Защита воспитательного проекта "Когда музы не молчали"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


«Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах»

М. Дудин

<слайд 2>

Ученик 1. Война… Это слово ворвалось в каждый дом, заставило содрогнуться каждое сердце, наложило отпечаток на каждую судьбу.

<слайд 3>

Великая Отечественная война... Она унесла миллионы жизней, обернулась трагедией для каждой третьей семьи. Да, мы вырвали победу у врага! Трудно подобрать какое-либо иное слово. Мы именно вырвали победу, она далась нам дорогой ценой, ценой целого поколения. Что же чувствовали те, кто прямо со школьной скамьи попал в самое пекло боя, совсем еще юные, неопытные?

<щелчок>

Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних...
Где ни первых нет, ни последних...

А. Ахматова

Что требовалось от них? Какие усилия воли, какое напряжение душевных и физических сил?

Ученик 2. Нам трудно ответить на эти вопросы. Ведь мы дети уже третьего поколения, мы не смотрели смерти в глаза, не чувствовали ежеминутный страх за жизнь родных и близких нам людей. Порой нам даже хочется забыть о том, что когда-то шла война, была разруха, хаос, смерть. Но нет... Нельзя... Мы не имеем права забывать о тех, кому обязаны собственной жизнью, о тех, кто, думая о нас, шел к победе.

Вот о вас и напишут книжки:
“Жизнь свою за други своя”.
Незатейливые парнишки,–
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, –
Внуки, братики, сыновья.

А. Ахматова. “Победителям”

<слайд 4>

Ученик 3. Все эти люди, принося в жертву жестокой войне лучшие годы своей жизни, молодость, любовь, совершали подвиг. А свершение подвига требует не только мужества, доблести, смелости, но и особого состояния души... Книги, прочитанные каждым из тех, кто ушел на войну, песни, которые они слушали, фильмы, которые они смотрели – все внесли свою лепту в создание их нравственной готовности к подвигу.

Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.

Б. Пастернак. “Смерть сапера”

Но подвига одного человека недостаточно для победы в войне. Победа достигается лишь сплочением всего народа в едином патриотическом порыве. Но как поддержать высокий патриотический подъем среди боли и крови, в разрушенных городах и сожженных деревнях, в голоде и холоде? В эти страшные годы испытаний на помощь советскому солдату пришло искусство: музыка, поэзия, кинематография.

Ученик 4. Поэты первыми почувствовали себя призванными поддерживать уверенность в победе и стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

<слайд 5>

Уже 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

<слайд 6> Песня. <слайд 7> <слайд 8> (на фоне музыки)

Ученик 5. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

<щелчок>

На борьбу поднялась вся страна. Подвиг становился каждодневным, массовым, всенародным. Воистину это была “война народная, священная война”! И каждый, кто участвовал в ней, подчинялся одной общей воле, одной общей цели.

И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Анна Ахматова «Клятва» июль 1941, Ленинград

<слайд 9>

Ученик 6. Художники «огневых сороковых» тоже внесли неоценимый вклад в дело победы. Плакат Великой Отечественной войны – одно из самых ярких художественных событий культуры ХХ века. Первым плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня 1941 года, был лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении между СССР и Германией, и красноармейца, вонзившего штык в его голову.

Среди многих искренних работ тех дней лист В.Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом.

<слайд 10>

Тогда же, в июне, В.Корецкий создал композицию «Будь героем!». Этот плакат, увеличенный в несколько раз был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города.
Защитников Ленинграда вел в бой плакат В.Серова «Наше дело правое – победа будет за нами».
<слайд 12>

Ученик 7. Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!».

<Приложение 1, стихотворение Ильи Эренбурга, 1941>

<слайд 12>

Ученик 8. События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное – оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили новые задачи. Художники показали трагедию войны; героями их листов были женщины и дети. Плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Недаром художник Н.Жуков в своей работе «Бей насмерть!», поместил этот плакат на стену дома, который защищал от врага красноармеец-пулеметчик.

<слайд 13>

Мольба матери, потерявшей ребенка и призывающей к отмщению с плаката Д.Шмаринова «Отомсти», вдохновляла наших солдат на подвиг.

Бесстрашие, героизм и фронтовое братство советских воинов воспели плакаты Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!», В.Корецкого «Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен...».

<слайд 14>

Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен,
Собою жертвует Семен за жизнь Самеда…
Пароль их «Родина» и лозунг их «Победа»!

<слайд 15>

Ученик 9. 9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала.
<симфония> (приглушить. говорит под музыку)

Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.

<слайд 16>

В феврале 1942 года муза осажденного Ленинграда Анна Ахматова пишет стихотворение «Мужество», проникнутое святой верой в победу.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

23 февраля 1942

Ученик 10. Безусловно, те, кто рисковал, кто самоотверженно бросался в бой, кто жертвовал, боролся, защищал, совершали подвиг. Но разве не истинный подвиг совершали матери и сестры, по ночам вязавшие носки и варежки для бойцов? Разве не подвиг совершали совсем еще дети, вытягивающие на своих хрупких плечиках непосильную работу в тылу? Все они пусть на шаг, пусть на миг помогали приблизить победу. Своим трудом, своими молитвами, своим ожиданием все те, кто оставался в тылу, участвовал в подвиге народа. И как важно было для бойца верить в то, что его ждут дома. Именно поэтому, стихотворение Константина Симонова «Жди меня», которое первоначально было написано только для его жены, переписывалось сотни раз на клочках бумаги, при свете коптилки.

<слайд 17>

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.

Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1941

<слайд 18>

Ученик 11. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грам­пластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный Клавдией Шульженко на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года. Сама песня была написана еще до войны, в 1940 году. Изменили только несколько строк и песня зазвучала по-новому. Именно фронтовой вариант «Синего платочка» навсегда останется в репертуаре певицы.

Песня. <слайд 19>

Ученик 12. В дни суровых испытаний не остались в стороне и кинематографисты. В 1942 году в фильме «Два бойца» роль Аркадия Дзюбина сыграл Марк Бернес. Вот что вспоминает композитор Н. Богословский: «В фильме никакие песни поначалу не планировались, должна была звучать только оркестровая музыка. Но как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Темной ночи». Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни...

Песня <слайд 20>

Ученик 13. Победа под Сталинградом продемонстрировала всему миру несгибаемую силу бойцов и мощь Красной Армии, сумевшей противостоять многотысячной немецко-фашистской армаде и отбросить врага от Волги. Этому событию посвящен плакат В.Дени и Н.Долгорукова «Сталинград», 1942. После разгрома врага от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел. Радость и счастье женщины, обнимающей воина, на плакате В.Иванова «Ты вернул нам жизнь!», явились выражением народной любви и гордости за своих героев.

<слайд 21>

Творчество В.Иванова наиболее ярко проявилось в листах 1943 года «Пьем воду родного Днепра...» и «На Запад!», которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина. До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок.

<слайд 22>

В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа. Бесспорно, самые лирические образы героев войны создал А.Кокорекин. Плакат «Воину-победителю – всенародная любовь!», 1944 готовил советских людей к скорой встрече с героями-воинами.

<слайд 23>

На плакате В.Корецкого «Не унесут фашистов ноги – добью врага в его берлоге!» пожилой боец с автоматом на груди верит в близость победы и неотвратимости расплаты врага за все причиненные народам страдания.

Ученик 14.

Читает стихотворение Александра Твардовского «Огонь»,1943 <Приложение 2>

<слайд 24>

Ученик 15 Нельзя не вспомнить еще об одной песне, той, которая была написана до войны, в 1938 году, но стала одной из самых любимых в военные годы. Одно название этой песни вызывало ужас в немецкой армии.

Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. Трогательны бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения. Пели песню про Катюшу-санитарку, про Катюшу партизанку, про реактивную установку с ласковым именем «Катюша» и даже сразу про двух Катюш.

Две Катюши, словно две подружки,
Бой вели в горячие деньки:
Наша пушка била у опушки,
А Катюша – с берега реки.

<песня>

<слайд 25> <Акт о капитуляции> <слайд 26>

Ученик 16. Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами. Художники прославляли советский народ и его героических воинов. Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и радостное ликование победителей торжественно ушел в историю.

<слайд 27>

Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались домой старики
И совсем молодые отцы –
Москвичи, ленинградцы, донцы...
Возвращались сибиряки!

Возвращались сибиряки –
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин,–
Возвращался народ-исполин...

Леонид Мартынов «Народ – победитель», 1945

<слайд 28>

Песня «Ехал я из Берлина» Музыка: И. Дунаевский Слова: Л. Ошанин 1945г. <4 щелчка потом приглушить звук>

Ученик 17. Победу праздновали всем миром с песней и пляской. Радуясь и веря в будущее, люди сочиняли новые песни с надеждой на мирную жизнь. Но песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать ближе к тем великим людям, кто смог выстоять в ужасные годы войны, помнить и чтить память погибших, стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Люди!
Покуда сердца
стучатся,–
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,–
пожалуйста,
помните!

Песню свою
отправляя в полет,–
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,–
помните!

(Роберт Рождественский «Реквием», 1962)

<слайд 29>

Песня «Майский вальс» Музыка: И. Лученок Слова: М. Ясень 1985г. Исполняет: Ярослав Евдокимов.

<слайд 30>