Цель:
- познакомить детей с историей возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы;
- дать представление о внешнем виде и архитектурных особенностях самого известного в России храма, посвященному Покрову Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного);
- познакомить с обычаями русской старины, с жизнью и бытом русского народа;
- зародить интерес к русской народной культуре у детей и их родителей.
- воспитывать в детях бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа.
Предварительная работа:
- рассматривание репродукции картины Б. Кустодиева “Ярмарка”;
- рассматривание репродукции картины Ю.Богачева “В древнерусском доме”;
- рассматривание фото храма Василия Блаженного;
- знакомство со словами: коробейники, коробушка, ситец, парча, гривна, изба, пряха, светелка, припасиха, прибериха.
Оформление: на заднем плане в празднично украшенной избе стоит русская печь, лавки, посредине избы стол, накрытый скатертью с русским орнаментом, на столе самовар, угощение.
(Дети, одетые в русские народные костюмы, входят в зал с веселой пляской под русскую народную мелодию “Ах, вы, сени мои, сени!”)
Дети:
1-й ребенок. Праздник нынче к нам пришел: батюшка Покров.
2-й ребенок. Покров – один из самых почитаемых в народе осенних праздников.
3-й ребенок.
По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.
На колени она опустилась, перед образом сына молилась.
И над всеми, кто верить готов, распростерла святой Свой Покров.
4-й ребенок.
Он из света небесного свит,
Невесом и прозрачен на вид.
5-й ребенок.
Слякоть пусть и бездорожье.
Не грусти, потупя взор.
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает свой Покров.
6-й ребенок.
От всего на свете злого
Лес и поле, и дома
Покрывает все покровом
Богородица сама!
7-й ребенок.
Всех невидимым Покровом
Благодатно осеняет
И в земном пути суровом
От несчастий сохраняет
Дети: Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал в России одним из самых любимых праздников.
– Богородица издавна считалась Покровительницей земли Русской.
– На Красной площади в Москве стоит символ России – Покровский собор, известный под названием Василия Блаженного.
Дети: Вот и прошло лето. Осень просится на двор.
– Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется.
– А чтобы было нам теплей, пригласили мы гостей!
Все: Красному гостю – красное место!
(Дети поют “К нам гости пришли” муз. А. Александрова сл. М. Ивенсен.)
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли (2 раза).С капустой пирог,
И с малинкой пирог,
А, который без начинки,
Самый вкусный пирог.
(Мальчик.)– Я топну ногой,
Да притопну другой.
(Девочка.)– Я волчком крутиться стану,
А ты так постой.
Группа нам нравится
Дружбой славится.
Приходите, гости, чаще,
Если нравится!
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли (2 раза).
Дети: А сейчас мы спросим гостей, какие приметы или пословицы они знают об этом –
– Не знаете? Тогда слушайте:
– В народе говорят: “На Покров с утра – осень, а после обеда – зима”.
– Чини избу до Покрова, а то не будет тепла.
– Покров – истопи избу без дров.
– Откуда ветер на Покров – оттуда начнутся морозы: если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера – к холодной зиме.
Дети: К осени собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости прожить.
– Ведь лето – припасиха, а зима – прибериха.
Дети: А сейчас мы узнаем у наших гостей, смогут ли они отгадать загадки о дарах осени?
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб.)Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картошка.)Над землей трава,
Под землей алая голова.
(Свекла.)Золотая голова – велика, тяжела.
Золотая голова – отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква.)Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (Лук.)Голова на ножке, в голове горошки.
(Горох.)И красна, и кисла
На болоте росла.
(Клюква.)За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
(Морковь.)К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы.)Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко.
(Яблоко.)
Дети: Лето было урожайным, значит, и праздник будет веселым!
– Не скучай народ – заводи хоровод.
– Дружно за руки берись, в хороводе веселись.
(Девочки заводят хоровод под рус. нар. песню“Плетень”.)
(Выходят мальчики, одетые в костюмы коробейников.)
1-й ребенок. В Покров день на Руси ярмарки начинались.
2-й ребенок. Продавали на ярмарке товары разные, кушанье да питье.
3-й ребенок. Батюшка Покров, расстелись ковром.
4-й ребенок. Открывай сундуки с добром.
5-й ребенок.
Гуляй, ярмарка, веселая, яркая,
Покупай, народ, подарки.
6-й ребенок. Колечки, сережки, шубки да сапожки!
7-й ребенок. Зеркальца, румяна, кремы да помады!
8-й ребенок. Не стой в стороне, покупай, что надо!
1-й ребенок. Караваи, калачи, с пылу, с жару – из печи!
2-й ребенок.
Шоколадки, бублики!
Приготовьте рублики,
Дорогая публика!
3-й ребенок.
Пышки горячие,
Пироги с начинкой –
С жареной ветчинкой!
4-й ребенок.
Подходи не ленись,
Покупай, не скупись!
(Звучит рус.нар.мелодия. “Коробейники”. Дети поют все. Девочки подходят “покупать товар”.)
Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!– Эй,Федорушки! Варварушки!
Отпирайте сундуки!
Выходите к нам, сударушки,
Выносите пятаки!– Есть у нас мыла пахучие –
По две гривны за кусок,
Есть румяна нелинючие –
Молодись за пятачок!– Видишь, камни самоцветные
В перстеньке как жар горят.
Есть и любчики заветные –
Хоть кого приворожат.
(Дети садятся на стульчики.)
(Звучит мелодия рус. нар. песни “Пряха”. На ее фоне разговаривают девочки.)
– Покров – конец хороводам, начало посиделкам.
– Пряхи по ночам засиживались, а потом друг другу перед другом своим шитьем и вышивкой хвалились.
(Девочки садятся на скамейки, берут в руки пяльца с вышивкой, клубки с вязаньем, поют рус. нар. песню “В низенькой светелке”.)
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
У окна сидит.Молода, красива,
Карие глаза.
По плечам развита
Русая коса.
Девочка. Покров, покрой землю снежком, а меня, младу, платком!
(Раздается стук.)
Девочки. Ой, кто это?
– Это женихи пришли!
(Заходят мальчики, в руках у них балалайки, гармошки.)
Мальчики. Здравствуйте девицы, наши рукодельницы!
– Что же вы скучаете? Видно нас поджидаете?
Девочки. Здравствуйте, гости дорогие!
– Добро пожаловать на наши посиделки!
Мальчики. Веселья вам и радости!
Девочки. А вы без нас-то не гуляйте, нас с собою приглашайте!
Мальчики. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
Девочки. Будут и блины, и пироги! А сейчас давайте частушки споем!
Мальчики. Мы давно частушки ждем, подыграем и споем!
(Все поют частушки.)
На столе у нас блины,
Пышки и ватрушки…
Так споем же под чаек
Чайные частушки!– Настал батюшка-Покров,
Настала нам гуляночка.
Скоро-скоро нам сыграет
Звонкая тальяночка.– Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?
Мальчики.
Девочки, вы девочки,
Где берете денежки?
Девочки.
Летом ягодки сдаем,
А зимою все прядем.– Полотенце вышивала
Петухами утками.
Я гостечков поджидала
Часами и минутками.– Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!
Мальчик. У нашего двора нет веселью конца!
(Ребенок берет “карусель” и под рус. нар. песню “Ой, со вечора, с полуночи” дети исполняют танец.)
Дети. “Батюшка Покров, покрой нашу группу теплом, а всех ребят – добром!”
– Дорогие гости, приглашаем Вас на чаепитие!
(Родители и дети уходят в группу на чаепитие.)