Сценарий рождественского представления

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


I. Действие.

Дети (трое учащихся) сидят около окна (на ширме прикреплено нарисованное окно со Звездой на ватмане, завешенное занавесками). Звучит спокойная музыка. Выходит четвертый ребенок

4-й ученик. Привет, что вы тут сидите и не едите нечего и что это за кастрюля на сене (рядом можно поставить парту с какими-нибудь баранками самоваром и кастрюлей на сене).

1-й ученик. Ждем, – и смотрит за занавеску. 

4-й ученик в недоумении. Чего вы ждете?

2-й ученик. Звезду ждем.

4-й ученик. Какую еще звезду.

3-ий ученик. Вифлеемскую, ты что не знаешь праздник наступает!

4-й ученик. Что это за праздник такой наступает, что и поесть нельзя (крутиться около стола)?

1-й ученик. Праздник Рождества христова Вот мой прапрапрадед.

2-й ученик. Моему прапрадеду.

3-й ученик. А тот моему деду рассказывал про Рождество вот что.

1-й ученик. перебивая – А было это в те далекие времена когда В Москве по кузнецкому мосту коровы гуляли хотели было запретить мол иностранцев смущают.

4-й ученик. Да что ты мне про коров то вы мне про Рождество расскажите.

2-й ученик. Ой смотрите вон она звезда (раздвигает занавески).

3-й ученик. Да, Вифлеемская!

4-й ученик (в задумчивости). Очень красивая и большая – (с нетерпением и чуть с обидой).

–Да рассказывайте скорей что там ваши прапрапрадеды и деды про Рождество рассказывали

1-й ученик. А вот что слушай, а если что не поймешь, подскажет сердце (продолжает рассказ).

Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. А мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы – к Рождеству.

4-й ученик. Обоз?

1-й ученик (продолжает). Обоз? Ну, будто поезд... только не вагоны, а сани, по снежку, широкие, из дальних мест. …Перед Рождеством, на Конной площади, в Москве. А площадь эта... как бы тебе сказать?.. да попросторней будет, чем... знаешь, Эйфелева-то башня где? Вся – в санях. Тысячи саней, рядами. Мороженые свиньи – как дрова лежат на версту. Завалит снегом, а из-под снега пяточки торчат. А то чаны, огромные, да... с комнату, пожалуй! А это солонина. И такой мороз, что и рассол-то замерзает... розовый ледок на солонине. Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, – наплевать! Нищий подберет. Эту свиную "крошку" охапками бросали нищим: на, разговейся! Перед свининой – поросячий ряд, на версту. А там – гусиный, куриный, утка, глухари-тетерьки, рябчик... Прямо из саней торговля. И без весов, поштучно больше. Широка Россия, – без весов, на глаз. Богато жили.

2-й ученик. Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь.. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках – будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: "Эй, сла-дкий сбитень! калачики горя-чи!.." В самоварах, на долгих дужках, – сбитень.

4-й ученик. Сбитень?

2-й ученик продолжает. Сбитень! Это напиток такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, – душисто, сладко. Стакан – копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, – пальцы жжет. На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар – клубами, как из паровоза. Калачик – льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо – в дыму – лиловое, в огне. На елках иней. Морозная Россия, а... тепло!..

3-й ученик. В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено.

4-й ученик. Почему?.

3-й ученик. Почему! А будто – дар Христу. Ну... будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь – звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон – другая... Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь – резанет, ожжет морозом. А звезды!.. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зеленый, – в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды – звон-то! Морозный, гулкий, – прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, – древний звон, степенный, с глухотцой. А то – тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... гул и гул.

Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, – мороз и не щиплет. Выйдешь – певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух... синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы – белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, – плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, – Рождество.

Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый... и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови Свет Разума...

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный... был всегда. И будет.

А когда идешь из церкви. Все – другое. Снег – святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Воя она: над двором, над садом! Каждый год – над этим садом, низко. Она голубоватая, Святая. Бывало, думал: "Если к ней идти – придешь туда. Вот, прийти бы... и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он – в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне... Только не дойдешь, мороз, замерзнешь!" Смотришь, смотришь – и думаешь: "Волсви же со звездою путеше-эствуют!.."

4-й ученик. Волсви? Волки что-ли.

1-й ученик. Волхвы значит – мудрецы А, дед мой маленький, тоже думал – волки.,. Тебе смешно? Да, добрые такие волки, – думал. Звезда ведет их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь.

Начинается действие второе входит 5-й ребенок.

– Правда, хорошо ведь? Идут, поглядывают на звезду. А та ведет их. Вот и привела. Ты видишь? (Обращается к 4-ому реб.) А ты зажмурься.. Видишь – кормушка, с сеном, светлый-светлый мальчик, ручкой манит? Да, всех манит. Как я хотел увидеть!.. Овцы там, коровы, голуби взлетают по стропилам... и пастухи, склонились... и цари, волхвы..и ангелы. И звезды... все звезды там, у входа, толпятся, светят... (приходит 6-ой реб.).

4-й ученик. Ангелы, кто такие ангелы?

5-й ученик (отвечает). Ну вот живешь в православной стране и не знаешь (можно спеть можно рассказать стихотворением).

Ангелы в небе высоком живут.
Богу всевышнему славу поют.
Ангелов Бог посылает с небес.
для возвещения Божьих чудес.

Ангелов Господь послал к пастухам, они были люди простые с добрым сердцем и первые пришли поклониться маленькому Христу.

А потом пришли волхвы это были мудрецы с востока (подробнее о волхвах дарах и царе Ироде).

И все были очень рады, и на Руси был обычай дети…

Пели колядки, прославляли рождение Христа, Деву Марию, желали благополучия хозяевам.

Выходит хор (ученики с народными инструментами поют):

1. Добрый тебе вечер ласковый хозяин
Припев: Радуйся, Радуйся земля
Сын Божий в мир родился!

2. Мы к тебе хозяин с добрыми вестями
Припев: Радуйся, Радуйся земля
Сын Божий в мир родился!

3. С добрыми вестями из Святого града
Припев: Радуйся, Радуйся земля
Сын Божий в мир родился!

(Дети уходят и уносят за собой ширму с окошком и звездой.)

Ведущий. А еще, ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов – группа ребят, показывавших вертеп. Рождественский вертеп – это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, Малой и Белой Руси более 200 лет назад. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей. Вертеп представлял собой деревянный ящик в виде домика (можно сделать его и картонным). У него не было стенки – той, что обращена лицом к зрителю. В старину вертепные короба делали большими: до 1,5 метра в высоту и в ширину. Ящик этот напоминал пещеру, в которой родился Божественный Младенец. Вертепные ящики хранили как реликвии много лет и показывали на каждое Рождество.

За ширмой стоят две парты ну вдоль сдвинутые накрытые полотном в правом углу вертеп (это большая коробка внутри живописная икона Рождества ) и Рождественская елочка со звездой).

3 ученика выходят и встают, показывая на вертеп и кукол рядом.

6-й ученик:

Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов...
Цветы там душистее, звезды – крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна...
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочию:
Родился Младенец – Христос.
(С. Надсон)

7-й ученик:

То были времена чудес;
Сбывалися слова пророка;
Сходили ангелы с небес;
Звезда катилася с востока.
Мир искупленья ожидал –
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял...
(Л. Мей)

8-й ученик:

В эту ночь земля была в волнении:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
Овцы, спавшие на горном склоне,
Пробудившись, увидали там:
Кто-то светлый, в огненном хитоне
Подошел к дрожащим пастухам.
А в пустыне наблюдали львицы,
Как дарами дивными полны
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.
И в числе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя,
Белые ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.
В эту ночь вся тварь была в волнении:
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благословенье,
Наступленье мира на земле.

II. Действие.

Действующие лица: ведущий, 3 пастуха, 3 ангела, 3 волхва.

Ведущий:

В святую ночь на тучном поле,
Не зная отдыха и снов,
Стада, гулявшие на воле,
Пасло семейство пастухов.

1-й пастух:

Какая дивная ночь!
Заботы ушли от нас прочь.

2-й пастух:

Все спит вокруг – почивает,
И даже никто не знает,

3-й пастух:

Что кто-то стражу несет,
Кто-то стада пасет.

Ведущий:

И в этот миг с высот небесных,
В одеждах блещущих, чудесных,
Спустился ангел и сказал…

Выходит 1-й ангел.

1-й ангел:

Не бойтесь, Бог меня послал
Вам возвестить живую радость!
В священном граде Вифлееме
Родился ныне, в это время
Спаситель мира и людей!

Подходят еще два ангела, становятся рядом с первым. Все три ангела хором:

Позабудь тревогу,
Беспокойный мир!
Слава в вышних Богу,
И на земле мир! (Ангелы уходят).

Ведущий:

Исчезло чудное виденье,
И пастухи в немом смущенье,
В душе счастливы во сто крат
Пошли толпой в Давидов град.

– Пастухи поднимаются и под слова ведущего уходят.

Ведущий:

Тихо полночь плывет над уснувшей землей,
Ночь безмолвна, пустыня тиха.
В эту ночь на земле нет греха...
И горит, и сияет на небе звезда,
И к звезде воссиявшей вдали
Днем и ночью спешат, позабывши покой,
От востока волхвы-короли...

Волхвы входят с дарами.

1-й волхв:

Мы цари-звездочеты,
В звездном небе подсчеты
Мы ведем:
Валтазар, Гаспар, Мельхиор.

2-й волхв:

Мы Царю Вселенной
Красоты несравненной
Дар везем,
Валтазар, Гаспар, Мельхиор.

3-й волхв:

Злато, смирну и ладан,
Драгоценного нарда
Мы несем,
Валтасар, Гаспар, Мельхиор

Волхвы по очереди подходят к елке, поклонившись, ставят у макета вертепа свои дары и уходят или отходят в сторону. В центре сцены елка, на ней Вифлеемская звезда, под елкой – вертеп. Ангелы, пастухи, волхвы становятся возле елки по обе стороны от вертепа.

1-й пастух:

Ныне совершилось
Чудо из чудес,
Ныне плоть сроднилась
С благостью Небес.

2-й пастух:

Ныне человеком
Стал Предвечный Бог
И в вертепе, в яслях,
Кроток сердцем, лег.

1-й волхв:

И звездой ведомы
К свету на поклон,
Мудрецы явились
Из чужих сторон.

2-й волхв:

Смирну, ладан, злато
Лучший дар земли,
Три волхва с востока
Богу принесли.

1-й ангел:

Ангелы нисходят
Пастырям принесть
О Младенце Боге
Радостную весть.

2-й ангел:

Христос рождается – славите!

3-й ангел:

Христос с Небес – встречайте!

3-й волхв:

Христос Спаситель на земле –
К Нему вы сердцем возноситесь,
И воздыхайте, и молитесь:
О, Боже, мир нам ниспошли!

3-й пастух:

От смут кровавых, нестроенья
Отчизне дай успокоенье,
Заблудшим разум просвети!

2-й ангел:

И согрешивших пред Тобою, Вконец измученных борьбою, Помилуй, Боже, и прости!

Ведущий: Чтоб мы, найдя к Тебе дорогу, воспели…

Все выступающие вместе:  Слава в вышних Богу!

Ведущий: В лучах проснувшейся зари!

(Все кланяются и уходят.)

Выходят на сцену ученики, читают стихи:

1-й ученик:

Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила,
И в тишине родился "С нами –Бог"...
Да! С нами Бог – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог. Владеешь
ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!
(В. Соловьев)

2-й ученик:

Давно погасла в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождение Христа.
Как пастухи к Нему пришли
До утренней поры,
Как мудрецы преподнесли
Ему свои дары.
Как царь младенцев убивал,
Убийцу наградя,
Как ангел посланный спасал
Священное Дитя.
Как, проповедуя любовь
И правду Божества,
Он каждый год рождался вновь
На праздник Рождества.
Давно погасла в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыто на земле
Рождение Христа.
(Р. Янин)

3-й ученик:

Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело...
Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки горят;
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят.
Под оконцами стучатся,
"Рождество Твое" поют.
Христославы! Христославы!
Раздается там и тут.
И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа...
(А. Коринфский)

Представление заканчивается общей песней:
“Яркая звездочка” (Рождественская песенка).

Яркая звездочка на небе горит,
Детям у елочки мама говорит:
"В целом мире торжество,

Наступило Рождество!" (2 раза.)

С праздником, с праздником взрослых и ребят,
Всем поздравления нынче говорят,
Потому что торжество,

Потому что Рождество! (2 раза.)

Спать нам не хочется
В эту ночь совсем,
Хочется, хочется в город Вифлеем,
Посмотреть на торжество,

Там, где было Рождество! (2 раза.)