проверьте, вы не ошиблись (взаимопроверка – работа в парах).
Добрая речка успокоилась и хочет помочь нам. После напряжённой работы нам надо тоже разрядиться.
VI. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Вращение вправо, влево, вверх, вниз.
Пальчик – приближение и удаление.
На доске ставлю точку. Дети замечают её. По команде дети зажмуривают сильно глаза, а потом по команде открывают. Взгляд должен попасть в точку.
VII. Обобщение по теме «Решение уравнений».
Побежали в путь со «свежим взглядом».
Какой страшный лес! Как много дорог! По какой идти?
А вот указатели с математическими заданиями! Давайте разделимся на группы и разберёмся, какую дорогу выбрать.
(Каждой группе выдаётся задание, состоящее из 5 уравнений)
Решите уравнения в тетрадях по порядку, и ответы соотнесите с буквами по таблице на плакате.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Я |
51 | 40 | 14 | 299 | 21 | 18 | 67 | 38 | 19 | 68 |
(х-13)-13=14
(у-31)-11=9
с-26=14
а-27=24
(125-а)-15=42
318-(х-8)=27
с+14-25=40 (Баба Яга)
Ребята, мы пришли к избушке Бабы Яги. Никого нет дома: ни Бабы Яги, ни гусей. Только слышен скрип избушки.
Голос избушки: «Я отпущу братца, если вы поможете повернуть избушку другой стороной».
Ребята, здесь надо переложить две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.
– Молодцы, ребята! Отлично поработали! Помогли Машеньке спасти братца.
VIII. Мотивация и выставление оценок.
IX. Домашнее задание.
Дифференцированное:
- сильные – составить математический рассказ или сказку по теме «Решение уравнений».
- средние – на карточках составить задачи по теме «Решение уравнений».
- слабые – на карточках составить уравнения (5 и более)
X. Рефлексия.
Закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Мне захотелось…
- Я почувствовал, что…и т.д.
XI. Подведение итогов.